г. Пермь |
Дело N А50-13262/2009 |
18 ноября 2009 года |
N 17АП-9299/2009-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карповой Т.Е.,
судей Зелениной Т.Л., Скромовой Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шилонцевой В.А.,
при участии:
от заявителя (Департамент земельных отношений администрации города Перми): Лампиев С.Е. - доверенность N 75 от 03.07.2009г, Новиков М.М. - доверенность N 1 от 11.01.2009г
от ответчика (Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю): Клюшова Е.В., заместитель начальника отдела правового обеспечения, доверенность N 04-24/41 от 21.07.2009 г., Моисеева Т.А., главный специалист- эксперт отдела правового обеспечения, доверенность N 04-24/65 от 01.12.2008г.
от ответчика (Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю"): Насырова У.Ф. - доверенность N 1 от 11.01.2009г
от заинтересованного лица (Едигарев В.В.): Едигарев В.В. - паспорт
от заинтересованного лица (Полев А.В.): Лапко В.В. - доверенность от 24.07.2009г от заинтересованного лица (ООО "Уральская земельная компания"): не явился
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании дело N А50-13262/2009,
по заявлению Департамента земельных отношений администрации города Перми к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю", заинтересованные лица: ООО "Уральская земельная компания", Едигарев Владимир Васильевич, Полев Александр Вадимович о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Департамент земельных отношений администрации города Перми обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410108:33, площадью 1125 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Кирова, 86, а также с требованием о возложении на ответчиков обязанности по снятию указанного земельного участка с государственного кадастрового учета.
В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ООО "Уральская земельная компания", Едигарев Владимир Васильевич (определения от 18.06.2009, от 15.07.2009).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13 августа 2009 г. (судья Гуляева Е.И.) Департаменту земельных отношений администрации города Перми в удовлетворении заявленных требований отказано.
Департамент земельных отношений администрации города Перми с решением суда от 13 августа 2009 г не согласился, в связи с чем обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять новый судебный акт, удовлетворяющий заявленные требования. По мнению заявителя, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют обстоятельствам дела. Судом нарушены нормы материального права, поскольку спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет в отсутствие утвержденного проекта границ (схемы расположения) земельного участка, что является нарушением процедуры постановки земельного участка на кадастровый учет, а также нарушает права и законные интересы Департамента как функционального органа администрации города Перми, осуществляющего данные полномочия. В суде апелляционной инстанции Департамент земельных отношений администрации города Перми заявил, что фактически 1-этажное здание кафе (лит. А1, А2), под которое формировался земельный участок, отсутствует. Кроме того, заявитель указал, что на спорном земельном участке расположен 2-этажный бревенчатый жилой дом (лит. В), принадлежащий на праве собственности Полеву А.В., не привлеченному к участию в деле.
Определением суда от 15 октября 2009 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Полева Александра Вадимовича - собственника 2-этажного жилого дома, расположенного по адресу: Кирова, 86.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил:
Едигарев В.В. является собственникам 1-этажного здания кафе, лит. А, А1, общей площадью 129,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Кирова, 86 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 27.10.2008 (л.д. 67).
08.12.2008г Едигарев В.В. обратился в Пермский территориальный отдел Роснедвижимости с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет по описанию, составленному ООО "Уральская земельная компания" (л.д. 53, 43-48). 20.01.2009г Пермский территориальный отдел Роснедвижимости принял Решение N 59 01/09-248 о проведении процедуры постановки земельного участка на государственный кадастровый учет (л.д. 49).
20.01.2009г земельный участок площадью 1125 кв.м., расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Кирова, 86, поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером 59:01:4410108:33 с разрешенным использованием - под 1-этажное здание кафе, что подтверждается выпиской из государственного кадастра недвижимости (л.д. 17-19).
Полагая, что постановка указанного земельного участка на государственный кадастровый учет осуществлена с нарушением действующего законодательства (описание земельного участка подготовлено в отсутствие утвержденного в установленном законом порядке проекта границ или схемы расположения земельного участка; здание кафе, под который сформирован спорный земельный участок, фактически не существует; на сформированном земельном участке расположен 2-этажный жилой дом (лит. В) площадью 97,1 кв.м., принадлежащий Полеву А.В. на праве собственности), Департамент земельных отношений администрации города Перми обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю по постановке на кадастровый учет указанного земельного участка, а также с требованиями: о признании незаконными действий ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермском краю" по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1125 кв.м., кадастровый номер 59:01:4410108:33, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Кирова, 86; об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю принять решение о снятии указанного земельного участка с кадастрового учета; об обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" осуществить снятие земельного участка с кадастрового учета. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю требований Департамента земельных отношений администрации города Перми не признало. Полагает, что Решение Пермского территориального отдела Роснедвижимости от 20.01.2009г N 59 01/09-248 о проведении процедуры постановки земельного участка на государственный кадастровый учет принято в соответствии с действующим законодательством. Оснований для отказа в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, по мнению Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю, не имелось.
ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю", не согласившись с требованиями Департамента земельных отношений администрации города Перми о признании незаконными действий Земельной кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка, а также с требованием об обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" осуществить снятие спорного земельного участка с кадастрового учета, указало, что данные требования не основаны на нормах действующего законодательства, так как ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю", не являясь органом кадастрового учета, осуществляет только исполнительские функции по ведению государственного земельного кадастра на территории Пермского края. Едигарев В.В. полагает, что основания для признания недействительным Решения Пермского территориального отдела Роснедвижимости от 20.01.2009г N 59 01/09-248 о проведении процедуры постановки земельного участка на государственный кадастровый учет отсутствуют. Нарушений прав Полева А.В. постановкой на государственный кадастровый учет спорного земельного участка Едигарев В.В. не усматривает, поскольку принадлежащий Полеву А.В. жилой дом, являясь аварийным, исключен из жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Ответчики полагают, что заявителем пропущен 3-х месячный срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, поскольку о Решении Пермского территориального отдела Роснедвижимости N 59 01/09-248 от 20.01.2009г Департаменту земельных отношений администрации города Перми стало известно 02.02.2009г (дата подачи Едигаревым В.В. заявления о предоставления ему в аренду спорного земельного участка), в то время как в суд Департамент земельных отношений администрации города Перми обратился только 10.06.2009г.
Департамент земельных отношений администрации города Перми пояснил, что информация о постановке земельного участка на кадастровый учет по описанию была доведена до его сведения Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в письме от 18.03.2009 N 16-01-09/450 в ответ на запрос от 25.02.2009г N И-21-01-09-3310 (л.д. 16), к которому была приложена кадастровая выписка о земельном участке от 11.03.2009г N 5901/301/09-08304 (л.д. 20-22).
С доводом Департамента земельных отношений администрации города Перми следует согласиться, поскольку в кадастровом паспорте земельного участка от 20.01.2009г N 5901/301/09-01189 сведений о том, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет по описанию, не содержится.
С учетом изложенного, оснований для вывода о том, что заявителем пропущен трехмесячный срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд не находит.
По смыслу статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Департамент земельных отношений администрации города Перми полагает, что обжалуемое Решение Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1 125 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Кирова, 86, на основании описания указанного земельного участка от 02.12.2008г, исполненного ООО "Уральская земельная компания", принято в нарушение п. 2 ст. 27, п. 10 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и ст. 36 Земельного кодекса РФ.
С доводами Департамента земельных отношений администрации города Перми о том, что вышеназванный земельный участок неправомерно поставлен на государственный кадастровый учет в отсутствие утвержденного проекта (схемы расположения) земельного участка, чем нарушены интересы Департамента земельных отношений администрации города Перми, нельзя согласиться.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведений об объекте недвижимости (ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 22, ч. 12 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007г N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка в орган кадастрового учета представляется межевой план, форма и требования к подготовке которого установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии со статьей 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Министерством экономического развития России утверждены форма межевого плана и требования к его подготовке (Приказ Минэкономразвития от 24 ноября 2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков").
В целях обеспечения защиты прав граждан и юридических лиц, которые до вступления в силу Приказа N 412 от 24.11.2008г заключили договоры на выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, необходимых для государственного кадастрового учета земельных участков, в письме Минэкономразвития России от 26 декабря 2008 г N 20581-ИМ/Д23 сообщалось, что в указанных случаях вместо межевых планов, оформленных в соответствии с Приказом N 412 от 24.11.2008г, для кадастрового учета могут представляться описания земельных участков, подготовленные по правилам, установленным Приказом Росземкадастра от 2 октября 2002 г. N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет". При этом, учитывая сложившуюся практику в части сроков выполнения работ по вышеназванным договорам, описания могут представляться в орган кадастрового учета до 1 июля 2009 года (письмо Минэкономразвития РФ от 30.06.2008г N 10221-ИМ/Д23). Согласно материалам дела, для постановки спорного земельного участка на кадастровый учет 08 декабря 2008 года Едигаревым В.В. в Пермский территориальный отдел Управления Роснедвижимости было представлено описание земельного участка, что соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Вместе с тем, Департаменту земельных отношений администрации города Перми следовало отказать Едигареву В.В. в осуществлении кадастрового учета земельного участка площадью 1125 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Кирова, 86, в силу следующих обстоятельств:
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям закона.
