г. Ессентуки |
Дело N А63-7083/2009 |
18 ноября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2009 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Мельников И.М.,
судей: Афанасьевой Л.В., Баканова А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Валиевой К.А-А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Ставропольскому краю
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.09.2009 по делу N А63-7083/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Винзавод Буденовский" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Ставропольскому краю; по встречному заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Ставропольскому краю к обществу с ограниченной ответственностью "Винзавод Буденовский" о взыскании налога на добавленную стоимость (судья Русанова В.Г.),
при участии в заседании:
от ООО "Винзавод Буденовский": Алаев Т.А. - директор, Солошенко А.А. по доверенности от 01.06.2009; от МИФНС России N 6 по СК: Вартанова С.А. по доверенности от 12.03.2007, Капацина Т.Ю. по доверенности от 28.06.2009, Меркулова А.В. по доверенности от 06.05.2009;
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Винзавод Буденовский" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ставропольскому краю (далее - налоговая инспекция) с заявлением о признании недействительными решений: N 22681 от 03.03.2009 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 9579326 рублей, штрафа за неуплату налога в сумме 1836350 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 1979379 рублей; N 401 от 03.03.2009 в части необоснованного применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за март 2007 года в сумме 1769565 рублей; N 22649 от 03.03.2009 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 1467904 рублей, штрафа за неуплату налога в сумме 293581 рубля, пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 254229 рублей; N 400 от 03.03.2009 в части необоснованного применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за апрель 2007 года в сумме 2509096 рублей.
В свою очередь налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании с общества налога на добавленную стоимость в сумме 11047230 рублей, пени в сумме 2233608 рублей, налоговых санкций в сумме 2129931 рубля, доначисленных оспариваемыми ненормативными актами.
Решением суда первой инстанции от 21.09.2009 заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Винзавод Буденовский" удовлетворены. Признаны недействительными как несоответствующие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации решения: N 22681 от 03.03.2009 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 9579326 рублей, штрафа за неуплату налога в сумме 1836350 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 1979379 рублей; N 401 от 03.03.2009 в части необоснованного применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за март 2007 года в сумме 1769565 рублей; N 22649 от 03.03.2009 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 1467904 рублей, штрафа за неуплату налога в сумме 293581 рубля, пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 254229 рублей; N 400 от 03.03.2009 в части необоснованного применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за апрель 2007 года в сумме 2509096 рублей.
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ставропольскому краю, г. Буденновск о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Винзавод Буденовский" налога на добавленную стоимость в сумме 11047230 рублей, пени в сумме 2233608 рублей, налоговых санкций в сумме 2129931 рубля отказано.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 21.09.2009 и принять новый судебный акт. Заявитель свое несогласие с судебным актом мотивирует неправильным установлением обстоятельств имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права и указывает, что в нарушение статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в решение не указаны мотивы, по которым суд отклонил доводы налоговой инспекции о ничтожности сделки, совершенной между обществом и ООО "Родник-К", оформленной договором поставки N 1 от 11.01.2007, признанной таковой налоговым органом на основании статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации. Судом не исследован довод налоговой инспекции о получении заявителем необоснованной налоговой выгоды в виде необоснованного возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость, не уплаченного контрагентом, не исполняющим обязанности налогоплательщика.
Представитель налоговой инспекции просит решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании против доводов налоговой инспекции возразило, указав на законность принятого судебного акта.
Правильность решения от 21.09.2009 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральные налоговые проверки представленных обществом уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за март и апрель 2007 года, по результатом которых вынесены решения:
- N N 22681, 22649 от 03.03.2009 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, - NN 400, 401 от 03.03.2009 года об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость за март, апрель 2007 года (л.д. 76-137, т. 2).
Решением N 22681 от 03.03.2009 доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 9579326 рублей, штраф за неуплату налога в сумме 1836350 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 1979379 рублей.
