г. Томск |
Дело N 07АП-8240/09 |
30 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей: Кулеш Т. А., Солодилова А. В.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Ждановой Л. И.
при участии в заседании: от истца: без участия (извещен)
от ответчика: без участия (извещен) от третьего лица: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска, г. Новосибирск на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 14 августа 2009 года по делу N А45-12663/2009 (судья Васютина О. М.) по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска, г. Новосибирск
к Обществу с ограниченной ответственностью "Связькомплект", г. Новосибирск третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска, г. Ижевск
о признании недействительной государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска (далее по тексту - Инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительной государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью "Связькомплект" (далее по тексту - Общество, ответчик) за государственным регистрационным номером 2091831009939.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 14.08.2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.08.2009 года отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, так как ООО "Связькомплект" в регистрирующий орган представлены недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, что повлекло внесение налоговым органом в ЕГРЮЛ сведений о несуществующем адресе местонахождения юридического лица. При этом, указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, препятствует надлежащего осуществлению налогового контроля. Подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска в отзыве на апелляционную жалобу возражала против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя - не подлежащей удовлетворению, так как заявителем не представлено доказательство нарушения оспариваемым ненормативным правовым актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Письменный отзыв третьего лица приобщен к материалам дела.
ООО "Связькомплект" отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представило. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие. Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.08.2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением N 5 единственного участника ООО "Связькомплект" изменено место нахождения Общества, новое место нахождения - 630015, г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 43-45.
04.02.2009 года на основании представленных Обществом 29.01.2009 года документов Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска проведена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Связькомплект".
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 года юридическое дело Общество было направлено в ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска. При обследовании должностным лицом заявителя здания, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 43-45, установлено, что ООО "Связькомплект" по данному адресу не находиться и никогда не находилось.
Так, согласно акту обследования местонахождения юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах от 11.03.2009 года установлено, что арендодатель помещений в здании по адресу г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 43-45 ООО "Экселл-Брокер" договоров аренды с ООО "Связькомплект" не заключало.
Отсутствие Общества по адресу места нахождения, указанному в учредительных документах, явилось основанием для признания Инспекцией сведений, предоставленных ответчиком при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, не соответствующими действительности, влекущими отмену регистрации данных изменений и обращения в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительной государственной регистрации ООО "Связькомплект" за государственным регистрационным номером 2091831009939.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у регистрирующего органа правовых оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ответчика; не доказанности заявителем наличия в представленных ответчиком для регистрации изменений документах недостоверных сведения в отношении местонахождения юридического лица. В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 52 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 8 Закона N 129-ФЗ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Из п.п. "в" п. 1 ст. 5 названного Закона следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица- иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В соответствии с п. 3 ст. 84 Налогового кодекса РФ изменения в сведениях об организациях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации на основании сведений содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 года).
На основании п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
При этом в заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Следовательно, является законодательно установленным требование о достоверности сведений, подлежащих отражению в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом, Федеральный Закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, документов юридического лица, однако, исходя из приведенных положений Закона N129-ФЗ, представление юридическим лицом в регистрирующий орган одновременно с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы полного пакета документов в соответствии со ст. 17 названного Закона, не означает, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Статья 23 названного Закона в качестве оснований для отказа в государственной регистрации предусматривает только непредставление определенных настоящим законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В силу ст. 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Доказательств наличия неправомерных действий регистрирующего органа при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, заявитель суду не представил.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у третьего лица отсутствовала правовые основания, установленные действующим законодательством для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Связькомплект".
В подтверждение отсутствия ответчика по указанному в заявлении адресу: г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 43 -45, ИФНС России по г. Центральному району г. Новосибирска ссылается на Акт обследования местонахождения юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах от 11.03.2009 года, согласно которому арендодателем помещений по указанному выше адресу является ООО "Экселл-Брокер". Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о не представлении заявителем достаточных доказательств, свидетельствующих об отсутствии ООО "Связькомплект" по указанному адресу на момент регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, то есть 04.02.2009 года.
На основании ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.
В соответствии со ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (допустимость доказательств).
В силу п.п. 6 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.
В соответствии со ст. 92 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. Осмотр производится в присутствии понятых. О производстве осмотра составляется протокол.
Исходя из анализа вышеназванных норм законодательства, представленный в качестве доказательства Акт обследования от 11.03.2009 года в части соблюдения оснований и порядка проведения осмотра (обследования), как правомерно отмечено судом первой инстанции, должны соответствовать требованиям ст. 92 Налогового кодекса РФ, в силу чего он может быть признан допустимым доказательством по делу Материалами дела установлено, что Акт обследования не соответствует требованиям ст. 92 Налогового кодекса РФ, поскольку заявителем не представлено правовое обоснование обстоятельств, послуживших основанием для проведения осмотра. Между тем случаи, когда закон допускает проведение осмотра в порядке ст. 92 Налогового кодекса РФ, четко регламентированы и расширению не подлежат.
При этом, Акт обследования от 11.03.2009 года не содержит сведений об осмотренном здании (помещениях), расположенном по указанному адресу, об осмотренных документах (если таковые осматривались), их видах и реквизитах. Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт установления заявителем собственника спорного здания, а также подтверждающие факт того, что арендодателем помещений является ООО "Экселл-Брокер", а также документы, свидетельствующие о не заключении Обществом в проверяемый период договоров аренды (субаренды) помещений с собственником зданий по г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 43-45.
Более того, акт от 11.03.2009 года составлен со слов лица, личность которого, а также служебное положение, не подтверждены каким-либо документами. При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что отправленная в адрес ответчика копия определения о принятии апелляционной жалобы к производству от 05.10.2009 года получена представителем ООО "Связькомплект" Исаевым, действующим на основании доверенности, что подтверждается почтовым уведомлением. Указанное обстоятельство свидетельствует о нахождении Общества по адресу: г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 43-45.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных налоговым органом требований в связи с недоказанностью Инспекцией, представления Обществом на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица документов, содержащих недостоверные сведения. При этом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции считает, что право налогового органа на предъявление иска о признании государственной регистрации недействительной по причине предоставления недостоверных сведений не зависит от права на предъявление в суд требования в порядке ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ. При этом, ни Закон N 129-ФЗ, ни Закон Российской Федерации N 943-1 от 21.02.1991 "О налоговых органах в Российской Федерации" не устанавливают очередность действий налоговых органов при установлении факта внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений.
Однако указанные ошибочные выводы суда первой инстанции не положены в основу обжалуемого решения, не повлияли на принятие правильного по существу решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется. Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14 августа 2009 года по делу N А45-12663/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Л. И. Жданова |
Судьи |
Т. А. Кулеш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-12663/2009
Истец: ИФНС России в лице ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска
Ответчик: ООО "Связькомплект"
Третье лицо: ИФНС по Октябрьскому району г. Ижевска