г. Томск |
|
23.11.2009 года |
Дело N 07АП - 7932/09 |
Резолютивная часть объявлена 18.11.2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 23.11.2009 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Залевской Е. А.,
судей: Ждановой Л.И., Солодилова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьёй Солодиловым А.В.,
при участии в заседании:
от истца Закрытого акционерного общества "Тепловые сети": Путриной В.Р. по доверенности от 06.04.2009г.
от ответчика Общества с ограниченной ответственностью Компания Управляющая компания "Томуса": Зверевой Н.В. по доверенности от 09.10.2009г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Томуса"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.08.2009 года по делу N А27-6880/2009-3 по иску Закрытого акционерного общества "Тепловые сети" к Обществу с ограниченной ответственностью Компания Управляющая компания "Томуса"
о взыскании 31 902 232 рублей 08 копеек,
УСТАНОВИЛ
Закрытое акционерное общество "Тепловые сети" (далее - ЗАО "Тепловые сети", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Томуса" (далее - ООО "Управляющая компания "Томуса", ООО "УК "Томуса", ответчик) о взыскании 31 902 232 руб. 08 коп. задолженности по оплате потреблённой тепловой энергии и услуг по передаче тепловой энергии согласно муниципальному контракту от 01.10.2008 года N 8001 за период с 01.01.2009г. по 31.03.2009г. Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 06.08.2009 года исковые требования удовлетворены, с ООО "Управляющая компания "Томуса" в пользу ЗАО "Тепловые сети" взыскано 31 902 232 руб. 08 коп. долга за потребленную тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии за период с 01.01.2009г. по 31.03.2009г.
Полагая решение суда первой инстанции необоснованным, ООО "Управляющая компания "Томуса" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что тариф на тепловую энергию ОАО "Кузбассэнерго" складывается из производства и передачи тепловой энергии. А значит, задолженность ответчика перед истцом за потребленную тепловую энергию в горячей воде, согласно Постановлению Региональной энергетической комиссией Кемеровской области от 27.02.2009 года N 16, за период с 01.01.2009 года по 31.03.2009 года будет составлять 23 284 876 рублей 52 копейки. Всё, что взыскано свыше данной суммы ответчик оплачивать не обязан так как данная сумма выставлена истцом незаконно за передачу тепла по принадлежащим ему сетям, в то время как передача тепла от производителя к конечному потребителю заложены в уже выставленный ОАО "Кузбассэнерго" тариф, определённый как плата и за производство и за передачу тепловой энергии. ЗАО "Тепловые сети" производителем тепловой энергии не являются, выставляя ответчику счета-фактуры по тарифу за услуги передаче тепла в размере 192,4 руб./Гкал, истец делает это излишне, выставляя данные расходы второй раз после выставления счёт-фактур по тарифам, утверждённым для ОАО "Кузбассэнерго".
Подробно доводы жалобы изложены в письменном виде.
ЗАО "Тепловые сети" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против её доводов и указывает, что доводы жалобы необоснованны, решение суда принято в соответствии с действующим законодательством, выводы соответствуют материалам дела.
Подробно доводы отзыва на жалобу изложены в письменном виде.
В судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объёме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, в целях осуществления деятельности по приему, передаче, распределению тепловой энергии, техническому обслуживанию и ремонту тепловых сетей по договору аренды муниципального имущества от 01.01.2009 N 188(0), заключенному между Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Мысковский городской округ" и истцом, в аренду ЗАО "Тепловые сети" переданы муниципальные тепловые сети согласно приложению к договору, а также по договору аренды недвижимого имущества ОАО "Кузбассэнерго" от 19.12.2008 N 175/08 в аренду истцу передано недвижимое имущество, в том числе, тепловые сети, принадлежащие ОАО "Кузбассэнсрго". Факт передачи имущества подтвержден подписанными сторонами перечнем тепловых сетей, передаваемых в аренду (приложение к договору от 01.01.2009 N 188 (О), актом приема-передачи от 01.01.2009. В соответствии с условиями агентского договора от 01.01.2009 N5200, заключенного между ЗАО "Тепловые сети" (агент) и ОАО "Кузбассэнерго" (принципал), ЗАО "Тепловые сети" поручено от своего имени заключить договоры на отпуск тепловой энергии, произведенной ОАО "Кузбассэнерго", с потребителями тепла поселка Притомский города Мыски (п. 1.1. агентского договора).
