09 ноября 2009 года |
Дело N А15-1733/09 |
г. Ессентуки |
16АП-2539/09(1) |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.11.2009.
Полный текст изготовлен 09.11.2009.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фриева А.Л.,
судей: Мельникова И.М., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мишиным А.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Государственного строительного надзора Министерства строительства и ЖКХ РД
на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.09.2009
по делу N А15-1733/09 по иску ООО "Росмонтажстрой"
о признании незаконным постановления N 265 от 04.08.2009 Управления государственного строительного надзора Минстроя РД по делу об административном правонарушении в области строительства (судья А.А. Алиев),
при участии в заседании:
от ООО "Росмонтажстрой" - не явились, извещено 22.10.2009,
от Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Дагестан - не явились, извещено 19.10.2009,
от Управления Государственного строительного надзора Министерства строительства и ЖКХ РД - не явились, извещено 19.10.2009,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Росмонтажстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Управлению государственного строительного надзора Минстроя Республики Дагестан (далее - Госстройнадзор) о признании незаконным и отменить постановление N 265 от 04.08.2009 по делу об административном правонарушении. Определением суда от 24.08.2009 к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Дагестан (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.09.2009 по делу N А15-1733/2009 постановление Госстройнадзора от 04.08.2009 N 265 признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства свидетельствующие о нарушении обществом обязательных для исполнения требований нормативного документа в области строительства. А также Госстройнадзор не известил общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в установленном законом порядке.
Не согласившись с данным решением суда, Госстройнадзор подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, оставив в силе постановление N 265. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции неправомерно посчитал, что общество прекратило работы по проведению газопровода, поскольку итогового документа, определяющую полную готовность прокладки подводящего газопровода, заключения о соответствии в управление не поступало, следовательно, нельзя считать работы завершенными. Заявитель апелляционной жалобы считает, что общество надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения проверки не обеспечило явку своего представителя со всеми необходимыми документами.
В судебное заседание представители сторон не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. Правильность решения от 03.09.2009 проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе, изучив материалы дела и апелляционную жалобу, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления принятого решения без изменения по следующим основаниям. Как видно из материалов, между ООО "Монтажстройсервис" и обществом ("Субподрядчик") заключен договор N 00018 от 09.04.2008 субподряда на выполнение отдельных видов и комплексов работ на строительство "Подводящий газопровод от АГРС "Черняевка" до с. Александрия Кизлярского района Республики Дагестан". Сумма договора составляет 972 000 рублей.
В соответствии с п. 1.3 договора от 09.04.2008 весь комплекс работ выполняется обществом в соответствии с нормами СНиП и правилами безопасности.
Согласно п. 3.1.1 данного договора, субподрядчик обязан выполнить все работы и сдать ООО "Монтажстройсервис" по акту Ф-2.
Согласно п. 2.2. данного договора окончательный расчет между сторонами производится после подписания сторонами приемо-сдаточного акта Ф-2 в течение 20 дней.
Акт о приемке выполненных работ формы КС-2 подписан сторонами 15.12.2008, сумма выполненных работ составила 986 403 рубля.
Приказом N 02-1159-09 от 01.07.2009 ведущий специалист Даитбегов Г.К. назначен для осуществления государственного строительного надзора при строительстве объекта капитального строительства "Подводящий газопровод от АГРС "Черняевка" до с. Александрия" по адресу: Кизлярский район, Республика Дагестан. Уведомлением от 01.07.2009 N02-1160-09 Госстройнадзор уведомил общество о его проверке по предмету организационно-правовой нормы и качества выполнения СМР с 01.07.2009 по 01.08.2009, а также уведомлением от 01.07.2009 N02-1161-09 руководителю общества предложено прибыть или направить своего представителя 21.07.2009 по адресу: Кизлярский район Подводящий газопровод от АГРС "Черняевка" до с. Александрия.
Уведомление о проведении проверки 21.07.2009 по адресу Кизлярский район, Подводящий газопровод от АГРС "Черняевка" до с. Александрия направлено в адрес общества по почте и получено 24.07.2009.
