г. Ессентуки |
Дело N А15-1144/2009 |
02 ноября 2009 года |
N 16АП-2268/09 (1) |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен в полном объеме 02 ноября 2009 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе
председательствующего Параскевовой С.А.,
судей Винокуровой Н.В., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чотчаевым Б.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района "Каякентский район" Республики Дагестан на решение от 30.07.2009
по делу N А15-1144/2009 Арбитражного суда Республики Дагестан,
принятое судьей Ахмедовым Д.А.
по заявлению Министерства по управлению государственной собственностью Республики Дагестан
к Администрации муниципального образования "Каякентский район" Республики Дагестан, ГУП "Усемикентский",
третьи лица - Муниципальное образование "Село Усемикент" Республики Дагестан, Управление Роснедвижимости по Республике Дагестан, Департамент по виноградарству и алкогольной промышленности при Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан
о признании недействительным ненормативного акта,
при участии в судебном заседании представителя администрации муниципального района "Каякентский район" Абдуразакова Н.М. (доверенность N 1038 от 29.10.2009),
в отсутствие представителей других участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ
Министерство по управлению государственной собственностью Республики Дагестан (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к администрации муниципального образования "Каякентский район" (в настоящее время - администрация муниципального района "Каякентский район", далее - районная администрация) и государственному унитарному предприятию "Усемикентский" (далее - предприятие) о признании недействительным постановления главы муниципального образования "Каякентский район" от 01.06.2007 N 151 "Об изъятии земельных участков ГУП "Усемикентский" и передачи их в ведение МО "с.Усемикент". Министерство также заявило ходатайство о восстановлении срока обжалования оспариваемого ненормативного акта в арбитражный суд, ссылаясь на уважительность причин пропуска срока.
Определениями суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены муниципальное образование "с.Усемикент" (далее - сельская администрация), Управление Роснедвижимости по Республики Дагестан (далее - управление) и Департамент по виноградарству и алкогольной промышленности при Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан (далее - департамент).
Решением от 30.07.2009 Арбитражный суд Республики Дагестан ходатайство заявителя удовлетворил, восстановил ему срок подачи заявления в суд об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления, признав причины пропуска срока уважительными, заявленное требование министерства удовлетворил, а именно, признал недействительным полностью, как несоответствующие Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации, постановление главы муниципального образования "Каякентский район" от 01.06.2007 N 151 "Об изъятии земельных участков ГУП "Усемикентский" и передачи их в ведение МО "с.Усемикент", обязав орган местного самоуправления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения об отмене оспоренного ненормативного акта от 01.06.2007 N 151 в месячный срок со дня принятия настоящего судебного акта, в удовлетворении заявления предприятию отказал.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что землями, находящимися в постоянном (бессрочном) пользовании государственного унитарного предприятия, вправе распоряжаться собственник имущества этого предприятия в лице его управомоченного органа, в данном случае - министерства, в связи с чем спорными земельными участками администрация распорядилась с превышением своих полномочий.
Не согласившись с принятым решением, районная администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать. В апелляционной жалобе районная администрация указала на свое несогласие с тем, что суд первой инстанции восстановил министерству срок подачи заявления в суд, считая, что об издании оспариваемого постановления было неоднократно информировано Правительство Республики Дагестан, структурным подразделением которого является заявитель.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель районной администрации заявил о несогласии с сущностью спора, а также с решением суда первой инстанции.
Правильность решения от 30.07.2009 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя районной администрации, в отсутствие представителей других участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции, исходя из следующего. Как следует из материалов дела, согласно свидетельству N 05 от 22.04.1993 совхозу "Усемикентский" Каякентского района на праве постоянного (бессрочного) пользования для сельскохозяйственных целей предоставлены земли площадью 2485 га.
Согласно постановлению Правительства Республики Дагестан от 18.07.2000 N 216 совхоз "Усемикентский" преобразован в предприятие в составе Комитета Правительства Республики Дагестан "Дагвино".
Постановлением администрации Каякентского района от 14.08.2001 N 269 предприятие зарегистрировано как правопреемник совхоза "Усемикентский" под учредительством Комитета Правительства Республики Дагестан по виноградарству и алкогольной промышленности (правопредшественник департамента). Согласно своему уставу предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ним имущество. Имущество предприятия является собственностью Республики Дагестан и находится в хозяйственном ведении предприятия, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Предприятие является юридическим лицом и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Имущество предприятия внесено в реестр государственного имущества Республики Дагестан под реестровым номером В0535026.
