г. Томск |
Дело N 07АП-8266/09 |
30 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2009 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Е.Г. Шатохиной
судей: И.И. Бородулиной, В.А. Журавлевой
при ведении протокола судебного заседания судьей И.И. Бородулиной
при участии:
от заявителя: Салапанова В.Р. по доверенности от 18.06.2009г.,
от заинтересованного лица: Шеиной Н.М. по доверенности N 13 от 30.12.2008г,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Инвестиционная компания "ТРАСТСЕРВИС-ИНВЕСТ" с приложенными к ней документами на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11.09.2009 года по делу N А45-14967/2009 по заявлению ЗАО "Инвестиционная компания "ТРАСТСЕРВИС-ИНВЕСТ" к Региональному отделению Федеральной Службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ
Закрытое акционерное общество "Инвестиционная компания "ТРАСТСЕРВИС-ИНВЕСТ" (далее по тексту - ЗАО "Инвестиционная компания "ТРАСТСЕРВИС-ИНВЕСТ", Общество, заявитель, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском Федеральном округе (далее по тексту - РО ФСФР России в СФО, государственный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 24.06.2009 N 261 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 11.09.2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Инвестиционная компания "ТРАСТСЕРВИС-ИНВЕСТ" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить состоявшийся по делу судебный акт, удовлетворив заявленные требований по основаниям неправильного применения судом норм материального и процессуального права и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Так, по мнению апеллянта:
- вывод суда о том, что действия Общества следует квалифицировать по статье 19.7.3 КоАП РФ с указание о допущенных нарушениях в области ценных бумаг, является противоречивым, поскольку судом не принято во внимание содержание КоАП РФ специальной нормы предусматривающей наказание за нарушение законодательства в области ценных бумаг, а именно статью 15.19 КоАП РФ. Указанные противоречия не позволяют определить срок давности привлечения к административной ответственности в порядке статьи 4.5 КоАП РФ; - вывод суда о том, что привлечение Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ не исключает возможности привлечения к ответственности и должностного лица, несостоятелен;
- судом не принято во внимание положение статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18 Постановления ВАС РФ от 02.06.2004г. N 10 " О некоторых вопросах возникших в судебной практике при рассмотрении об административных правонарушениях", Постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.2008г. N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях" для возможности квалифицировать деяния в качестве малозначительного. Кроме того, судом не приято во внимание, что до 13.04.2009г. КоАП РФ не предусматривал ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 19.7.3 КоАП РФ.
Более подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
РО ФСФР России в СФО представила отзыв на апелляционную жалобу (заявлено в судебном заседании), где указало, что доводы жалобы не состоятельны, поскольку считает, что действия Общества верно квалифицированы по статье 19.7.3 КоАП РФ, а довод жалобы о применении фактора малозначительным безосновательным.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Общества полностью поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, указав на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу, указав на несостоятельность требований апеллянта, поскольку решение суда принято в соответствии с требованиями норм как материального, так и процессуального права. Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав доводы представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11.09.2009 г. не подлежащим отмене либо изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Заявитель осуществляет профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг (дилерская деятельность, лицензия N 054-09930-010000 от 08.02.2007г., срок действия - три года), то есть в соответствии с положениями главы 2 Закона N 39-ФЗ, является профессиональным участником рынка ценных бумаг.
РО ФСФР России в СФО 07.05.2009 был выявлен факт нарушения заявителем порядка и сроков представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а именно не представлен в установленный срок, до 15.04.2009г. (фактически представлен 23.04.2009г.) квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг (форма 1100) по состоянию на отчетную дату 31.12.2008г.
