г. Пермь |
|
06 ноября 2009 г. |
Дело N А71-5604/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 ноября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карповой Т.Е.,
судей Зелениной Т.Л., Гребенкиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.,
при участии:
от истца (Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике): Соколов О.В. - доверенность N 33 от 30.10.2009, паспорт,
от ответчика (Открытого акционерного общества "Удмуртнефть"): Набоков А.А. - доверенность N 159 от 23.12.2008, паспорт,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 августа 2009 года по делу N А71-5604/2009,
принятое судьей Волковой О.Н.,
по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике к Открытому акционерному обществу "Удмуртнефть" о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка, пеней,
УСТАНОВИЛ:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (до реорганизации - ТУ Росимущества по Удмуртской Республике) (далее по тексту - Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в Удмуртской Республике, территориальное управление) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Открытому акционерному обществу "Удмуртнефть" (далее по тексту - ОАО "Удмуртнефть") о взыскании 30 730 руб. 12 коп., в том числе 30 125 руб. 08 коп. долга по договору аренды земельного участка от 10.11.2000 N 1897 и 605 руб. 04 коп. пени, рассчитанной по состоянию на 30.11.2008.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 августа 2009 года истцу в удовлетворении исковых требований отказано.
Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в Удмуртской Республике (истец) с решением суда от 27 августа 2009 года не согласилась, связи с чем обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Истец полагает, что право на изменение арендной платы установлено непосредственно договором аренды (пунктом 2.7 договора), арендная плата изменена в соответствии с условиями договора и сложившимся между сторонами порядке на основании отчетов независимого оценщика. Из пояснений истца следует, что поскольку ответчик не переоформлял право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", применение к отношениям сторон положений указанного Федерального закона противоречит ст. 4 и п. 2 ст. 422 Гражданского кодекса РФ. Истец также указывает, что размер арендной платы рассчитан ответчиком с применением кадастровой стоимости земельного участка, равной 1 269,52 руб /кв.м., в то время как постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007, согласно которым удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка составил 2 927, 84 руб/кв.м. Кроме того, истец ссылается на то, что им в материалы дела представлены доказательства того, что ответчиком ненадлежащим образом (несвоевременно) перечислялась арендная плата по договору, в связи с чем в удовлетворении требований о взыскании пеней отказано неправомерно.
ОАО "Удмуртнефть" (ответчик) с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления заместителя Главы администрации г. Ижевска от 17.09.1999 N 408/6 Администрацией г. Ижевска (арендодатель) и ОАО "Удмуртнефть" (арендатор) 10.11.2000 заключен договор N 1897 аренды земельного участка, в соответствии с условиями которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 18:26:030008:003 общей площадью 13 185 кв.м., расположенный по адресу: г. Ижевск, пос. Смирново, 11, в Устиновском районе, для эксплуатации Управления по повышению нефтеотдачи пластов и капитального ремонта скважин, сроком на 49 лет по 17.09.2048 (л.д. 12-18).
Государственная регистрация договора аренды произведена 07.02.2001 (запись регистрации N 18-01.26-09.2001-87).
В связи с разграничением права собственности на землю на основании распоряжения Правительства Российской Федерации N 1842-р от 18.12.2003 на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 15.03.2004 18 АА N 512032 (л.д. 48). На основании распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 23.03.2004 N 23-р (л.д. 47) в договор аренды N 1897 от 10.11.2000 внесены изменения в части перевода на Российскую Федерацию в лице Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации прав и обязанностей арендодателя.
Пунктом 2.5 договора N 1897 предусмотрено, что арендная плата вносится арендатором ежеквартально в сроки не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября равными долями. В 2007 году по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "РСМ Топ-Аудит Ижевск" проведено исследование и определена рыночная стоимость годовой арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 18:26:030008:003 общей площадью 13 185 кв.м., переданный открытому акционерному обществу "Удмуртнефть" по договору N 1897 от 10.11.2000. Результаты отражены в отчете оценщика N 80/07 от 29.06.2007.
Размер годовой арендной платы составил 28 руб. за 1 кв.м. Письмами от 18.07.2007 N 01-11/1130, от 05.02.2008 N 01-11/128 территориальное управление уведомило ответчика об изменении арендной платы по договору (л.д. 26-28).
По утверждению истца, арендная плата в рассматриваемый период вносилась ответчиком с нарушением установленных сроков и не в полном объеме, в связи с чем долг, по расчету истца, приложенному к исковому заявлению, по состоянию на 30.11.2008 составил 30 125 руб. 08 коп., неустойка, начисленная на основании ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 5.2 договора, - 605 руб. 04 коп. Указанные суммы, по мнению истца, подлежат взысканию с ответчика на основании ст. 309, 314, 330, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 21, 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Требования истца нельзя признать обоснованными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. В соответствии с пунктом 2 статьи 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 2.7 договора аренды от 10.11.2000 размеры арендной платы, предусмотренные договором, могут быть пересмотрены досрочно по требованию одной из сторон в случаях принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации и Удмуртской Республики, иных нормативных актов государственных органов власти Российской Федерации и Удмуртской Республики или Городской Думы и Администрации г. Ижевска по изменению ставок арендной платы, а также ставок земельного налога. Новая величина арендной платы устанавливается в соответствии с принятым нормативным актом, регулирующим изменение ставок арендной платы или ставок земельного налога.
Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности") предусмотрено, что арендная плата за использование земельных участков, право постоянного (бессрочного) пользования на которые переоформлено на право аренды, определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с п. 10 названной статьи. При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах 2 % кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. Истец полагает, что поскольку обязанность по переоформлению открытым акционерным обществом "Удмуртнефть" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды установлена законодателем в 2001 году, до принятия Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ ответчик уже владел земельным участком на праве аренды, положения Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" на правоотношения сторон не распространяются.
Указанный довод истца не может быть признан состоятельным, поскольку он не основан на нормах действующего законодательства. Кроме того, неприменение Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ нарушает установленный ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации принцип равенства участников гражданских правоотношений, то есть ставит участников экономической деятельности в неравное положение.
Поскольку расчет задолженности по арендной плате, приложенный к исковому заявлению, выполнен истцом без учета указанного Федерального закона, он обоснованно не принят во внимание судом первой инстанции.
Ответчик, правомерно рассчитывая арендную плату за 2008 год с учетом положений ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ), применил кадастровую стоимость земельного участка, установленную Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 мая 2003 года N 181 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2002 года", составляющую для земельного участка, арендуемого ответчиком, 1 269,52 руб/кв.м. Арендная плата за весь земельный участок по указанному расчету составила: 1 269,52руб/кв.м. х 13 185 кв.м. х 2% = 334 772, 42 руб. (л.д. 63).
Поскольку ответчиком за пользование земельным участком в 2008 году уплачено 364 897 руб. 52 коп, задолженности по арендной плате он не имеет.
Истец, оспаривая расчет ответчика, сослался в апелляционной жалобе на постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года", согласно Приложению 2 к которому кадастровая стоимость земельного участка составила 2 927, 84 руб/кв.м.
Арендная плата за 2008 год с применением увеличенной кадастровой стоимости земельного участка по расчету истца составила 772 071 руб. 40 коп. Указанный расчет истца не может быть признан правильным.
Статьей 13 Закона Удмуртской Республики N 6-РЗ от 02.03.2001 "О Правительстве Удмуртской Республики" предусмотрено, что постановления Правительства Удмуртской Республики, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные постановления Правительства Удмуртской Республики вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Удмуртской Республики не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Указанный Закон Удмуртской Республики соответствует статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Необходимость опубликования (обнародования) кадастровой оценки земельных участков продиктована статьей 65 Земельного кодекса РФ, согласно которой использование земли в Российской Федерации является платным, а также пунктом 14 ст. 396 НК РФ, согласно которому кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Из вышеизложенного следует, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, опубликованное в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 24.12.2008г, вступило в силу через десять дней после его официального опубликования, т.е. 03.01.2009г.
Довод истца о том, что кадастровая стоимость земельных участков, установленная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, должна применяться с 01 января 2007 г., несостоятелен, поскольку акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (п. 1 ст. 4 ГК РФ).
Истец указывает на то, что арендная плата изменена в соответствии с условиями договора и в сложившемся между сторонами порядке на основании отчетов независимого оценщика. По мнению истца, ответчик, осуществляя платежи в 3, 4 кварталах 2007 г. и 1, 2 кварталах 2008 г. в размере, установленном в уведомлении Территориального управления, на основании отчета оценщика, согласился с измененным расчетом арендной платы.
Указанные доводы не могут быть приняты судом во внимание. Оснований для взыскания арендной платы по договору N 1897 от 10.11.2000, исходя из представленных истцом расчетов, произведенных на основании рыночной стоимости годовой арендной платы за земельный участок, не имеется.
При сопоставлении расчета арендной платы, согласованной сторонами в п. 2.7 договора аренды земельного участка, и расчетов, приведенных истцом, усматривается, что истец фактически в одностороннем порядке изменил как размер, так и порядок расчета арендной платы.
Однако, возможность одностороннего изменения условия о порядке расчета арендной платы договором не предусмотрена.
В материалах дела отсутствует дополнительное соглашение об изменении условия об арендной плате, подписанное обеими сторонами и зарегистрированное в установленном законом порядке.
Принимая во внимание вышесказанное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для взыскания с ответчика задолженности по арендной плате и, соответственно, неустойки за просрочку платежей. Довод истца о том, что судом неправомерно отказано в удовлетворении требований о взыскании неустойки, отклоняется.
Согласно расчету истца за период действия договора аренды истец несколько раз допустил просрочку по внесению арендной платы: 16.03.2006 - 1 день, 16.06.2006 - 1 день, 18.09.2006 - 3 дня, 19.03.2007 - 4 дня, 18.06.2007 - 3 дня, 16.09.2008 - 1день, 14.11.2008 - 59 дней (расчет, л.д. 8, 9).
Между тем, из расчета истца не усматривается, что денежные средства перечислены ответчиком с нарушением установленных договором аренды сроков. Таким образом, истец в нарушении части 1 статьи 65 АПК РФ не доказал, что ответчиком допущены просрочки по внесению арендной платы по договору.
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике взысканию не подлежит, поскольку согласно ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 августа 2009 г. по делу N А71-5604/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т.Е. Карпова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5604/2009
Истец: РФ в лице ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике
Ответчик: ОАО "Удмуртнефть"