Решением N 401 от 03.03.2009 отказано в возмещении суммы налога на добавленную стоимость за март 2007 года в сумме 1769565 рублей.
Решением N 22649 от 03.03.2009 доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 1467904 рублей, штраф за неуплату налога в сумме 293581 рубля, начислены пени за несвоевременную уплату в сумме 254229 рублей.
Решением N 400 от 03.03.2009 отказано в возмещении налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению по уточненной налоговой декларации за апрель 2007 года в сумме 2509096 рублей.
Решения налоговой инспекции в порядке досудебного урегулирования обжалованы обществом в вышестоящий орган - Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее по тексту - УФНС по СК). По результатам рассмотрения апелляционных жалоб УФНС по СК вынесены решения от 15.05.2009 N 06-27/007978, от 15.05.2009 N 06-27/007979, согласно которым оспариваемые обществом ненормативные акты налоговой инспекции изменены путем отмены в описательной части обоснований ничтожности сделки со ссылкой на статью 169 Гражданского кодекса Российской Федерации и замены их положениями пункта 1 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации, в остальной части решения от 03.03.2009 года оставлены без изменения (л.д. 50-69, т. 2).
Основанием для принятия решений послужил вывод налоговой инспекции о несоответствии счетов-фактур, выставленных обществом с ограниченной ответственностью "Родник-К" (далее - ООО "Родник-К", контрагент), требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации; об отсутствии у контрагента общества производственной лицензии, ничтожности сделок по поставке спорного сырья.
Общество не согласилось с доводами налоговой инспекции и оспорило ненормативные акты в судебном порядке.
В силу пункта 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком НДС.
Согласно пункту 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.
По пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные указанной статьей налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ) налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
По смыслу названных норм для получения права на вычеты по налогу на добавленную стоимость необходимо: оприходование данного товара (работы, услуги); приобретаемые товары (работы, услуги) должны предназначаться для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения; наличие счета-фактуры, выставленного в соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Материалы дела свидетельствуют, что общество и ООО "Родник-К" заключили договор поставки 11.01.2007 N 1 (дополнительное соглашение от 12.01.2007) на поставку коньячной продукции (коньяк российский обработанный 3 звездочки, 5 звездочек) (л.д. 14-16, т. 1).
ООО "Родник-К" во исполнение условий договора произвел поставку коньяка в январе, феврале и марте 2007 года.
В подтверждение права на возмещение налога на добавленную стоимость по приобретенной продукции (реальности финансово-хозяйственной операции, постановки на учет полученного сырья) общество представило в налоговую инспекцию счета-фактуры, выставленные ООО "Родник-К", и соответствующие счетам-фактурам товарно-транспортные накладные (л.д. 25-78, т. 4).
Указанные операции отражены в книгах покупок общества (л.д. 21, 24, т. 4, л.д. 15-19, т.6).
Оплата за продукцию произведена платежными поручениями и путем передачи простых векселей (л.д. 87,97 т. 4, л.д. 25, 32, т.6).
Факт оплаты и постановки на учет (оприходования) налоговая инспекция не оспаривает.
Перевозка продукции по спорным счетам-фактурам производилась во исполнение условий договора от 07 августа 2006 года, заключенного обществом с ООО "Скорпион".
Суд первой инстанции правильно установил, что представленные обществом на проверку счета-фактуры, кроме выделения в них отдельной строкой акциза, составлены в соответствии с нормами статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с нормами и главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации у организаций, реализующих подакцизные товары, но не являющихся налогоплательщиками акцизов, нет оснований для выделения суммы акциза в расчетных документах и счетах-фактурах. Соответственно у налогоплательщиков акцизов, использующих в процессе производства подакцизные товары, приобретенные у организаций, не являющихся их непосредственными производителями, нет оснований для осуществления налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 1 - 4 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации.
То есть, счета-фактуры, содержащие информацию о сумме акциза, влияют на право применения вычета по акцизам.
