г. Вологда
05 апреля 2011 г. |
Дело N А52-3307/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Носач Е.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Манойловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Псковской области в лице Государственного финансового управления Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 12 января 2011 года по делу N А52-3307/2010 (судья Рутковская Л.Г.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Микрорайон N 6" (далее - ООО "Микрорайон N 6") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Территориальному управлению города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о взыскании 305 773 руб. 21 коп. убытков, составляющих сумму не возмещенных из бюджета льгот, предоставленных в период с 03 марта 2008 года по август 2008 года гражданам по оплате коммунальных услуг.
Определением суда от 05 октября 2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Расчетный центр города Пскова", администрация Псковской области, Государственное финансовое управление Псковской области, Управление Федерального казначейства по Псковской области, Главное государственное управление социальной защиты населения псковской области.
Определением суда от 03 ноября 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Псковской области, Управление Федерального казначейства по Псковской области исключено из числа третьих лиц.
Протокольным определением от 09 декабря 2010 года произведена замена ответчика с Территориального управления города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области на Государственное финансовое управление Псковской области, которое исключено из числа третьих лиц, Территориальное управление города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
До принятия судом решения по делу истец уточнил исковые требования и просил взыскать 303 416 руб. 39 коп., в том числе с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 157 965 руб. 78 коп., с Псковской области в лице Государственного финансового управления Псковской области 145 450 руб. 61 коп.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 12 января 2011 года исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ООО "Микрорайон N 6" взыскано 157 965 руб. 78 коп. убытков, 5738 руб. 97 коп. расходов по уплате государственной пошлины. С Псковской области в лице Государственного финансового управления Псковской области за счет казны Псковской области в пользу ООО "Микрорайон N 6" взыскано 145 450 руб. 61 коп. убытков, 5363 руб. 52 коп. расходов по уплате государственной пошлины. ООО "Микрорайон N 6" из федерального бюджета возвращены 70 руб. 71 коп. излишне уплаченной государственной пошлины.
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации с решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное толкование норм материального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к тому, что обязательства Российской Федерации по предоставлению субвенций исполнены полностью. Указание в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год на наличие межбюджетных трансфертов не влечет возникновения расходных обязательств Российской Федерации перед организациями жилищно-коммунального комплекса. В данном случае отсутствует причинная связь между бездействием органа государственной власти и наступившим вредом. Невозмещенные расходы возникли по вине самого ООО "Микрорайон N 6" из-за допущенного им бездействия. Взыскание с казны расходов по уплате государственной пошлины неправомерно.
Псковская область в лице Государственного финансового управления Псковской области также направило апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить в части взыскания с нее 145 450 руб. 61 коп. убытков и 5363 руб. 52 расходов по уплате государственной пошлины. В обоснование жалобы указывает, что в период с 03 марта 2008 года по август 2008 года истец не предоставлял льготы по оплате услуг за теплоснабжение и горячее водоснабжение, поскольку не был заключен договор с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги". Возмещение льгот за спорный период ответчик мог произвести только в случае представления ему данных по предоставленным льготам. Такие сведения представлены не были. Возмещение указанных льгот в настоящее время невозможно в связи с изменением законодательства по возмещению таких льгот.
ООО "Микрорайон N 6" в отзыве на апелляционные жалобы против их удовлетворения возражало, просило решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Третьи лица отзывы на жалобу не представили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Как следует из материалов дела, ООО "Микрорайон N 6" в период с 03 марта 2008 по август 2008 года осуществляло техническое обслуживание жилых домов 3, 5, 7, 9 по переулку Машинистов в городе Пскове, поставку тепла и горячей воды в которые производило открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
ООО "Микрорайон N 6" при взимании платы за теплоснабжение и горячее водоснабжение предоставляло льготы отдельным категориям граждан на основании закона Псковской области от 11.01.2005 N 400-оз "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Псковской области" (далее - Закон N 400-оз) и закона Псковской области от 11.01.2005 N 401-оз "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Псковской области" (далее - Закон N 401-оз).
Полагая, что в результате предоставления вышеназванных льгот, компенсация которых не была произведена из бюджетов соответствующих уровней, у ООО "Микрорайон N 6" образовались убытки, последнее обратилось в арбитражный суд с иском об их взыскании.
