г. Томск |
Дело N 07АП-6893/09 28 октября 2009 г. |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Журавлевой В.А., Шатохиной Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Шатохиной Е.Г. при участии:
от заявителя: без участия, от заинтересованного лица: Федоровой О.С. - по доверенности от 04.05.2009 года N 16-04-13/24,
от третьего лица - Общества с ограниченной ответственностью "Салинг": без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.07.2009 года
по делу N А27-6741/2009-5 (судья Смычкова Ж.Г.)
по заявлению Журавлева Александра Николаевича к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области
о признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица,
УСТАНОВИЛ
Журавлев Александр Николаевич (далее по тексту - Журавлев А.Н.) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган, апеллянт) от 22.04.2009 года N 234 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов и обязании произвести государственную регистрацию (внести в государственный реестр юридических лиц) сведений о прекращении деятельности юридического лица (Общества с ограниченной ответственностью "Салинг" ОГРН 1054205119704) при реорганизации в форме присоединения (дело N А27-6741/2009-5).
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.05.2009 года (листы дела 40-41) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Салинг" (далее по тексту - ООО "Салинг"). Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.07.2009 года заявление Журавлева А.Н. удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Журавлева А.Н. в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, в том числе по следующим основаниям: - у ООО "Салинг" имеется задолженность по налогам в размере 2 236 рублей, при этом пояснительной записки к передаточному акту не представлено;
- в материалах дела имеется копия расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2008 года, подтверждающая наличие задолженности у ООО "Салинг"; - судом первой инстанции не дана оценка несоответствия основных средств и оборотных активов в части уставного капитала ООО "Салинг", указанных в передаточном акте от 05.12.2008 года;
- судом первой инстанции не дана оценка сведениям, отраженным в передаточном акте от 05.12.2008 года, и сведениям, имеющимся и представленным в дело Инспекцией. Подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе.
Журавлев А.Н. в письменных возражениях на апелляционную жалобу (представлены в суд 22.09.2009 г.) просит принятый по делу судебный акт оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
ООО "Салинг" письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен. Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось судом апелляционной инстанции до 22.10.2009 года.
Представитель налогового органа в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердила позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе. Журавлев А.Н., представитель ООО "Салинг" в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. В возражениях на апелляционную жалобу Журавлевым А.Н. заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 2, 3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие Журавлева А.Н. и представителя третьего лица.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав представителя апеллянта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Журавлев А.Н. 15.04.2009 года обратился в Инспекцию с заявлением о регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Салинг" при реорганизации в форме присоединения.
Решением от 22.04.2009 года N 234 Инспекция в регистрации прекращения деятельности юридического лица (ООО "Салинг") отказала. Основанием для отказа послужило то, что, среди представленных для регистрации документов отсутствуют: заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. В результате работы проведенной Инспекцией по проверке сведений, указанных в заявлении, установлено, что не представлен передаточный акт. Акт от 05.12.2008 года считается непредставленным, так как в результате проведенных мероприятий выявлено, что в передаточном акте для государственной регистрации представлены недостоверные сведения.
Считая, что решение налогового органа об отказе в государственной регистрации ООО "Салинг" нарушает его права и законные интересы, Журавлев А.Н. обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Кемеровской области обоснованно исходил из следующего. В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и отказ в государственной регистрации регламентированы главами VI и VIII Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон N 129-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
В соответствии со статьей 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, и документ об уплате государственной пошлины.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации(подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
в) решение о реорганизации юридического лица; г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) передаточный акт или разделительный баланс; е) документ об уплате государственной пошлины;
ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), Закона N 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 1 Закона 129-ФЗ).
Статьями 57, 58 ГК РФ установлено, что реорганизация является способом прекращения и образования юридического лица на основании решения учредителей (участников) либо уполномоченного органа юридического лица с передачей прав и обязанностей вновь возникающей организации в порядке универсального правопреемства.
Присоединением юридического лица считается прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому ранее созданному юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (пункт 2 статьи 58 ГК РФ).
В соответствии со статьей 53 подпункта 1, 4 Федерального закона от 08.02.1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу; при присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединенного общества в соответствии с передаточным актом.
В силу статьи 59 ГК РФ передаточный акт, утверждаемый учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Доводы Инспекции о недостоверности сведений в передаточном акте от 05.12.2009 года исследованы судом первой инстанции и правомерно не приняты во внимание.
Как установлено судом первой инстанции, сведения, указанные в пункте 10 передаточного акта, не являются недостоверными, поскольку информация о задолженности в Пенсионный фонд указана отдельной строкой. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что пункт 10 передаточного акта содержит опечатку.
Согласно пунктам 7, 8, 10 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации организаций, утвержденных приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 20.05.2003 года N 44н, оценка передаваемого (принимаемого) при реорганизации организации имущества производится в соответствии с решением учредителей, определенным в решении (договоре) о реорганизации, - по остаточной стоимости, либо по текущей рыночной стоимости, либо по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).
При этом стоимость имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном балансе, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту или разделительному балансу в соответствующей стоимостной оценке.
Оценка обязательств реорганизуемой организации в передаточном акте или разделительном балансе отражается в сумме, по которой кредиторская задолженность была отражена в бухгалтерском учете, с учетом сумм убытков, причитающихся возмещению кредиторам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с несовпадением даты передачи имущества и обязательств реорганизуемой организации на основе передаточного акта или разделительного баланса и даты внесения в Реестр соответствующей записи о возникших организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций) в возникающий промежуток времени между этими датами в установленном порядке реорганизуемой организацией составляется и представляется промежуточная и (или) годовая бухгалтерская отчетность.
Возникающие в этот период изменения в стоимости передаваемого имущества и обязательств следует раскрывать в пояснительной записке к промежуточной и (или) годовой бухгалтерской отчетности, заключительной бухгалтерской отчетности либо в уточнениях к передаточному акту или разделительному балансу.
Апелляционный суд считает правильным анализ норм права, которые суд первой инстанции положил в основание обжалуемого судебного акта, и поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Инспекцией в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не представлены документы, подтверждающие наличие у ООО "Салинг" имущества, наличие и размер иной, не указанной в передаточном акте задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что представленный в налоговый орган передаточный акт 05.12.2009 года отвечает требованиям, установленным статьей 59 ГК РФ.
Из материалов дела следует, что Журавлевым А.Н. 15.04.2009 года в налоговый орган представлен полный пакет документов для государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Салинг", в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал незаконным оспариваемое решение налогового органа и обязал Инспекцию произвести регистрационные действия по заявлению о прекращении деятельности ООО "Салинг" в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ.
Доводы Инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат сведений, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований. При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.07.2009 года по делу N А27-6741/2009-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6741/2009-5
Истец: Журавлев Александр Николаевич
Ответчик: ИФНС России по Кемеровской области
Третье лицо: ООО "Салинг"
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6893/09