С учетом указанных обстоятельств между ЗАО "Тепловые сети" (ЭСО) и ООО "Управляющая компания "Томуса" (абонент) 01.10.2008 заключен контракт N 8001 на отпуск и пользование тепловой энергией в горячей воде, в соответствии с которым ЭСО обязалось подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (далее энергия) и оказывать услугу по передаче энергии для многоквартирных жилых домов застройки ГРЭС города Мыски согласно приложению NN2, 3, а абонент обязался принять и своевременно и в полном объеме оплачивать потребленную энергию и услугу по передаче энергии, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов, связанных с потреблением энергии (пункт 1.1 контракта в редакции соглашения от 29.01.2009 N 1 об изменении контакта). Во исполнение контракта истцом в период с 01.01.2009 по 31.03.2009 отпущена тепловая энергия и оказаны услуги по передаче энергии на общую сумму 33 337 345 руб. 38 коп.
В связи с тем, что предъявленные для оплаты счета-фактуры от 31.01.2009г. N 1, N 1п, от 28.02.2009г. N 80, N 80п, от 31.03.2009г. N 155, N 155 оплачены ответчиком не в полном объеме и сумма долга составила 31 902 232 руб. 08 коп., ЗАО "Тепловые сети" обратилось в арбитражный суд. Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявления, исходил из того, что не являясь энергоснабжающей организацией по смыслу положений Федерального закона N 41-ФЗ, истец, оказывая услуги по передаче тепловой энергии, являющиеся неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителю, осуществляет регулируемую деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию (пункт 1 Основ ценообразования). Задолженность ответчика в сумме 31 902 232 руб. 08 коп., подтверждена материалами дела, в том числе актами сверки взаимных расчётов по состоянию на 31.03.2009г., подписанными сторонами.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения судебного решения.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ч. 1 ст. 781 ГК РФ, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 6.2 контракта в редакции соглашения N 1 расчет за потребление и услугу по передаче энергии в расчетном месяце абонент обязан произвести до 10 числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет ЭСО с обязательным уведомлением о произведенном платеже. Судом первой инстанции установлено, что задолженность ответчика в сумме 31 902 232 руб. 08 коп. подтверждена актом сверки взаимных расчётов по состоянию на 31.03.2009, подписанными сторонами.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на тепловую энергию и цены (тарифы) на услуги по передаче тепловой энергии подлежат государственному регулированию и включены в исчерпывающий перечень цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию. Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года N 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования), а также "Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Согласно пункту 1 Основ ценообразования основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации определяют основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.
В пункте 2 Основ ценообразования даны понятия "регулируемой деятельности" и "тарифов". "Регулируемая деятельность" - деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляется по тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию. Под "тарифами" понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность. Пунктом 3 Основ ценообразования предусмотрено, что в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены.
Подпунктами 3 и 4 названной нормы определено, что к регулируемым тарифам (ценам) относятся, в том числе, регулируемые тарифы на тепловую энергию (мощность) на розничном рынке; тарифы (размер платы) и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на услуги, оказываемые на розничном рынке тепловой энергии (мощности) организациями, осуществляющими регулируемую деятельность. Согласно пункту 57 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: стоимость единицы тепловой энергии (мощности) и стоимость услуг по передаче единицы электрической (тепловой) энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.
Согласно п. 66 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче тепловой энергии (мощности) устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. В соответствии с пунктом 5 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службой по тарифам от 06.08.2004 г. N 20-э/2 (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.10.2004 г. N 6076), на потребительских рынках электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) применяются следующие виды регулируемых цен и тарифов: тарифы (цены) на услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность на розничном рынке электрической энергии (мощности), являющиеся неотъемлемой частью процесса поставки энергии и перечисленные в разделе VI Основ ценообразования, в том числе тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, устанавливаемые региональными органами в соответствии с Методическими указаниями.
Пунктом 4 Методических указаний установлено, что акционерные общества энергетики и электрификации, другие регулируемые организации, осуществляющие несколько видов регулируемой деятельности, рассматриваются как: -энергоснабжающая организация - в части осуществления продажи потребителям произведенной и (или) купленной энергии;
- производитель энергии - в части собственного производства энергии; -региональная (территориальная) сетевая организация -в части передачи электрической (тепловой) энергии по распределительным сетям;
- потребитель (покупатель) энергии - в части пользования (покупки) энергией. Анализ указанных законов и нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что к регулируемой деятельности относятся, в том числе услуги по передаче тепловой энергии, которые являются неотъемлемой частью поставки тепловой энергии.
