г. Пермь |
N 17АП-10546/09 |
20 ноября 2009 г. |
Дело N А50-14468/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.А. Гребенкиной,
судей Г.И. Глотовой, Т.Е. Карповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Спиридоновой Т.Н.,
при участии:
от истца - ООО "ЭТУАЛЬ": не явились, от ответчика - Департамента земельных отношений администрации города Перми: Яковкина Н.А., доверенность от 11.01.2009,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда), рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, ООО "ЭТУАЛЬ",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 16 сентября 2009 года
по делу N А50-14468/2009 принятое судьей М.Н. Кощеевой
по иску ООО "ЭТУАЛЬ"
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭТУАЛЬ" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Департаменту земельных отношений администрации города Перми об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410809:8, расположенного по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 114, общей площадью 2 154, 2 кв.м по цене 522 175 руб. 39 коп. Решением Арбитражного суда Пермского края от 16 сентября 2009 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано (л.д. 40-44).
Истец с решением суда от 16 сентября 2009 года не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Истец указал на то, что направленный ответчиком в адрес истца проект договора устанавливает цену выкупа земельного участка в размере 1 566 526 руб. 16 коп., что противоречит порядку ценообразования по действующему законодательству Российской Федерации. Стоимость земельного участка, по мнению истца, должна составлять 522 175 руб. 39 коп. согласно части 1 статьи 1 Закона Пермского края от 02.04.2008 N 218-ПК "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков". Условия, предложенные в проекте договора купли-продажи земельного участка от 23.03.2009 N 0261-09, определены ответчиком на основании недействующего законодательства, что является неправомерным. По мнению истца, ответчиком не были применены положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Пермского края от 02.04.2008 N 218-ПК "Об установлении цены при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков", чем нарушены права и законные интересы истца. В апелляционной жалобе истец просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание истец представителя не направил. Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭТУАЛЬ" на праве собственности принадлежат пристроенные помещения (N на плане 35-46), назначение: нежилое, общей площадью 586, 3 кв.м, этаж 1, лит. А1 (свидетельство о государственной регистрации права серии 59БА N 0750466 от 22.02.2008), пристроенные помещения (N на плане 48,49), назначение: нежилое, общей площадью 262, 6 кв.м, этаж 1, лит. А1 (свидетельство о государственной регистрации права серии 59БА N 0750467 от 22.02.2008), пристроенные помещения на 1-м этаже (помещения N 47,50,51) и в подвале (помещение N 8-16, 19-22), назначение: нежилое, общей площадью 914, 6 кв.м, лит. А1 (свидетельство о государственной регистрации права серии 59ББ N 039492 от 21.11.2008), расположенные по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, шоссе Космонавтов, д. 114 (л.д. 10,11,12).
Согласно кадастровому плану земельного участка от 07.09.2006 N 01/06-05-1336 (л.д. 26) кадастровая стоимость участка составляла 20 887 015 руб. 49 коп.
08.05.2007 ООО "ЭТУАЛЬ" обратилось в Управление земельных отношений Администрации города Перми с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2 154, 2 кв.м, под пристроенными помещениями магазина по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 114 (л.д. 32).
Письмом от 08.06.2007 Управление земельных отношений Администрации города Перми сообщило ООО "ЭТУАЛЬ" о том, что для предоставления в собственность земельного участка необходимо представить дополнительные документы, после чего вопрос о предоставлении земельного участка может быть рассмотрен (л.д. 36-37). Приказом Департамента земельных отношений Администрации города Перми от 12.03.2009 N 399-з ООО "ЭТУАЛЬ" было принято решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка N 2 с кадастровым номером 59:01:4410809:8 площадью 2 154, 2 кв.м, под пристроенные помещения, расположенные по шоссе Космонавтов, 114 в Индустриальном районе за счет земель населенных пунктов (л.д. 13).
Департаментом земельных отношений Администрации города Перми подготовлен проект договора купли-продажи земельного участка от 23.03.2009 N 0261-09, согласно пункту 2.1 которого цена земельного участка составляет 1 566 526 руб. 16 коп. (л.д. 8-9). ООО "ЭТУАЛЬ", не согласившись с расчетом выкупной стоимости земельного участка, 02.04.2009 обратилось в Департамент земельных отношений Администрации города Перми с заявлением о расчете выкупной стоимости земельного участка в соответствии с действующим законодательством - Законом Пермского края от 02.04.2008 N 218-ПК, согласно которому выкупная стоимость земельного участка составляет 522 175 руб. 39 коп. из расчета 9 695, 95 руб. /кв.м (удельная кадастровая стоимость земельного участка) х 2,5% (процент кадастровой стоимости) х 2 154, 2 кв.м (площадь земельного участка) (л.д. 14).
