г. Пермь |
Дело N А50-19433/2009 |
19 ноября 2009 года |
N 17АП-10453/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х., судей Мещеряковой Т.И., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.,
при участии:
от заявителя (Муниципальное унитарное предприятие "Предприятие по благоустройству, озеленению и механизации") - представитель не явился;
от ответчика (Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Добрянке Пермского края) - Никитина Е.М. (представитель по доверенности от 12.01.2009г., предъявлено удостоверение);
от заинтересованного лица (Администрация муниципального образования "Добрянский муниципальный район") - Ворожцов А.Н. (представитель по доверенности от 07.07.2009г., предъявлено удостоверение);
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя -Муниципального унитарного предприятия "Предприятие по благоустройству, озеленению и механизации"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 24 сентября 2009 года по делу N А50-19433/2009,
принятое судьей Е.В. Кульбаковой
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Предприятие по благоустройству, озеленению и механизации" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Добрянке Пермского края с участием Администрации муниципального образования "Добрянский муниципальный район" о признании недействительным решения и обязании восстановить запись в ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Предприятие по благоустройству, озеленению и механизации" (далее - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Добрянке Пермского края (далее - ответчик, инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным решения о прекращении деятельности юридического лица Муниципального учреждения "Администрация Нижнелуховского сельсовета" (далее - учреждение), обязании восстановить в ЕГРЮЛ запись об указанном юридическом лице.
Решением Арбитражного суда от 24.09.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить. В обоснование жалобы предприятие указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о пропуске срока на обжалование оспариваемого решения (ч. 4 ст. 198 АПК РФ), так как в соответствии с п. 8 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами в течение года со дня, когда стало известно о нарушении прав. Поскольку о прекращении деятельности учреждения предприятие узнало 25.03.2009г., срок на обжалование решения о прекращении деятельности, по мнению заявителя, не пропущен. Кроме того, предприятие ссылается на то, что суд не исследовал и не оценил доказательства, подтверждающие включение спорной задолженности в промежуточный ликвидационный баланс.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направил.
Регистрирующий орган и Администрация представили отзывы на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривают, указывают на правомерность оспариваемого решения, а так же на пропуск заявителем срока давности его обжалования.
Представители заинтересованных лиц в судебном заседании поддержали доводы, приведенные в отзывах на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не установил. Как следует из материалов дела, 25.10.2005г. Главой г.Добрянки Пермской области принято Постановление N 1477, с учетом постановления Администрации Добрянского муниципального района Пермского края от 29.05.2006г. N 332, о ликвидации Нижнелуховского сельсовета, создании ликвидационной комиссии, назначении председателя ликвидационной комиссии (л.д. 56,57).
Публикация о ликвидации учреждения размещена в журнале "Вестник государственной регистрации" от 26.03.2008г. N 12 (165) (л.д.61).
Регистрирующий орган уведомлен о принятии решения о ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии уведомлениями по форме Р15001 от 27.10.2005, N Р15002 от 28.04.2007г. (л.д.46).
08.11.2005г. инспекция внесла в Единый государственный реестр юридических лиц запись о принятии решения о ликвидации юридического лица.
19.12.2008г. учреждением составлен промежуточный ликвидационный баланс и представлен в налоговый орган, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись. 01.11.2008г. составлен и утвержден ликвидационный баланс учреждения.
23.12.2008г. в налоговый орган учреждением подано заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица с приложением ликвидационного баланса, документа об уплате государственной пошлины, справки Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Добрянке Пермского края. 30.12.2008г. регистрирующим органом принято решение N 664 о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности юридического лица (учреждения) в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись и выдано свидетельство.
Заявитель, полагая, что указанное решение регистрирующего органа является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем пропущен установленный ч. 4 ст.198 АПК РФ срок на обжалование указанного решения.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом первой инстанции из материалов дела установлено, что о принятии оспариваемого решения заявителю стало известно не позднее 22.04.2009г., поскольку указанной датой предприятием составлено исковое заявление о привлечении к субсидиарной ответственности Муниципального образования "Добрянский муниципальный район", в котором заявитель указывает на завершение ликвидации учреждения и внесение 28.11.2008г. в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица. Кроме того, в ответе на письмо заявителя от 05.12.2008г. председатель ликвидационной комиссии сообщал, что ликвидационные балансы учреждения сданы в ИФНС по г.Добрянке, свидетельства будут получены в декабре 2008 года. Сам заявитель в апелляционной жалобе указывает на то, что о принятии инспекцией решения о ликвидации Нижнелуховского сельсовета ему стало известно 25.03.2009г.
Таким образом, поскольку заявитель обратился в суд 24.07.2009г., трехмесячный срок, установленный в п. 4 ст. 198 АПК РФ, им пропущен, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Ссылки заявителя на положения п. 8 ст. 22 Закона о государственной регистрации в обоснование доводов о соблюдении установленного срока на обжалование оспариваемого решения являются необоснованными и подлежат отклонению в связи со следующим.
Статьей 22 Закона о государственной регистрации установлен порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц Пунктом 8 указанной статьи установлено, что исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
При этом согласно п.1 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации под недействующим юридическим лицом понимается юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических не осуществлялось, положения п.8 ст. 22 Закона о государственной регистрации на рассматриваемые правоотношения (ликвидация юридического лица по решению его учредителей в порядке предусмотренном п.2 ст.61 ГК РФ) не распространяются, в связи с чем суд первой инстанции правомерно указал на пропуск заявителем установленного ч.4 ст. 198 АПК РФ срока давности для оспаривания решения, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы о том, что судом не оценены и не исследованы доказательства наличия задолженности учреждения судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного отклоняются как необоснованные.
Вместе с тем апелляционный суд отмечает следующее.
Ненормативный акт может быть признан недействительным при одновременном наличии двух условий: данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. N 6/8).
В соответствии с п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Основания для ликвидации юридического лица приведены в п. 2 ст. 61 ГК РФ, предусматривающего, в том числе, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Аналогичные положения содержатся в п. 6 ст. 22 Закона о государственной регистрации.
В соответствии со ст. 1 Закона о государственной регистрации настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен ст. 20-22 указанного Федерального закона.
Статьей 21 Закона о государственной регистрации предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу ч. 4 ст. 9 этого же Закона является исчерпывающим.
Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
Как следует из материалов дела, при ликвидации учреждения в регистрирующий орган представлены все необходимые документы, предусмотренные Законом о государственной регистрации, в связи с чем оснований для отказа в регистрации ликвидации учреждения у регистрирующего органа, по мнению суда апелляционной инстанции, не имелось.
Обстоятельства, связанные с рассмотрением вопроса о пропуске срока на обращение в суд, при отсутствии ходатайства о восстановлении пропущенного срока и доказательств, свидетельствующих о наличии причин, позволяющих восстановить срок для подачи заявления судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, иные обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не подлежат рассмотрению по существу, при условии пропуска процессуального срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя, которому при подаче апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 сентября 2009 года по делу N А50-19433/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Предприятие по благоустройству, озеленению и механизации"- без удовлетворения.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Предприятие по благоустройству, озеленению и механизации" в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Т.И. Мещерякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-19433/2009
Истец: МУП "Предприятие по благоустройству, озеленению и механизации"
Ответчик: ИФНС России по г. Добрянке Пермского края
Третье лицо: Администрация Добрянского муниципального района Пермского края
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10453/09