В уточненных налоговых декларациях за март и апрель 2007 года общество не возмещало акциз, сумма налога на добавленную стоимость выделена в спорных счетах-фактурах отдельной строкой, других ошибок в составлении спорных счетов-фактур в ходе проведенных проверок не установлено.
Как правильно указано судом первой инстанции налоговое законодательство не содержит запрета на внесение исправлений в счета-фактуры, оформленные с дефектами, а также не запрещает налогоплательщику представлять надлежаще оформленные дубликаты ранее представленных счетов-фактур.
Пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 "О бухгалтерском учете" допускается внесение исправлений в счета-фактуры с условием согласования исправлений с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями лиц, подписавших документы, с указанием даты внесения исправлений.
В соответствии с пунктом 29 Правил ведения журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, не подлежат регистрации в книге покупок и книге продаж счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки. Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.
Обществом в процессе рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации за март 2007 года представлены исправленные счета-фактуры, исправления завизированы ООО "Родник-К", на исправлениях стоит дата внесенных исправлений и печати общества и контрагента.
Довод налоговой инспекции о том, что исправленные счета-фактуры не приняты ко вниманию в силу отсутствия таковых у контрагента (справка о хищении, протокол выемки), судом первой инстанции не приняты в качестве доказательств отсутствия у общества возможности и права внести в надлежащем порядке указанные выше исправления, так как исправления в счета-фактуры вносит лицо, выставившее счет-фактуру и допустившее ошибку, исправления вносятся с согласия покупателя; справка майора милиции И.Л. Дышекова от 07.06.2007 (л.д. 115, т. 3) не зафиксировала хищение счетов-фактур за 2007 год, протокол изъятия документов у общества составлен 01.10.2007, исправления в счета-фактуры внесены 26.11.2008 года, доказательств отсутствия на момент внесения исправления у общества подлинников счетов-фактур налоговая инспекция суду не представила, оценку произведенных исправлений налоговая инспекция в ходе проверки не производила, подлинники счетов-фактур у общества не истребовала.
В силу позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 18.12.2007 N 65, рассмотрение заявлений налогоплательщиков о возмещении налога на добавленную стоимость и принятие по ним решений отнесены к компетенции налоговых органов, которые принимают такие решения по результатам проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации и приложенных к ней документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а также дополнительно истребованных на основании пункта 8 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации документов, подтверждающих в соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации правомерность применения налоговых вычетов.
Под несоблюдением налогоплательщиком установленной Налоговым кодексом Российской Федерации административной (внесудебной) процедуры возмещения налога на добавленную стоимость следует понимать не только его непосредственное обращение в суд, минуя налоговый орган, но и представление в налоговый орган вместе с соответствующей налоговой декларацией неполного комплекта документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, названная процедура не может считаться соблюденной налогоплательщиком, если им не выполнено требование налогового органа, предъявленное на основании пункта 8 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, о представлении документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов. При этом следует учитывать, что представление документов, имеющих незначительные дефекты формы или содержания, в целях настоящего разъяснения не может рассматриваться как непредставление этих документов. При возникновении спора значительность таких дефектов оценивается судом.
Конституционный суд в определении N 267-О от 12.07.2006 года указал, что при осуществлении возложенной на налоговые органы функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Соответственно налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.
Указанное означает, что при принятии решения в связи с возникшими сомнениями относительно представленных документов налоговый орган в соответствии с нормами налогового законодательства должен был запросить у общества соответствующие разъяснения, либо истребовать дополнительные документы.
Как установлено судом первой инстанции, требование о внесении исправлений в счета-фактуры налоговая инспекция в период проведения камеральных налоговых проверок в адрес общества не направляла. Суд правильно указал, что представленные обществом счета-фактуры без внесенных исправлений за январь, февраль, март 2007 года составленными в соответствии с нормами, не противоречащими праву на применение налогового вычета по налогу на добавленную стоимость.