Письмом от 08.04.2009 Департамент земельных отношений Администрации города Перми сообщил ООО "ЭТУАЛЬ", что цена земельного участка определяется на дату подачи заявления на выкуп земельного участка и исчисляется по нормам и правилам, действовавшим на 08.05.2007, то есть будет равняться 5-кратной ставке земельного налога и составит 1 566 526 руб. (20 887 015, 49 х 5 х 1,5%) (л.д. 15).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Право собственности истца на пристроенные помещения зарегистрировано в установленном порядке. Таким образом, истец имеет право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен этот объект.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1.2 Земельного кодекса Российской Федерации цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости. Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ в статью 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" внесены изменения, предусматривающие для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками зданий, строений, сооружений, отчужденных из государственной или муниципальной собственности, льготу, действующую до 01.01.2010, по выкупу земельных участков, на которых расположены указанные объекты недвижимости.
Поскольку первоначально заявление о предоставлении в собственность земельного участка истцом подано в Управление земельных отношений Администрации города Перми 08.05.2007 и было оставлено без удовлетворения в связи с необходимостью представления дополнительных документов, а приказ о предоставлении земельного участка в собственность истцу был принят 12.03.2009, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что с заявлением с приложением всех необходимых документов истец обратился в период с 2007 года по 2009 год. Таким образом, действия сторон, направленные на оформление выкупа земельного участка (подача заявления в установленном порядке, принятие приказа о предоставлении земельного участка в собственность, составление и направление проекта договора купли-продажи земельного участка), осуществлялись ими в период действия статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности".
Следовательно, в указанный период на истца распространялась установленная Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ льгота.
Принимая во внимание указанное обстоятельство, истец правомерно полагает, что после вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ выкупная цена испрашиваемого земельного участка должна быть рассчитана по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 указанного закона в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
При таких условиях доводы ответчика о применении при расчете стоимости подлежащего выкупу земельного участка Закона Пермской области от 27.11.2002 N 495-91 "Об установлении цены при продаже (цены выкупа) находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков", согласно которому цена земли при выкупе земельных участков равняется 5-кратной ставке земельного налога, судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными. Кроме того, 19.04.2008 вступил в законную силу Закон Пермского края от 02.04.2008 N 218-ПК "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков".
Со дня вступления указанного Закона в законную силу Закон Пермской области от 27.11.2002 N 495-91 "Об установлении цены земли при продаже (цены выкупа) находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков" признан утратившим силу. Согласно пункту 3 статьи 1 Закона Пермского края от 02.04.2008 N 218-ПК цена земли при продаже определяется на дату подачи заявления на выкуп земельного участка. При этом данное положение может применяться только к тем правоотношениям, которые возникли после вступления в силу указанного закона.
Вместе с тем, из материалов дела нельзя однозначно определить точную дату обращения истца с заявлением на выкуп земельного участка с приложением всех необходимых документов, представленным в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Иного лицами, участвующими в деле, не доказано в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Также следует отметить, что в период осуществления сторонами действий, направленных на оформление выкупа земельного участка (с 2007 года по 2009 год), кадастровая стоимость земельных участков изменялась.
Согласно Указу Губернатора Пермского края от 01.09.2004 N 132 "О кадастровой стоимости земель поселений Пермской области" в редакции Постановления Правительства Пермского края от 27.04.2007 N 71-п кадастровая стоимость спорного земельного участка составляла 9 695, 95 руб. Данный Указ утратил силу с 01.01.2008 в связи с изданием Постановления Правительства Пермского края от 16.11.2007 N 280-п.
Постановлением Правительства Пермского края от 11.05.2007 N 91-п "Об утверждении кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края", вступившим в силу с 01.01.2008, была установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 17 864, 70 руб.
При таких условиях с учетом изменения кадастровой стоимости земли исковые требования об обязании ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка по цене 522 175 руб. 39 коп. не подлежат удовлетворению. Выводы суда первой инстанции об обоснованности доводов ответчика о правомерности определения цены земельного участка в соответствии с Законом Пермской области от 27.11.2002 N 495-91, а также о неприменении Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ, судом апелляционной инстанции признаются ошибочными. Вместе с тем, вышеуказанные выводы суда первой инстанции не привели к принятию неправильного решения.
Резолютивная часть решения суда первой инстанции не подлежит изменению, поскольку в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать. Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основаниями к отмене решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб. относится на истца в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 сентября 2009 г. по делу N А50-14468/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет - сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
Г.И. Глотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-14468/2009
Истец: ООО "Этуаль"
Ответчик: Департамент земельных отношений Администрации г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10546/09