г. Пермь |
Дело N А60-34074/2009 |
26 ноября 2009 года |
N 17АП-10728/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Щеклеиной Л.Ю., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.,
при участии:
от заявителя (Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам) - Данилова И.П. (представитель по доверенности от 21.05.2009г., предъявлено удостоверение);
от ответчика (арбитражного управляющего Селезнева Дмитрия Игоревича) - представитель не явился;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя -Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 сентября 2009 года по делу N А60-34074/2009,
принятое судьей М.В. Артепалихиной
по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам к арбитражному управляющему Селезневу Дмитрию Игоревичу о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Свердловской области обратилось Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Селезнева Дмитрия Игоревича к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда от 21.09.2009г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности удовлетворить. В обоснование жалобы ее податель указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Так, по мнению подателя жалобы, обращение уполномоченного органа (налогового органа) с жалобой на действия арбитражного управляющего в орган по контролю и надзору является в соответствии с положениями КоАП РФ поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, так как налоговый орган является государственным органом, уполномоченным на представление в деле о банкротстве интересов государства, и к конкурсным кредиторам не относится. Заявитель жалобы также указывает на доказанность наличия в действиях арбитражного управляющего состава вменяемого административного правонарушения.
Присутствующий в заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, отзыв на апелляционную жалобу не представил, явку своего представителя в заседание апелляционного суда не обеспечил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявленных требований. Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.05.2008 по делу N А70-4960/3-2008 ОАО "Новолоткинское" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Определением от 18.12.2008г. конкурсным управляющим утвержден Селезнев Д.И.
30.06.2009г. в Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам поступила жалоба Межрайонной ИФНС России N 12 по Тюменской области от 24.06.2009г. N 09-33/008785 на действия (бездействие) конкурсного управляющего Селезнева Д.И. с указанием на нарушения им требований Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (л.д.14) Определением Управления от 01.07.2009г. N 43/72-09 в отношении арбитражного управляющего Селезнева Д.И. возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования (л.д.16)
По результатам административного расследования, по факту неисполнения арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), выразившимся в нарушении п.7 ст.12, п.п. 1, 3 ст.13, п.6 ст.24, п.1 ст.54, п.1 ст.143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", уполномоченным должностным лицом в отношении арбитражного управляющего Селезнева Д.И. 24.07.2009г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ (л.д. 25). Протокол, другие материалы административного дела и соответствующее заявление были направлены Управлением в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Принимая решение об отказе в привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из незаконности возбуждения дела об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции полагает, что указанный вывод суда является ошибочным.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Согласно ч. 1.1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.12, 14.13, 14.23 Кодекса, являются поводы, указанные в п. 1, 2 ч. 1 данной статьи, а также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве - собрания (комитета) кредиторов.
Из положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Кодекса, следует, что налоговый орган является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, представляющим интересы Российской Федерации в делах о банкротстве; также являясь федеральным органом исполнительной власти, в случае обнаружения нарушений арбитражными управляющими требований законодательства о банкротстве, налоговый орган может обращаться в соответствующие территориальные органы Федеральной регистрационной службы (регулирующий орган в делах о банкротстве - орган, осуществляющий контроль за деятельностью арбитражных управляющих) с заявлениями о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности.
Таким образом, налоговая Инспекция, реализуя свое право на обращение в Управление с заявлением о привлечении конкурсного управляющего к административной ответственности, действовала в рамках предоставленных ей полномочий.
Следовательно, ошибочным является вывод суда об отсутствии у Управления поводов для возбуждения в отношении арбитражного управляющего дела об административном правонарушении.
Согласно п. 4 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон "О несостоятельности (банкротстве)") при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
На основании п.7 ст. 12 Закона "О несостоятельности (банкротстве) протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом. В случае проведения собрания кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, протокол собрания кредиторов составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. Третий экземпляр протокола собрания кредиторов хранится у лица, проводившего собрание. К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии: реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов; бюллетеней для голосования; документов, подтверждающих полномочия участников собрания; материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения; документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов; иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов. Оригиналы указанных документов подлежат хранению арбитражным управляющим или реестродержателем до завершения производства по делу о банкротстве, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
Арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника - унитарного предприятия.
Пунктами 1, 3 ст. 13 Закона "О несостоятельности (банкротстве) определено, что для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов. В сообщении о проведении собрания кредиторов должны содержаться следующие сведения: наименование, место нахождения должника и его адрес; дата, время и место проведения собрания кредиторов; повестка собрания кредиторов; порядок ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов; порядок регистрации участников собрания.
В силу п. 1 ст. 143 Закона "О несостоятельности (банкротстве) конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Как видно из материалов дела, Управлением в ходе проведения административного расследования было установлено нарушение арбитражным управляющим Селезневым Д.И. требований п.7 ст.12, п.п. 1, 3 ст.13, п.1 ст.54, п.1 ст.143 Закона "О несостоятельности (банкротстве)", выразившимся: в несвоевременном направлении сведений для опубликования; несвоевременном представлении собранию кредиторов отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иной информации; неисполнении обязанностей по уведомлению конкурсных кредиторов о проведении 19.02.2009г. собрания кредиторов; неисполнения обязанности по указанию в сообщении о проведении собрания кредиторов обязательной информации; неисполнения обязанности по своевременному направлению в Арбитражный суд Тюменской области протокола собрания кредиторов от 19.02.2009г.; неисполнения обязанности по направлению в Арбитражный суд Тюменской области всех обязательных документов, приложенных к протоколу собрания кредиторов. Факты нарушения арбитражным управляющим требований законодательства "О несостоятельности (банкротстве)" подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 24.07.2009г., жалобой Межрайонной ИФНС России N 12 по Тюменской области от 24.06.2009г. N 09-33/008785, другими материалами дела и арбитражным управляющим документально не опровергнуты.
В силу ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции установил вину арбитражного управляющего в совершении противоправного деяния установленной в форме умысла, таким образом, наличие в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 14.13 КоАП РФ является доказанным.
При производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, административным органом не допущено, арбитражному управляющему обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10). В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае обстоятельства совершения правонарушения, наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не позволяют квалифицировать деяние как малозначительное.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции не истек. С учетом всех обстоятельств дела суд апелляционной инстанции считает возможным назначить арбитражному управляющему Селезневу Д.И. за совершение административного правонарушения административное наказание по наименьшему пределу санкции ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в сумме 2500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, частями 1, 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 сентября 2009 года по делу N А60-34074/2009 отменить.
Привлечь арбитражного управляющего Селезнева Дмитрия Игоревича, 10.07.1982 года рождения, гражданина Российской Федерации, к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в сумме 2500 рублей.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам получателя штрафа:
- Получатель УФК по Свердловской области (Управление ФРС по Свердловской области)
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области
ИНН:6670073005
Расчетный счет: 40101810500000010010
КПП: 667001001
КБК: 321 116 900 40 04 0000 140 прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в местные бюджеты
ОКАТО: 65401000000
БИК: 046577001
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Е.Ю. Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-34074/09
Истец: Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому АО
Ответчик: Селезнев Дмитрий Игоревич
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10728/09