Налоговая инспекция при проведении камеральной налоговой проверки проверила действие лицензий, предоставляющих право контрагента на реализацию коньяков как собственного, так и по оптовым поставкам.
Как следует из материалов дела, на момент поставок по спорному договору на сайте Федеральной налоговой службы в Государственном реестре выданных лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий" по контрагенту общества числились лицензии:
- Б 096262 от 25.12.2006 года, регистрационный номер 167 на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции (спиртных напитков, вин), выдана УФНС России по КБР сроком с 25.12.2006 до 25.12.2011 года, решением УФНС России по КБР от 30.05.2007 N 07-19/3705@ действие лицензии Б 096262 приостановлено с 30 мая 2007 года, что подтверждено ответом Инспекции Федеральной налоговой службы по Урванскому району Кабардино-Балкарской Республики от 23.08.2007 года (л.д. 90, т. 5), письмом Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике от 04.06.2007 года N 07-15/38430 (л.д. 91, т. 6); - Б 082685, регистрационный номер 1933 от 09.06.2004 года на производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков срок действия с 09.06.2004 по 09.06.2007, действие лицензии по заявлению ООО "Родник-К" прекращено решением Федеральной налоговой службы от 13.02.2007 года N 07-1-05/0157 (л.д. 75, т. 6).
Таким образом, в оспариваемый период ООО "Родник-К" осуществляло реализацию коньяка обработанного согласно перечисленным лицензиям, и претензий к правомерности осуществления по указанным лицензиям у налоговых органов при предоставлении налоговых вычетов по НДС не было.
Кроме того, факт отсутствия у поставщика лицензии на производство и реализацию отборного коньяка сам по себе не может, безусловно, свидетельствовать о недостоверности сведений об ООО "Родник-К" как производителе товара в спорных счетах-фактурах и служить основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов по НДС.
В Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", на положения которого ссылается налоговая инспекция в доводах кассационной жалобы, в качестве последствия осуществления производства и реализации алкогольной продукции без соответствующей лицензии указано только на необходимость ее изъятия, поскольку эта продукция находится в незаконном обороте. Вместе с тем из материалов дела следует, что обработанные коньяки, полученные налогоплательщиком от ООО "Родник-К", а также алкогольная продукция, произведенная из этих коньяков, не только не изъяты у общества налоговыми органами, но разрешены к последующей реализации, что подтверждается имеющимся письмом управления от 07.11.2007 N 13-36/15281.
Также в материалах дела нет доказательств того, что на момент заключения и исполнения сторонами спорной сделки в марте 2007 года общество располагало сведениями о ненадлежащем декларировании поставщиком оборотов алкогольной продукции и фальсификации текста представленной им лицензии от 25.12.2006 N Б 096262 в части внесения в нее сведений о праве ООО "Родник-К" на закуп, хранение и поставку обработанных коньяков.
Более того, в материалах дела имеются письма ИФНС России по Урванскому району КБР от 11.01.2007 N 05/1-20/71 (том. 3 стр. 13), от 07.02.2007 N 05/1-20/431 (том. 3 стр. 62), а также от 09.03.2007 N 05/1-20/860 (том. 3 стр. 64), свидетельствующие о тех фактах, что ООО "Родник-К" является добросовестным налогоплательщиком, не представляющим нулевые декларации в Инспекцию по НДС и своевременно уплачивающим указанный налог в бюджет.
Из материалов дела видно, что действие указанной лицензии в связи с выявленными нарушениями приостановлено лишь 30.05.2007 (решение Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике N 07-19/3705@) а факт правомерности таких действий указанного налогового органа подтвержден вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.08.2007 по делу N А20-2186/2007, то есть также после надлежащего исполнения сторонами договорных обязательств.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что при таких обстоятельствах у налогового органа не было достаточных оснований полагать, что общество не проявило должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента и считать получение им налоговой выгоды в виде применения налоговых вычетов по НДС за март 2007 года необоснованным (пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды").
