г. Пермь |
|
19 ноября 2009 г. |
Дело N А60-24357/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васевой Е.Е., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.,
при участии:
от истца УПФ РФ (государственное учреждение) в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга - не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика ООО "НУТРИ-ФАРМ" - не явился, извещен надлежащим образом;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ООО "НУТРИ-ФАРМ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 сентября 2009 года по делу N А60-24357/2009,
принятое судьей Севастьяновой М.А.
по иску УПФ РФ (государственное учреждение) в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга к ООО "НУТРИ-ФАРМ" о взыскании 84 215 руб.,
УСТАНОВИЛ:
УПФ РФ (государственное учреждение) в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с ООО "НУТРИ-ФАРМ" задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 9 месяцев 2008 г. в сумме 82 481 руб. и пеней за неуплату страховых взносов в сумме 1 734 руб., начисленных за период с 12.11.2008г. по 31.12.2008г.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.09.2009 г. заявленные требования удовлетворены: с ООО "НУТРИ-ФАРМ" в доход бюджета Пенсионного фонда РФ взысканы страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 9 месяцев 2008 г. в сумме 84 215 руб. и пени за неуплату страховых взносов в сумме 1 734 руб.
Не согласившись с решением суда, ООО "НУТРИ-ФАРМ" обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить, поскольку судом нарушены нормы материального и процессуального права. Заявитель жалобы указывает, что не были учтены заявления о возврате и зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов, поданные в ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга и управление Пенсионного фонда.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, что в соответствии с п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в адрес ООО "НУТРИ-ФАРМ" УПФ РФ (государственное учреждение) в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга направлено требование N 104 от 25.02.2009г. об уплате в трехдневный срок со дня получения требования 82 481 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть за 9 месяцев 2008 г. и пени в сумме 1 734 руб., начисленных за период с 12.11.2008 г. по 31.12.2008 г.
Поскольку в добровольном порядке требование в полном объеме не было исполнено, истец обратился в суд за взысканием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из подтверждения материалами дела размера недоимки и обоснованности требований Пенсионного фонда.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст.23 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страхования в РФ" (далее Закон) расчетным периодом по уплате страховых взносов является год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж, страхователем уплачиваются авансовые платежи, а по итогам отчетного периода уплачиваются страховые взносы, исчисленные как разница между суммой уже уплаченных авансовых платежей и суммой страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с представленным расчетом (декларацией) (абз. 4 п. 2 ст. 24 того же Закона).
Исчисленные таким образом страховые взносы подлежат уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период. Срок для представления расчета по итогам отчетного периода - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, а декларации по итогам года - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом. Пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 15.12.2001г. N 167-ФЗ определено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Согласно положениям п. 3, 4 ст. 25 названного Закона взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Материалами дела подтверждается, что ООО "НУТРИ-ФАРМ" обязанность по уплате страховых взносов за 9 месяцев 2008 г. не исполнена в полном объеме, в связи с чем, задолженность по страховым взносам по состоянию на 25.02.2009г. составила 82 481 руб. (страховая часть), что подтверждается расчетом авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 9 месяцев 2008 г., реестром поступления платежей страхователя по состоянию на 08.09.2009г.
За несвоевременную уплату страховых взносов в ПФР за 9 месяцев 2008 г. пенсионным фондом были начислены пени в сумме 1 734 руб. за период с 12.11.2008г. по 31.12.2008г.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции установлено, что пени в представленных расчетах начислены правомерно, т.е. данные расчеты соответствуют требованиям Закона N 167-ФЗ, сумма недоимки подтверждена материалами дела. Указанные расчеты не оспорены налогоплательщиком.
Не оспаривая факт наличия недоимки, общество в апелляционной жалобе указывает на то, что у него имеется переплата по накопительной части трудовой пенсии и страхователь обращался в налоговый орган за возвратом излишне уплаченной суммы по накопительной части в сумме 380 000 руб.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона N 167-ФЗ установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации - и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов у органов Пенсионного фонда Российской Федерации не имеется.
Поскольку Федеральный закон N 167-ФЗ не устанавливает порядка зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.
В силу п. 1, 2 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанной статьей.
В п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004г. N 116н (далее - Порядок), установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации") администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Следовательно, обязанность по возврату (зачету) страхователям излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.
Как следует из представленных в суд апелляционной инстанции документов, инспекцией было принято решение N 3587 от 11.08.2009г. об отказе в осуществлении возврата, поскольку заявление на возврат не согласовано с отделением пенсионного фонда в соответствии с положениями письма ФНС России от 01.12.2008г. N3 ММ-6-1/873. Согласование с управлением пенсионного фонда на проведение зачета проведено только 10.09.2009г.
При этом , обществом не представлены доказательства повторного обращения в налоговый орган о проведении зачета после согласования с пенсионным фондом и, соответственно, не представлены доказательства принятия налоговым органом решения о зачете платежей с накопительной части трудовой пенсии на страховую часть на момент рассмотрения в суде первой инстанции, а также на момент рассмотрения в суде апелляционной инстанции, в связи с чем решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание общества на то, что в случае принятия налоговым органом решений о зачете излишне уплаченных платежей по накопительной части страховых взносов в счет погашения недоимки по страховой части страховых взносов, данные решения должны быть учтены УПФ РФ на стадии исполнения решения суда, что исключит двойное взыскание спорных сумм с общества. При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции соответствует материалам дела и действующему законодательству и не подлежит отмене.
Учитывая, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, то в соответствии со ст. 110 АПК РФ уплаченная госпошлина ООО "НУТРИ-ФАРМ" не возвращается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.09.2009г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-24357/09
Истец: ГУ УПФР в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга
Ответчик: ООО "Нутри-Фарм"
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10576/09