Постановлением главы муниципального образования "Каякентский район" от 01.06.2007 N 151 "Об изъятии земельных участков ГУП "Усемикентский" и передачи их в ведение МО "с.Усемикент" у предприятия изъят земельный участок общей площадью 290 га сельскохозяйственного назначения, в том числе пашня - 260 га, пастбища - 30 га, расположенные в районе "Балаклар", "Чаканай" и "Инчхе", и передано в ведение муниципального образования "с.Усемикент". Начальнику отдела N 21 Управления Роснедвижимости Республики Дагестан по Каякенетскому району поручено произвести соответствующие изменения в землеустроительные материалы.
Указом Президента Республики Дагестан от 14.11.2008 N 228 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Дагестан и Комитет Правительства Республики Дагестан "Дагвино" упразднены. Образовано Агентство по управлению государственной собственностью Республики Дагестан, ему переданы функции упраздняемого министерства, а функции комитета переданы Министерству сельского хозяйства Республики Дагестан.
Согласно Указу Президента Республики Дагестан от 26.03.2009 N 60 "Вопросы структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан" Агентство по управлению государственной собственностью Республики Дагестан преобразовано в Министерство по управлению государственной собственностью Республики Дагестан.
26.06.2009 произведена государственная регистрация юридического лица -министерства, которое уполномочено осуществлять: проведение на территории Республики Дагестан единой государственной политики в области управления государственной собственностью Республики Дагестан, в том числе владения, пользования и распоряжения республиканскими землями; управление и распоряжение в пределах своей компетенции государственным имуществом Республики Дагестан, в том числе земельными участками; функции по приватизации государственного имущества Республики Дагестан в пределах своей компетенции.
10 - 11.03.2009 согласно приказу от 06.03.2009 N 95 проведена проверка эффективности использования государственного имущества, находящегося на балансе государственных унитарных предприятий, в том числе и предприятия. По материалам проверки подготовлена справка. Информация о выявленных проверкой нарушениях направлена в Правительство Республики Дагестан и в Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан.
Полагая, что ненормативный акт администрации от 01.06.2007 N 151 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, министерство 09.06.2009 обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Как правильно указал суд первой инстанции по результатам рассмотрения заявления министерства, согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации к вещным правам, наряду с правом собственности, относится и право постоянного (бессрочного) - пользования земельным участком. Это право защищается законом в равной степени (статья 305 Гражданского кодекса Российской Федерации) и может быть ограничено только на основании федерального закона (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 268 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. При реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
Материалами дела подтверждается, что предприятие является правопреемником реорганизованного совхоза и к нему в порядке правопреемства перешло право постоянного (бессрочного) пользования, удостоверенное свидетельством N 05 от 22.04.1993, земельным участком площадью 2485 га, в том числе и спорными 290 га, расположенные в местностях "Балаклар", "Чаканай" и "Инчхе".
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, находящееся во владении и пользовании предприятия на праве хозяйственного ведения имущество, в том числе земельные участки, является республиканской собственностью.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
По смыслу статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены также путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.
Ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным (статья 61 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органам местного самоуправления предоставлены полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, принимается судом в соответствии со статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Исходя из материалов дела судом первой инстанции правильно установлено, что администрацией нарушен предусмотренный статьями 45, 54 Земельного кодекса Российской Федерации судебный порядок прекращения права землепользования предприятия.
Так, районной администрацией не представлены документы, свидетельствующие о принудительном прекращении в соответствии с законодательством права постоянного (бессрочного) пользования предприятия или его правопредшественника на спорный земельный участок площадью 290 га. Не представлены и доказательства изъятия этих земельных участков для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статьей 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено, что государственное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества. Аналогичная норма содержится и в пункте 3.8 устава предприятия.
В силу пункта 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной собственности земельными участками сохраняется. В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе те, за которыми такое право на земельные участки сохраняется в силу пункта 3 названной статьи, не вправе распоряжаться данными земельными участками.