В ходе камеральной проверки данной декларации и мероприятий налогового контроля налоговая инспекция установила, что ООО "Родник-К": не является производителем обработанного коньяка, по месту учета налоговые декларации и отчеты за период с 01.01.2007 по 01.06.2007 не представило, налоги в бюджет не уплачивает, текст лицензии от 25.12.2006 N Б 096262 сфальсифицирован, ссылаясь на то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.08.2007 по делу N А20-2186/2077 установлено, что в представленной суду ООО "Родник-К" лицензии от 25.12.2006 N Б 096262 имеется дописанный текст "обработанные коньяки", который отсутствует в экземпляре лицензии N Б 096262, представленной налоговым органом. В связи с этим ООО "Родник-К" отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения УФНС России по Кабардино-Балкарской Республики от 30.05.2007 N 07-19/3705@ о приостановлении действия лицензии N Б 096262.
Судом первой инстанции правильно отклонен довод общества о том, что рассмотрение материалов проверки налоговая инспекция произвела с нарушениями существенных условий процедуры, выразившимися в не ознакомлении общества с письмом от 02.02.2009 года N 10-20/409@ и документами, которые были приобщены к письму; рассмотрении материалов проверки коллегиально в составе семи человек; отсутствие в протоколе рассмотрения материалов проверки данных об установленных проверкой обстоятельствах, оценки доводов общества, является основанием для признания решения налоговой инспекции недействительным.
Доказательств того, что при рассмотрении материалов камеральных налоговых проверок налоговая инспекция нарушила конституционные и другие установленные законодательно права и интересы налогоплательщика, которые повлияли на законность вынесенных налоговой инспекции решений, суду не предоставлено.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В связи с этим при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. Эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция не представила суду надлежащих доказательств отсутствия у общества права на применение налогового вычета по налогу на добавленную стоимость за март, апрель 2007 года по взаимоотношениям с ООО "Родник-К", решения в части доначисления налога на добавленную стоимость, отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в марте и апреле 2007 года подлежит признанию недействительными.
Поскольку судом установлено отсутствие у общества обязанности уплачивать доначисленный оспариваемыми ненормативными актами налог на добавленную стоимость, общество не может быть привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога, начисление пени за несвоевременную уплату налога, обязанность который уплатить у общества отсутствует, признается судом незаконным.
При указанных обстоятельствах решения налоговой инспекции в части привлечения общества к налоговой ответственности и начисления пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость судом первой инстанции обоснованно признанию недействительными.
Поскольку судом первой инстанции установлен факт отсутствия у общества обязанности уплатить в бюджет по оспариваемым ненормативным актам налога на добавленную стоимость в сумме 11047230 рублей, пени в сумме 2233608 рублей, налоговых санкций в сумме 2129931 рубля, требования налоговой инспекции о взыскании указанных сумм в судебном порядке удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы и доводы, заявленные представителем налогового органа в судебном заседании апелляционной инстанции о недействительности сделки со ссылкой на статью 169 и пункт 1 статьи 170 Гражданского кодекса РФ, отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
По статье 173 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.
Сделка, заключенная обществом с ограниченной ответственностью "Родник-К" с обществом с ограниченной ответственностью "Винзавод Буденовский" на поставку коньячной продукции недействительной не признана, соответственно, влечет юридические последствия для целей налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации мнимой является сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. Сделка может быть признана мнимой, если все стороны, участвующие в сделке, не имели намерений исполнять или требовать ее исполнения. Указанные признаки в хозяйственной деятельности сторон по договору налоговым органом не установлены, доказательства мнимости сделки в суд не представлены Нормы права при разрешении спора применены верно, нарушения материальных и процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.
Руководствуясь статьями 211, 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-7083/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня принятия через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
И.М. Мельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-7083/2009-С4-33
Истец: ООО "Винзавод Буденновский"
Ответчик: МИФНС России N6 по СК
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2009 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2641/09