Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 5 ноября 2009 г. N 17АП-10101/09
г. Пермь |
Дело N А60-24826/2009 |
05 ноября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 ноября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С. П.
судей Риб Л.Х., Ясикова Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.
при участии:
от заявителя ОАО "Нижнесергинский метизно-металлургический завод": не явились, извещены надлежащим образом
от заинтересованного лица Екатеринбургской таможни: Степанова Т.В. - представитель по доверенности от 11.01.2009г., удостоверение ГС N 138331, Кучинская Ю.В. - представитель по доверенности от 16.06.2009г., удостоверение ГС N 101427;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Екатеринбургской таможни (заинтересованного лица)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 сентября 2009 года по делу N А60-24826/2009,
принятое судьей Киселевым Ю.К.
по заявлению ОАО "Нижнесергинский метизно-металлургический завод" к Екатеринбургской таможне о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество ОАО "Нижнесергинский метизно-металлургический завод" (далее заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Екатеринбургской таможни, оформленного письмом от 07.05.2009г. N 07-38/5694 (далее заинтересованное лицо, таможня) об отказе в зачете излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 6 770 000 рублей в счет будущих таможенных платежей (с учетом уточнения предмета спора, в порядке, предусмотренном ст.49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01 сентября 2009 года заявленные требования удовлетворены. Екатеринбургская таможня (заинтересованное лицо), не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой указывает на неправильное применение судом норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что при применение упрощенного порядка декларирования таможенным законодательством предусмотрено два самостоятельных акта декларирования товара. Таким образом, при использовании данной процедуры декларанту дважды оказывались услуги по таможенному оформлению, следовательно таможенные сборы, учитывая их компенсационный характер, подлежали уплате как при подаче временной так и при подаче полной таможенной декларации. Ссылается на п. 7.1, введенный Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров", который конкретизирует порядок взимания таможенных сборов при периодическом временном декларировании.
ОАО "Нижнесергинский метизно-металлургический завод" (заявитель по делу) представило письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, в соответствии с которым считает, что поскольку таможенные сборы взимаются за таможенное оформление товара, а не за подачу таможенной декларации, то они должны быть уплачены один раз - при подаче временной декларации, а при подаче полной декларации повторно взиматься не могут. Заявитель по делу надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Нижнесергинский метизно-металлургический завод" использует упрощенный порядок декларирования вывозимого товара при его таможенном оформлении в соответствии со ст. 137, 138 Таможенного кодекса РФ. В период с 11.01.2008г. по 25.12.2008г. при подаче временных периодических деклараций (далее ВПД) в Екатеринбургскую таможню в которых были заявлены сведения о товаре - металлопродукция: заготовка, катанка, арматура, общество уплачивало таможенные сборы за таможенное оформление товаров по этим декларациям. Сумма таможенных сборов, уплаченных ОАО "Нижнесергинский метизно-металлургический завод" при подаче ВПД составила 6 950 000 рублей.
После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации их декларирование производилось обществом на основании полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций, которые были поданы в Екатеринбургскую таможню. За таможенное оформление товара по этим декларациям обществом снова уплачивались таможенные сборы по установленным ставкам. Общая сумма таможенных сборов, повторно уплаченных обществом при подаче ППД составила 6 770 000 рублей.
07 апреля 2009 г. общество обратилось в Екатеринбургскую таможню с заявлением о зачете излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление вывезенных с территории Российской Федерации товаров, декларирование которых произведено по таможенным декларациям, поименованным в заявлении (л.д.16-18 том 1). Полагая, что при подаче полной и надлежащим образом оформленной таможенной декларации таможенные сборы повторно не должны уплачиваться, общество просило произвести зачет излишне уплаченной суммы в размере 6 770 000 руб. в счет будущих платежей. К заявлению общества были приложены подтверждающие документы: копии платежных поручений и таможенных деклараций.
Письмом от 07.05.2009г. N 07-38/5694 Екатеринбургская таможня отказала в возврате указанной суммы таможенных сборов, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 28.12.2004г. N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (л.д. 19-20 том 1). Считая решение таможенного органа об отказе в зачете излишне уплаченных сумм незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации. Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая вывод суда о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру, в связи с чем применение упрощенного порядка декларирования состоит из двух этапов и включает в себя процесс подачи и принятия таможенным органом как временной таможенной декларации с уплатой декларантом таможенных сборов за таможенной оформление товара, так и полной таможенной декларации также с уплатой декларантом таможенных сборов за таможенное оформление товара.
Данный довод исследован судом апелляционной инстанции и отклоняется на основании следующего. В соответствии с положениями ст.ст. 123, 124 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) при перемещении товаров через таможенную границу они подлежат декларированию таможенным органам. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Согласно ст. 165 ТК РФ экспорт товаров представляет собой таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.
Особенности декларирования российских товаров при их вывозе с таможенной территории РФ установлены статьей 137 ТК РФ, в п. 1 которой указано, что по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.
К упрощенному порядку декларирования российских товаров относится периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. В силу п. ст. 138 ТК РФ данный порядок применяется при вывозе товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли.
Согласно п. 2 ст. 138 ТК РФ после убытия российских товаров с таможенной территории РФ декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (п. 4 ст. 138 ТК РФ).
Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей. Согласно подп. 31 п. 1 ст. 11, ст. 63.1 ТК РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
В соответствии со ст. 357.1, п. 1 ст. 357.6, подп. 1 п. 1 ст. 357.7, п. 1 ст. 357.10 Кодекса таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров, но за таможенное оформление. Уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 07.11.08 N 631-О-О, системное толкование приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.
Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008г.N 4574/08, в соответствии с которым уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру, в соответствии с которой уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара, в рамках периодического временного декларирования данных товаров, и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации, является обоснованным.
Довод апелляционной жалобы, о том, что п. 7.1, введенный Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" конкретизирует порядок взимания таможенных сборов при периодическом временном декларировании, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009г. N 220 рассматриваемый правовой акт был дополнен пунктом 7.1 следующего содержания: "При таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации".
Исходя из того, что Постановление Правительства РФ от 10.03.2009г. N 220 вступило в силу 25.03.2009г. (по истечении 7 дней после дня его официального опубликования), данный акт не подлежит применению к спорным правоотношениям, возникшим до введения его в действие (ст. 67 АПК РФ). При этом, согласно положениям ст.4 ТК РФ, акты таможенного законодательства, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы. Исключением из общего правила являются случаи, когда указанные правовые акты улучшают положение лиц (п. 2 ст. 4 ТК РФ).
Таким образом, Постановление Правительства РФ от 10.03.2009г. N 220 не имеет обратной силы.
Довод таможенного органа о необходимости применения по настоящему делу п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" был предметом исследования судом первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка. В данном пункте указано, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
При этом, суд апелляционной инстанции, со ссылкой на позицию Верховного Суда РФ, выраженную в решении от 24.04.2006г. N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 3.08.2006г. N КАС06-267, отмечает, что подача полной таможенной декларации не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации, а обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал действия заинтересованного лица незаконными и правомерно возложил на него обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем вынесения решения о зачете таможенных платежей по заявлению общества от 07.04.2009г. N 2467.
Иных влекущих отмену судебного акта доводов апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного решение суда от 01 сентября 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Екатеринбургской таможни- без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 сентября 2009 года по делу N А60-24826/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Екатеринбургской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С. П. Осипова |
Судьи |
Л. Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-24826/09
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10101/09