Прямое указание на запрет о передаче земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования в аренду или безвозмездное срочное пользование либо отчуждение в ином виде после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации содержится в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Таким образом, землями, находящимися в постоянном (бессрочном) пользовании государственного унитарного предприятия, вправе распоряжаться собственник имущества этого предприятия в лице его управомоченного органа, в данном случае, министерства, в связи с чем спорными земельными участками администрация распорядилась с превышением своих полномочий.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое постановление не соответствует действующему законодательству, принято районной администрацией с превышением своих полномочий, нарушает права и законные интересы министерства в имущественной сфере (в сфере экономической деятельности).
Суд первой инстанции обоснованно не принял доводы районной администрации о том, что по спорным правоотношениям министерством пропущен срок давности обращения в суд по неуважительным причинам. Из представленных министерством документов суд первой инстанции правильно установил, что о нарушении прав и интересов и о наличии указанного ненормативного акта министерство узнало или могло узнать в марте 2009 года из материалов проверки эффективности использования предприятием государственного имущества (приказ от 06.03.2009 N 95), а также из объявления в районной газете "Луч справедливости" от 26.03.2009 N 15-16, в котором Отдел по управлению имуществом муниципального образования "Каякентский район" информирует население о предполагаемой сдаче в аренду на 49 лет 420 земельных участков по 0,5 га, расположенных в местности "Чаканай" из состава земель сельскохозяйственного назначения, для посадки виноградника и других сельскохозяйственных культур (фактически из земель - пашни предприятия).
Доказательства того, что о наличии оспариваемого ненормативного акта и об изъятии спорного земельного участка площадью 290 га и его передаче в ведение сельской администрации районной администрацией или руководством предприятия было сообщено министерству, в материалах дела отсутствуют. На это не указано и в ежегодных земельном и бухгалтерском балансах предприятия. Как установлено судом первой инстанцией и не опровергается районной администрацией, районной администрацией вопрос изъятия спорных 290 га земель не был согласован с министерством как уполномоченным органом и с собственником имущества унитарного предприятия (Правительством Республики Дагестан), копия оспариваемого ненормативного акта не была в установленном порядке направлена в адрес министерства либо вручена нарочно его полномочному представителю.
Из материалов дела и пояснений представителей сторон суд первой инстанции правильно установил, что указанные 290 га земель по состоянию на день рассмотрения спора находятся в фактическом владении и пользовании предприятия, отражены в его земельном и бухгалтерском балансах, никому (физическим и юридическим лицам) не предоставлены.
Что касается ссылки районной администрации на письмо Комитета "Дагвино" от 22.07.2008, то, как правильно указал суд первой инстанции, данное юридическое лицо не являлся собственником имущества предприятия или уполномоченным собственником органом по владению, пользованию и распоряжению имуществом государственного унитарного предприятия. Такими полномочиями в июле 2008 года обладало Министерство имущественных и земельных отношений Республики Дагестан (правопредшественник заявителя), которое районной администрацией не было извещено о принятии оспариваемого акта и с ним не был согласован вопрос об изъятии у предприятия спорных 290 га земель. Доказательства обратного районной администрацией не представлены.
Что касается доводов районной администрации об информировании Правительства Республики Дагестан, то они также документально не подтверждены. С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал причины пропуска министерством срока уважительными и восстановил министерству срок оспаривания указанного ненормативного акта в арбитражном суде, поскольку о существовании оспариваемого акта и нарушении его прав и законных интересов оно объективно не знало и не могло знать до марта 2009 года.
Таким образом, судом первой инстанции дана подробная и правильная оценка заявлению министерства и его ходатайству о восстановлении срока подачи заявления.
Нормы материального и процессуального права судом первой инстанции применены верно.
Оснований к отмене решения суда первой инстанции апелляционным судом не усматривается. От уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе районная администрация в соответствии с действующим законодательством освобождена.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.07.2009 по делу N А15-1144/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Н.В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1144/2009
Истец: Министерство по управлению госсобственностью
Ответчик: ГУП "Усемикентское", Администрация МО "Каякентский район"
Третье лицо: Управление Роснедвижимости по РД, МО "с. Усемикент", Департамент по виноградству и алкогольной промышленности "Дагвино" при МСХ РД
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2009 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2268/09