г. Пермь |
|
29 октября 2009 г. |
Дело N А71-7787/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шварц Н. Г.
судей Соларевой О.Ф., Масальской Н.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Заривчацкой О.В.,
при участии:
от истца, Прокурора Удмуртской Республики : Федорова Е.С. - служебное удостоверение ТО N 064201 от 27.11.2008г., письмо от 06.10.2009г. N 38-15/128-2009; от ответчика, Открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания": Бочкарева Т.М. - по доверенности N 385 от 26.12.2008г.;
от ответчика, Отдела образования Администрации муниципального образования "Дебесский район" - не явились;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 сентября 2009 года
по делу N А71-7787/2009,
принятое судьёй Ухиной Л.А.
по иску Прокурора Удмуртской Республики
к Открытому акционерному обществу "Удмуртская энергосбытовая компания", Отделу образования Администрации муниципального образования "Дебесский район"
о признании недействительными условия абз. 3 и 4 пункта 5.4 договора энергоснабжения N И1113 от 01.01.2009 года,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Удмуртской Республики (истец) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Открытому акционерному обществу "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "УЭСК"), Отделу образования Администрации муниципального образования "Дебесский район" (далее - Отдел образования) о признании недействительными условия абз. 3 и 4 пункта 5.4 договора энергоснабжения N И1113 от 01.01.2009 года (л.д. 4-6).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 сентября 2009 года исковые требования удовлетворены в полном объеме (л.д. 81-83).
Ответчик, ОАО "УЭСК", с решением суда от 09.09.2009г. не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. Ссылается на п.п. 70, 73 Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. постановлением правительства РФ от 31.08.2006г. N 530. Указывает, что действующим бюджетным законодательством на 2009 год предусмотрены авансовые платежи от 30 до 100 % от суммы договора (контракта). По его мнению, оплата организациями, финансируемыми из бюджетов всех уровней, электрической энергии по факту потребления, нарушает баланс интересов ответчика и повлечет за собой неплатежи на оптовом рынке, следствием которых является ограничение подачи электрической энергии ответчику на оптовом и розничном рынке электроэнергии. Считает, что согласованное бюджетным учреждением и энергоснабжающей организацией договорное условие об оплате потребляемой электроэнергии не может быть расценено как недействительное по мотиву его несоответствия Постановлению Правительства РФ N 294.
Представитель ОАО "УЭСК" в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Прокурор Удмуртской Республики и Отдел образования с доводами жалобы не согласны по мотивам, изложенных в письменных отзывах на апелляционную жалобу, просят решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Представитель истца в судебном заседании доводы отзывов поддержал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.01.2009 года между ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и Отделом образования Администрации муниципального образования "Дебесский район" (потребитель) заключен договор энергоснабжения N И1113, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии потребителю в объемах утвержденных лимитов бюджетного финансирования, а также обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии путем заключения договоров с территориальной (ыми) сетевой (ыми) организацией, а потребитель обязался принимать и своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию, мощность и оказываемые услуги (л.д. 10-15). В соответствии с абз. 3, 4 п. 5.4 договора N И1113 от 01.01.2009г. плата за электрическую энергию производится потребителем платежными поручениями в следующем порядке: - текущий платеж производится на основании счета, направленного гарантирующим поставщиком потребителю до 10 числа текущего месяца, в размере 50% договорной величины электропотребления текущего месяца, который подлежит оплате до 15 числа текущего месяца.
Ссылаясь на то, что абз. 3, 4 п. 5.4 договора N И1113 от 01.01.2009г. не соответствует действующему законодательству, в частности Порядку расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000г. N 294, Прокурор Удмуртской Республики обратился в арбитражный суд с иском о признании п. 5.4 договора энергоснабжения в указанной части недействительным на основании ст.ст. 167, 168 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент заключения.
Частью 2 статьи 544 ГК РФ установлено, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 2 ст. 544 Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000г. утвержден Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, устанавливающий правила расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ для энергоснабжающих организаций независимо от их организационно-правовой формы и потребителей (юридических лиц) энергии и природного газа (п. 1 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ).
Пунктом 2 данного Порядка установлено, что оплата потребителями электрической энергии на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон, за исключением бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, к которым вышеуказанное правило не применяется.
Решением Совета депутатов МО "Дебесский район" от 31 мая 2007 г. N 43 утверждено "Положение об Отделе образования Администрации муниципального образования "Дебесский район"" (л.д. 22-27).
В соответствии с п.п 1.1, 1.3 Положения_Отдел образования является муниципальным учреждением, отраслевым органом - структурным подразделением Администрации МО "Дебесский район".
Согласно п. 2.21 Положения_ Отдел образования осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Дебесского района по отрасли и функции главного распорядителя и получателя средств бюджета МО "Дебесский район", предусмотренных на содержание Отдела и реализацию возложенных на него функций.
Пунктами 5.1-5.3 Положения... установлено, что финансирование расходов на содержание Отдела осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете МО "Дебесский район". Средства, полученные из бюджета МО "Дебесский район", расходуются Отделом в соответствии со сводной сметой доходов и расходов, утвержденной главой Администрации. Отдел отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение бюджетным учреждением требований настоящей статьи при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
Пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ установлено, что положения, установленные настоящим Кодексом применительно к бюджетным учреждениям, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.
26 декабря 2008 года Советом депутатов МО "Дебесский район" УР принято Решение "О бюджете муниципального образования "Дебесский район" на 2009 год" (л.д. 46-48).
Пунктом 15 указанного решения установлено, что получатель средств бюджета МО "Дебесский район" при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку товаров (производство работ, оказание услуг) вправе предусматривать авансовые платежи по ряду договоров в размере до 100 процентов суммы договора, по остальным - в размере 30 процентов суммы договора.
Договор энергоснабжения, заключенный между ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" и Отделом образования Администрации муниципального образования "Дебесский район", относится к договорам, по которым стороны вправе были предусмотреть авансовые платежи в размере не более 30 процентов суммы договора.
Между тем, п. 5.4 договора N И1113 от 01.01.2009г. установлен авансовый платеж в размере 50 % договорной величины электропотребления текущего месяца.
Письмом от 20.05.2009г. N 42-7.4-05/5.1-274 "О договорах электроснабжения" Казначейство РФ указало, что необходимо принимать во внимание, что Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, то есть достаточно общие положения по отношению к организациям различных форм собственности.
В отношении бюджетных учреждений, учитывая их особое правовое положение, отдельными нормативными актами установлены некоторые ограничения.
Так, согласно пункту 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307), действие которого не отменено, правило оплаты потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа с применением авансовых платежей не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета.
На основании изложенного, следует признать, что судом первой инстанции сделан основанный на действующем законодательстве правильный вывод о том, что в договоры энергоснабжения, заключенные бюджетными учреждениями, не могут включаться условия о расчетах, предусматривающие обязательное и не ограниченное бюджетным финансированием применение авансовых платежей.
Доводы апелляционной жалобы ОАО "УЭСК" отклоняются в полном объеме как основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства в сфере энергоснабжения. Требования Прокурора Удмуртской Республики являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 сентября 2009 года по делу N А71-7787/2009. предусмотренных ст. 270 АПК РФ, апелляционным арбитражным судом не установлено. В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 сентября 2009 года по делу N А71-7787/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. Г. Шварц |
Судьи |
О. Ф. Соларева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7787/2009
Истец: Прокурор Удмуртской Республики
Ответчик: Отдел образования Администрации муниципального образования "Дебесский район", ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания"
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9664/09