Соответственно, государственному регулированию подлежат тарифы не только для энергоснабжающих организаций, осуществляющих производство и продажу тепловой энергии, но и организаций, оказывающих иные услуги, неразрывно связанные с поставкой тепловой энергии потребителям. При этом из указанных норм не следует, что производство, продажа тепловой энергии и оказание услуг по передаче тепловой энергии могут осуществляться только в совокупности одной организацией, производящей тепловую энергию. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" (далее Закон N 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Статьей 6 Закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ установление тарифов на тепловую энергию и услугу по передаче тепловой энергии отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. В силу указанных положений закона и постановления Администрации Кемеровской области от 18.12.2001 года N 123 "Об утверждении положения о Региональной энергетической комиссии Кемеровской области" органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен ( тарифов) субъекта Российской Федерации -Кемеровской области является Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.
Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 1.1 контракта N 8001 от 01.10.2008 года (с изменениями от 29.01.2009 г.) на отпуск и пользование тепловой энергией в горячей воде на объекты ООО "УК "Томуса" предприятие ЗАО "Тепловые сети" обязалось подавать через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и оказывать услугу передачи тепловой энергии, а ООО "УК "Томуса" обязалось своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, горячую химически очищенную воду и услугу по передаче тепловой энергии.
Пунктом 6.1. контракта предусмотрено, что расчеты за поставленную энергию производятся на основании тарифов на тепловую энергию ОАО "Кузбассэнерго" и услугу по передаче энергии ЗАО "Тепловые сети".
Исходя из принципа надлежащего исполнения обязательств, который закреплен в ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательство должно исполняться в соответствии с его условиями. Стоимость тепловой энергии ОАО "Кузбассэнерго" и услуг по передаче тепловой энергии ЗАО "Тепловые сечи", предъявленных истцом к оплате, подтверждены документально Постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области N 196 от 28.11.2008 года, N 320 от 26.12.2008 года. N16 от 27.02.2009г., которыми утвержден тариф на тепловую энергию, реализуемую ОАО "Кузбассэнерго" на розничном рынке, для бюджетных потребителей в размере 425,1 руб./Гкал; N 275 от 12.12.2008г., которым с 01.01.2009 года выделен тариф на услугу по передаче тепловой энергии, оказываемую сетевой компанией ЗАО "Тепловые сети" г. Мыски в размере 192,4 руб./Гкал без НДС.
В постановлении Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 27.02.2009 года N 16 (тарифное меню по тепловой энергии ОАО "Кузбассэнерго" на 2009 год, примечание 3) указано, что потребители, энергопринимающие устройства которых не имеют присоединения к тепловым сетям ОАО "Кузбассэнерго", обязаны дополнительно оплачивать услуги по передаче тепловой энергии по тарифам, установленным для сетевых компаний, по сетям которых осуществляется передача тепловой энергии потребителям.
Факт отпуска и потребления ООО "УК "Томуса" тепловой энергии через присоединенную сеть, а также количество тепловой энергии подтверждены документально счетами-фактурами, актами приемки выполненных работ, которые ответчиком не оспорены и подписаны.
Для ЗАО "Тепловые сети" Региональной энергетической комиссии Кемеровской области было издано постановление от 12.12.2008 года N 275, которым утверждены тарифы на передачу тепловой энергии Законность и действительность данного акта, а значит и обоснованность утверждения тарифа для ЗАО "Тепловые сети" были установлены Арбитражным судом Кемеровской области дело N А27-8022/2009 по заявлению Муниципального учреждения здравоохранения "Центральная городская больница" г. Мыски к. Региональной энергетической комиссии Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8022/2009 от 29.07.2009 года постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 12.12.2008 года N 275 "Об утверждении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для потребителей ЗАО "Тепловые сети" года Мыски" признано соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"; Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 109 от 26.02.2004г.; Методическим рекомендациям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004г. N 20-э/2. Указанное решение суда вступило в законную силу и не было обжаловано.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
На основании изложенного Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, каких-либо нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено. Решение арбитражного суда первой инстанции по рассматриваемому делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения. На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.08.2009 года по делу N А27-6880/2009-3 по иску Закрытого акционерного общества "Тепловые сети" к Обществу с ограниченной ответственностью Компания Управляющая компания "Томуса" о взыскании 31 902 232 рублей 08 копеек оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Томуса" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: |
Залевская Е.А. |
Судьи |
Жданова Л.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6880/2009-3
Истец: ЗАО "Тепловые сети"
Ответчик: ООО "УК "Томуса"
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7932/09