Факт обнаружения правонарушения отражен в докладной записке об административном правонарушении от 07.05.2009 N 09-1484-10/сз, данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
По данному факту в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 09-79/пр-ап от 26.05.2009г., на основании которого вынесено постановление от 24.06.2009г. о привлечении ЗАО "Инвестиционная компания "ТРАСТСЕРВИС-ИНВЕСТ" к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Несогласие с указанным постановлением послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Оставляя обжалуемый судебный акт без изменения, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как следует из материалов дела, Общество является организацией, осуществляющей следующие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, определенные второй главой Федерального закона от 22.04.1996г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а именно дилерскую деятельность (лицензия ФСФР России от 08.02.2007г. N 054-09930-010000).
В соответствии с требованиями Положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России и Минфина России от 11.12.2001г. N 33/109н, определяющих порядок и сроки представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, Общество до 15.04.2009 должно было представить в ФСФР России или иной уполномоченный орган форму "Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг" (форма N 1100) по состоянию на отчетную дату - 31.12.2008г. (отчетный период - 4-й квартал 2008 г.).
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
Протокол об административном правонарушении составлен полномочным лицом в соответствии с требованиями пункта 61 части 2 статьи 28.3. и статьи 23.47. КоАП РФ. Перечень соответствующих уполномоченных должностных лиц установлен Приказом ФСФР России от 25.08.2004г. N 04-391/пз-н (ред. от 23.08.2007г.) "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (зарегистрирован в Минюсте России 15.09.2004г. N 6022). Согласно части 1 статьи 23.47. КоАП РФ Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 13.25., статьями 14.24., 15.17. - 15.22., частями 1 - 10 статьи 15.23.1, статьями. 15.24.1, 15.28 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса.
Следовательно, заинтересованное лицо действовало в пределах предоставленных ему законодательством полномочий.
Судом также установлено, что оспариваемое постановление принято государственным органом с соблюдением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности (статьи 28.2., 25.1., 25.4., 29.7. КоАП РФ), а также с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьи 4.5. КоАП РФ.
Согласно статье 19.7.3 КоАП РФ непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг определяются порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Согласно пункту 4 статьи 42 указанного федерального закона федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг совместно с Минфином России устанавливаются правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
В силу абзаца 2 пункта 2, абзаца 3 пункта 4 Положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России и Минфина России от 11.12.2001г. N 33/109н, за недостоверность данных, представляемых в отчетность, и за нарушение сроков ее представления указанные участники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчет по форме N 1100 представляется не позднее 15 апреля (приложение N 1 к Положению). При этом датой представления отчетности считается дата поступления отчетности в ФСФР России или иной уполномоченный орган.
Судом установлено, что в срок до 15.04.2009 г. заявителем- профессиональных участником рынка ценных бумах, не был предоставлен квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг по состоянию на отчетную дату 31.12.2008 г.
В соответствие с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, составляет один год. В связи с чем, постановление о привлечении к административной ответственности было вынесено в пределах срока давности. Кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы, совершенное Обществом административное правонарушение нельзя признать малозначительным, поскольку выводы суда первой инстанции в данной части решения, суд апелляционной инстанции находит верными и обоснованными. Судом не установлено исключительных обстоятельств для квалификации совершенного заявителем административного правонарушения в качестве малозначительного.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что РО ФСФР России в СФО были выполнены все требования АПК РФ при привлечении Общества к административной ответственности. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (статья 2.1 КоАП).
ЗАО "Инвестиционная компания "ТРАТССЕРВИС-ИВЕСТ" является профессиональным участником рынка ценных бумаг, следовательно, осуществляя свою деятельность, проявляя принцип разумной осмотрительности, имело возможность своевременно, в установленный законом срок представить квартальный отчет по состоянию на отчетную дату 31.12.2008 г. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено, а равно доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению установленных законом правил и норм.
При принятии решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при оценке доводов сторон судом первой инстанции не допущено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьей 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11.09.2009 года по делу N А45-14967/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Шатохина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-14967/2009
Истец: ЗАО "Инвестиционная компания "ТРАСТСЕРВИС-ИНВЕСТ"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной Службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (РО ФСФР России в СФО)
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1615/10
25.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1615/10
04.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1615/10
24.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8183/2009
30.10.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8266/09