По результатам проверки составлен акт проверки от 21.07.2009 N 000386 и протокола об административном правонарушении от 21.07.2009 N 000293 и от 21.07.2009 N000295, в которых зафиксировано, что обществом нарушены обязательные для исполнения требования нормативного документа в области строительства, а именно:
- разрешение на строительство; - проектная документация;
- положительное заключение государственной экспертизы; - сертификат качества на материал;
- проект производства работ (ППР); - удостоверение сварщика на право производства сварочных работ;
- журналы сварочных, бетонных и производственных работ; - документ соответствия бетонной смеси;
- акт испытания трубопровода на герметичность.
Предписанием N 000248 от 21.07.2009 обществу предписано до 21.08.2009 устранить замечания, указанные в акте от 21.07.2009.
По итогам проверки заместителем начальника Госстройнадзора принято постановление от 04.08.2009 N 265 о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за не предоставление государственной экспертизы проектно-сметной документации и за не предоставление проекта.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обжаловало указанное постановление в арбитражный суд.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Данным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом и представить объяснения и замечания по его содержанию.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, сообщено ли данному лицу о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Так, в извещении от 01.07.2009 N 02-1161-09, в соответствии с которым обществу предлагается направить представителя с доверенностью на участие в административных правоотношениях по адресу: Кизлярский район, Подводящий газопровод от АГРС Черняевка до с. Александрия, не указано время и место прибытия для составления соответствующих документов. Кроме того, доказательств отправки указанного извещения и получения его обществом в материалы дела не представлено.
Данное нарушение носит существенный характер, поскольку не обеспечивает лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности реализовать гарантии защиты, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановление N 265 от 04.08.2009 вынесено в отношении общества за не представление указанных в оспариваемом постановлении документов, тогда как за не предоставление сведений (информации) усматривается состав правонарушения, предусмотренный ст. 19.7 КоАП РФ.
Состав административного правонарушения по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ образует нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая- применение строительных материалов (изделий).
Как правильно указал суд первой инстанции, доказательств, подтверждающих, что обществом были нарушены требования проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил при выполнении отдельных этапов и комплексов работ на объекте "Подводящий газопровод от АГРС Черняевка до с. Александрия" в материалах дела не имеется. Кроме того, Госстройнадзор в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил в суд первой инстанции и апелляционной инстанции доказательств нарушения обществом части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, поскольку невыполнение предписания о представлении документов не влечет административную ответственность по указанной статье. Довод подателя апелляционной жалобы о том, что обществом на момент проверки проводились работы по прокладке газопровода, не соответствует действительности, поскольку работы на этом объекте выполнены по договору субподряда и сданы генподрядчику 15.12.2008 по акту выполненных работ на сумму 986 403 рубля.
Выполнение субподрядных работ осуществлялось обществом по проектным разрешительным документам, в деле имеется разрешение на строительство N 5, выданное отделом главного архитектора администрации МО "Кизлярский район" со сроком действия до 25.04.09, заключение по рабочему проекту "Подводящий газопровод высокого давления от АГРС "Черняевка" к с. Александрийское Кизлярского района Республики Дагестан", технические условия на строительство подводящих газопроводов для газоснабжения с. Александрия и с. Нововладимировское Кизлярского района Республики Дагестан, согласованные с заместителем генерального директора ООО "Каспийгазпром".
Следовательно, указание административным органом в акте проверки N 000386 от 21.07.2009 на выполнение подрядных работ является необоснованным, и вывод суда в этой части является правомерным.
При сдаче обществом выполненных субподрядных работ генподрядчику по договору от 09.04.2008 N 00018 какие-либо замечания по их качеству не заявлены.
Поскольку иные доказательства в деле не имеются, а имеющиеся доказательства свидетельствуют о необоснованности привлечения общества к административной ответственности, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление об административном правонарушении в области строительства от 04.08.09 N 265 вынесенного в отношении общества.
Кроме того, административный орган не обосновал применение санкции в размере 100 000 рублей, тогда как минимальный размер штрафных санкций, установленный частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает штраф в размере 30 000 рублей.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отмене постановления N 265 от 04.08.2009 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначения ему наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.09.2009 по делу N А15-1733/09 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в установленный законом срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1733/09
Истец: ООО "Росмонтажстрой"
Ответчик: Управление государственного строительного надзора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан
Третье лицо: Управление по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по РД
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2009 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2539/09