В соответствии с Приказом Министерства юстиции РФ от 20 февраля 2008 г. N 35 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости" в Реестр сведений о земельных участках наряду с другими сведения вносятся сведения о кадастровых номерах расположенных в пределах земельного участка зданий, строений, сооружений незавершенного строительства (п.п. 10 п. 63 Приказа).
Согласно ст. 22 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в состав необходимых для кадастрового учета документов входит межевой план, который согласно Приказу Минэкономразвития от 24 ноября 2008 г. N 412 включает в себя сведения о наличии зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на исходных или измененных земельных участках (п. 4 раздела "Исходные данные").
Поскольку в рассматриваемом случае в орган кадастрового учета вместо межевого плана заявителем было предоставление описание земельного участка, содержание его должно было соответствовать правилам, установленным Приказом Росземкадастра от 2 октября 2002 г. N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет".
Указанный документ устанавливает требования к оформлению документов о межевании (состав, формы документов, правила внесения сведений), включаемых в состав документов государственного земельного кадастра при государственном кадастровом учете земельных участков (п. 2 Требований).
Описание земельных участков представляет собой документ, состоящий из разделов, одним из которых является раздел "Сведения о земельных участках" (п. 11 Требований).
Раздел "Сведения о земельных участках" состоит из подразделов, в том числе подраздела "Сведения о частях и обременениях" (п.п. 41-45 Требований).
Форма "Сведения о частях и обременениях" (ф.1.3) заполняется при наличии обременений (ограничений) на весь земельный участок или его отдельные части, подлежащих отражению в государственном реестре земель кадастрового района, или наличии на земельном участке иного объекта недвижимого имущества (п. 45 Требований).
Из вышеизложенного следует, что в документах, подаваемых на государственную регистрацию земельного участка, должны содержаться сведения о расположенных на указанном земельном участке объектах недвижимости.
Как следует из материалов дела, на земельном участке, поставленном по заявлению Едигарева В.В. на государственный кадастровый учет под кадастровым номером 59:01:4410108:33, расположен 2-этажный жилой дом, принадлежащий Полеву Александру Вадимовичу на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности, выданным 17.11.2005г. (кадастровый номер 59-59-01/097/2005-819), однако, описание спорного участка, предоставленное Едигаревым В.В. в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю, не содержало раздела "Сведения о земельных участка" и подраздела "Сведения о частях и обременениях".
Не принимая во внимание факт нахождения на земельном участке, формируемом по заявлению Едигарева В.В., здания, принадлежащего Полеву А.В., Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю, тем самым, нарушило требования ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, согласно которому граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. С учетом вышеизложенного, требование Департамента земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410108:33, площадью 1125 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Кирова, 86, подлежит удовлетворению.
Довод Департамента земельных отношений администрации города Перми о том, что здание кафе, под которое был сформирован спорный земельный участок, уничтожено пожаром, что подтверждается Заключением специалиста Пермского центра независимых экспертиз N 18 от 03.03.2009г, не может быть принят судом во внимание при наличии зарегистрированного за Едигаревым В.В. права собственности на указанное здание.
В удовлетворении требований о признании незаконными действий ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" по постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка Департаменту земельных отношений администрации города Перми следует отказать, поскольку указанные действия Земельной кадастровой палаты были осуществлены во исполнение решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю по постановке на государственный кадастровый учет этого земельного участка.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права - принятие судом решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле (п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ), что является безусловным основанием к отмене вынесенного по делу судебного акта, решение Арбитражного суда Пермского края от 13 августа 2009 г. по делу N А50-13262/2009 подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 168-170, 176, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 августа 2009 г. по делу N А50-13262/2009 отменить.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю по постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 1125 кв.м., кадастровый номер 59:01:4410108:33, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Кирова, 86.
Настоящее решение является основанием для исключения сведений об указанном земельном участке из Государственного кадастра недвижимости.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т.Е. Карпова |
Судьи |
Т.Л.Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-13262/2009
Заявитель: Департамент земельных отношений Администрации г. Перми
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю", Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю
Заинтересованное лицо: ООО "Уральская земельная компания", Едигарев Владимир Васильевич
Третье лицо: Полев Александр Вадимович