г. Ессентуки |
Дело N А20-1551/2009 |
06 ноября 2009 года |
N 16АП-2526/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.11.2009,
дата изготовления постановления в полном объеме 06.11.2009.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А., судей: Винокуровой Н.В., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Батуриным В.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от ответчика: Кештов А.Б. - доверенность N 45 от 01.06.2009, рассмотрев апелляционную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике
на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2009
по делу N А20-1551/2009 (судья Цыраева Ф.А.)
по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике
к Министерству по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики
третье лицо: ООО "Агропроект"
о признании недействительным договора аренды от 30.04.2008,
УСТАНОВИЛ:
Между Министерством по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики и ООО "Агропроект" (арендатором) заключен договор аренды от 30.04.2008 б/н.
Согласно пункту 1.1. договора в аренду передано нежилое помещение общей площадью 103,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Нальчик, ул. Суворова, 121 - под офис. Срок договора аренды установлен с 01.05.2008 по 01.05.2013 (пункт 1.2. договора). В пункте 3.1. договора размер арендной платы определен сторонами в размере 271,2 рубля за 1 кв.м. в месяц, что в сумме составляет 28 123 рубля 44 копеек в месяц (без НДС).
Договор аренды от 30.04.2008 в установленном порядке прошел государственную регистрацию 06.11.2008.
По акту приема-передачи от 01.07.2008 арендованное имущество передано арендатору. Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики о признании недействительным договора аренды от 30.04.2008 нежилого помещения площадью 103,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Нальчик, ул. Суворова, 121, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики (арендодателем) и ООО "Агропроект". Исковые требования мотивированы тем, что договор аренды заключен с нарушением закона без проведения торгов и согласования с антимонопольным органом.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2009 в удовлетворении исковых требований отказано. Принимая решение, суд исходил из того, что, передавая государственное имущество в пользование хозяйствующему субъекту путем заключения возмездного договора аренды, ответчик руководствовался Положением от 16.04.2002 "О порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, передаче их в аренду и безвозмездное пользование", не предоставляя при этом никаких преимуществ отдельным субъектам, которые могли бы привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Оспариваемый договор заключен сторонами до внесения изменений в ФЗ "О защите конкуренции", который на момент его заключения соответствовал императивным требованиям закона.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2009, Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, считая, что, передавая хозяйствующему субъекту, осуществляющему конкурентные виды деятельности, помещение в аренду под офис без проведения торгов и уведомления антимонопольного органа, Министерство по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики нарушило положения ФЗ "О защите конкуренции", предоставив ООО "Агропроект" преимущество, которое обеспечивает ООО "Агропроект" более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на соответствующих товарных рынках. Кроме того, действующая на момент заключения договора норма ФЗ "О защите конкуренции" предусматривала необходимость проведения торгов. В отзыве на апелляционную жалобу Министерство по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая решение законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, заслушав представителя ответчика, приходит к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон) государственная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением указанных в этой статье случаев. Орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить муниципальную помощь, направляет в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи. Если помощь предоставляется путем передачи муниципального имущества, к ходатайству прилагаются определенные документы. Если в ходе рассмотрения представленных ходатайства и документов антимонопольный орган примет решение о том, что указанные в ходатайстве действия, на осуществление которых испрашивается согласие антимонопольного органа, не являются государственной помощью, антимонопольный орган уведомляет заявителя о том, что согласие антимонопольного органа на осуществление таких действий не требуется. Антимонопольный орган по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на предоставление государственной помощи удовлетворяет ходатайство, если государственная или муниципальная помощь предоставляется в целях, указанных в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции.
Статья 19 названного Закона к целям предоставления государственной помощи относит, в частности, поддержку субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности; социальное обслуживание населения; социальную поддержку безработных граждан и содействие занятости населения.
Согласно статье 21 Закона акты о предоставлении государственной помощи, не представленные предварительно в антимонопольный орган, могут быть признаны судом недействительными. Из приведенных норм следует, что государственная помощь может быть и в виде возмездной или безвозмездной передачи муниципального имущества. Однако при этом должны преследоваться названные в Законе цели, а нарушение порядка предоставления государственной помощи может повлечь последствия, указанные в статье 21 Закона, только в том случае, если исполнение соответствующего акта приведет или может привести к недопущению или устранению конкуренции.
Судом первой инстанции правильно установлено, что в рассматриваемом случае передача имущества в аренду не является государственной помощью, поскольку не отвечает установленным пунктом 1 статьи 19 Закона целям.
Из материалов дела следует, что, передавая государственное имущество в пользование хозяйствующему субъекту путем заключения возмездного договора аренды, Министерство по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики руководствовалось Положением от 16.04.2002 "О порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, передаче их в аренду и безвозмездное пользование", не предоставляя при этом никаких преимуществ отдельным субъектам, которые могли бы привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Пунктом 4.24 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики, утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18.12.2007 N 326-ПП установлено право Министерства на передачу государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики в аренду. Согласно выписке из реестра государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики помещение, сданное в аренду по договору аренды от 30.04.2008, является государственной собственностью Кабардино-Балкарской Республики.
Материалами дела подтверждается, что целью заключения оспариваемого договора являлось получение дохода от распоряжения имуществом, а не оказания помощи. Истцом доказательств, свидетельствующих о том, что передача имущества в аренду обществу преследовала цель оказания помощи обществу, а не получения дохода от распоряжения имуществом, суду не представлено.
Оспариваемая сделка не противоречила иному законодательству, действовавшему на момент ее заключения. Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что действующая на момент заключения договора норма ФЗ "О защите конкуренции" предусматривала необходимость проведения торгов, арбитражным апелляционным судом отклоняется, поскольку он не соответствует действительности. Законодательством, действовавшим в момент возникновения спорных правоотношений, не предусмотрена обязанность органов государственной власти по передаче в аренду государственного имущества путем проведения публичных процедур, в том числе и торгов. Нежилые помещения переданы ООО "Агропроект" в аренду в соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 14.09.2006 N 254-1111 "О Методике расчета арендной платы за временное владение и пользование нежилыми помещениями, находящимися в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики" и Положением от 16.04.2002 "О порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, передаче их в аренду и безвозмездное пользование". Статья 17.1 Закона о защите конкуренции, запрещающая заключение договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, введена в действие 02.07.2008 и не может быть применена к правоотношениям, возникшим до введения данной нормы в действие.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, а потому предусмотренных законом оснований для его отмены нет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2009 по делу N А20-1551/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1551/2009
Истец: УФАС по КБР
Ответчик: Министерство по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам КБР
Третье лицо: ООО "Агропроект"