Удовлетворяя заявленные требования путем взыскания истребуемой суммы с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации и с Псковской области в лице Государственного финансового управления Псковской области за счет казны Псковской области суд посчитал их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2 Закона N 401-оз социальная поддержка за счет средств областного бюджета устанавливается для следующих категорий граждан, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) лица, являющиеся пенсионерами, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, подтвердившие данный факт архивными (наградными) документами или записями в трудовой книжке (далее - труженики тыла в годы Великой Отечественной войны);
2) лица, являющиеся пенсионерами, принимавшие участие в разминировании народно-хозяйственных объектов и территории Псковской области, временно находившихся в зоне оккупации немецко-фашистскими войсками в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - участники разминирования территории Псковской области);
3) ветераны труда, являющиеся пенсионерами, из числа лиц: имеющих удостоверение "Ветеран труда"; награжденных орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде на уровне министерств, ведомств СССР или Российской Федерации, имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны, подтвердивших данный факт архивными документами либо записями в трудовой книжке, имеющих трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин; ветераны военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - ветераны труда);
4) реабилитированные лица;
5) лица, пострадавшие от политических репрессий.
Статьями 3 - 7 Закона N 401-оз предусмотрена льгота вышеуказанным категориям граждан в виде 50% оплаты коммунальных услуг.
Закон N 400-оз принят во исполнение Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и регулирует правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Псковской области.
Согласно статье 1 Закона N 400-оз в целях реализации переданных Российской Федерацией полномочий по определению формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг на льготных условиях указанные меры социальной поддержки на территории области предоставляются лицам и семьям, указанным в приложении к настоящему Закону, в натуральной форме с последующим возмещением организациям, осуществляющим предоставление услуг по содержанию жилья и коммунальных услуг (далее - организациям), расходов, понесенных ими в связи с предоставлением данных услуг, за исключением оплаты топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива проживающим в домах, не имеющих центрального отопления. Предоставление льгот лицам и семьям, указанным в приложении к настоящему Закону предусмотрено соответствующими федеральными законами.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 23) в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
В соответствии с пунктом 18 вышеуказанного постановления при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005, далее - БК РФ) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В силу пункта 19 постановления Пленума N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Законом N 401-оз предусмотрено, что установленные им меры социальной поддержки софинансируются в форме субсидий из федерального бюджета в объеме, предусмотренном Федеральным законом "О бюджете на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 годов", таблица 9, приложение 38, в сумме 9 962 500 руб. и 82 277 000 руб. Из бюджета Псковской области финансируется вся остальная, необходимая для возмещения льгот, сумма. Ответчики в судебном заседании суда первой инстанции подтвердили факт поступления в бюджет Псковской области из федерального бюджета всей суммы субсидий.
При таких обстоятельствах требования истца к субъекту Российской Федерации - Псковская область в отношении суммы убытков, возникших в связи с исполнением Закона N 401-оз, являются правомерными.
В свою очередь требования истца к Российской Федерации о возмещении убытков, возникших в связи с предоставлением льгот, предусмотренных федеральными законами, являются также правомерными и обоснованно удовлетворены судом.
Размер убытков подтверждается списками граждан, получивших льготы, составленными обществом с ограниченной ответственностью "Расчетный центр города Пскова", ежемесячными сводами-расчетами суммы льгот по отдельным категориям граждан.
Апелляционный суд отклоняет как бездоказательный довод жалоб о том, что возмещение льгот за спорный период могло быть произведено при своевременном обращении истца, а в настоящее время такое возмещение не представляется возможным в связи с изменением законодательства.
Ссылка Государственного финансового управления Псковской области в жалобе на то, что истец фактически не предоставлял льгот, так как в заявленный период у него отсутствовал договор с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" на горячее водоснабжение и теплоснабжение, не соответствует обстоятельствам дела. В материалах дела имеется решение Арбитражного суда Псковской области от 26 мая 2010 года по делу N А52-126/2009, согласно которому с истца в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскана полная стоимость тепловой энергии и горячей воды.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется, так как выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений или неправильного применения норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 12 января 2011 года по делу N А52-3307/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Псковской области в лице Государственного финансового управления Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Е.В. Носач |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-5047/2009-С2-14
Заявитель: ИФНС России по Промышленному району г. Ставрополя
Ответчик: ООО "ТрансСнаб", МИФНС России N25 по Республике Башкортостан
Заинтересованное лицо: Баязитова Р.Р.
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2009 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2573/09