г. Пермь |
Дело N А60-34854/2008 |
05 ноября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 ноября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Богдановой Р.А., судей Гуляковой Г.Н., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.
при участии:
от заявителя (ОАО "Тагилплодовощ") - Булыгина И.Н., удостоверение адвоката N 317 от 20.12.2002 г., доверенность N 1 от 01.12.2008г.,
от заинтересованного лица (Межрайонная ИФНС России N 16 по Свердловской области) - Гордиенко Е.И., удостоверение 456219, доверенность N 0513/33188 от 10.11.2008г., Игнатьева Е.Н., удостоверение УР 37254, доверенность N 0513/12456 от 17.04.2009г,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ОАО "Тагилплодовощ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 августа 2009 года по делу N А60-34854/2008,
принятое судьей Куричевым Ю.А.
по заявлению ОАО "Тагилплодовощ" к Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Тагилплодовощ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области от 04.09.2008г. N 19391/13.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.01.2009г. требования общества удовлетворены в связи с несоблюдением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Постановлением ФАС Уральского округа от 20.05.2009г. решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.01.2009г. отменено. Дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
После нового рассмотрения решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.08.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. Считает, что налоговым органом необоснованно применена ставка земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости земли, поскольку на спорном земельном участке расположен объект недвижимого имущества, используемый для длительного хранения овощей и фруктов, что предполагает применение ставки налога в размере 0,35% от кадастровой стоимости земли. В обоснование своей позиции приводит следующий довод. В силу ст. 394 НК РФ дифференцированные налоговые ставки устанавливаются в зависимости от категорий земель и (или) от вида разрешенного использования земельных участков. При этом, п. 7.15 Приложения к решению Нижнетагильской городской Думы от 24.11.2005г. N 78 предусмотрено, что "ставка в размере 0,35 установлена для земельных участков, занятых объектами, используемыми для длительного хранения овощей и фруктов, реализуемых государственным и муниципальным учреждениям социальной сферы", т.е. указанным пунктом установлены дополнительные требования помимо категорий земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков, а именно, "реализация овощей и фруктов государственным и муниципальным учреждениям социальной сферы", что является превышением полномочий городской Думы. В силу ст. 13 АПК РФ и ст. 3 НК РФ не имеется оснований для применения указанного положения п. 7.15 Приложения к решению Нижнетагильской городской Думы от 24.11.2005г. N 78.
Налоговый орган представил письменный отзыв на жалобу, согласно которому против доводов жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
Из материалов дела следует, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка ОАО "Тагилплодовощ" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет земельного налога за 2007 год.
Указанной налоговой проверкой установлено, что в налоговой декларации по земельному налогу за 2007 год заявителем неправильно исчислена сумма земельного налога (неверно применена ставка земельного налога в размере 0,5% от кадастровой стоимости земельного участка) по земельному участку площадью 47027 кв. м., расположенному по адресу г. Нижний Тагил, район станции "Старатель" в квартале 186 городского лесничества Нижнетагильского лесхоза.
В связи с чем по результатам налоговой проверки налоговым органом вынесено оспариваемое решение от 04.09.2008г. N 19391/13, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в сумме 42006 руб. за неуплату (неполную уплату) земельного налога, ему доначислен земельный налог в сумме 210031 руб. и пени в размере 15698 руб. В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Исходя из содержания ст. 394 НК РФ ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципального образования с учетом установленных ограничений, категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии со ст.ст. 30, 32, 37 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, т.е. разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства является одним из основных принципов земельного законодательства (ст.1 Земельного кодекса РФ).
Согласно нормам Земельного кодекса РФ целевая категория, как и разрешенное использование земель, могут быть изменены с разрешения соответствующих компетентных органов или в порядке принятия решения соответствующим государственным органом власти либо органом местного самоуправления.
На территории муниципального образования "Город Нижний Тагил" ставки земельного налога установлены Решением Нижнетагильской городской Думы от 24.11.2005 N 78 "Об установлении на территории муниципального образования "Город Нижний Тагил" земельного налога" с учетом вида разрешенного использования земельных участков. Ставки земельного налога указаны в приложении к названному Решению. Для земельных участков занятых объектами торговли установлена ставка налога в размере 0,5 %; для земельных участков, занятых объектами, используемыми для длительного хранения овощей и фруктов, реализуемых государственным и муниципальным учреждениям социальной сферы установлена ставка в размере 0,35%; для земельных участков, занятых объектами материально-технического снабжения, хранения, сбыта и заготовок установлена ставка в размере 1,5%.
Данные о правовом режиме земельного участка (в том числе о целевом назначении) отражаются в правоустанавливающих документах и имеются в государственном земельном кадастре, поэтому налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляются на основании сведений государственного земельного кадастра. В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007г. "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости вносятся обязательные сведения, характеризующие конкретный объект недвижимости, в том числе: вид объекта недвижимости; кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное); сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок (п.п. 1-3 п. 1, п.п. 7, 11, 13, 14 п. 2 ст. 7 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007г.).
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по В силу п. 13 при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Свердловской области от 26.11.2002г. N 1370-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений, расположенных на территории Свердловской области.
В соответствии с таблицей, изложенной в Результатах государственной кадастровой оценки земель поселений, расположенных на территории Свердловской области, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 26.11.2002г. N 1370-ПП в столбце 10 обозначены земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса, гаражей и автостоянок), под объектами связи.
Как следует из материалов дела, у заявителя на праве собственности имеется земельный участок площадью 47027 кв. м., расположенный по адресу г. Нижний Тагил, район станции "Старатель" в квартале 186 городского лесничества Нижнетагильского лесхоза. Кадастровый номер земельного участка 66:56:05 02 010:0003, категория - земли поселений; разрешенное использование - для эксплуатации плодоовощной базы с подъездными железнодорожными путями. Право собственности на земельный участок подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 18.07.2006 66АВ308896. Категория земли и разрешенное использование указаны также в выписке из кадастрового дела. Кадастровая стоимость земельного участка в размере 28004108, 23 руб. указана в кадастровом плане спорного земельного участка.
На указанном земельном участке расположены такие объекты недвижимого имущества как здание холодильника (свидетельство о государственной регистрации права от 21.09.2001г. серия 66АВ N 431023), овощехранилища (свидетельства о государственной регистрации права от 21.09.2001г. серия 66АВ N 465996, серия 66АВ N 465994, от 07.04.2003г. серия 66АВ N 871934). Таким образом, в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденными Постановлением Правительства Свердловской области от 26.11.2002г. N 1370-ПП, спорный земельный участок с кадастровым номером 66:56:05 02 010: 0003 соответствует столбцу 10, где обозначены земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса, гаражей и автостоянок), под объектами связи.
Такая же формулировка содержится в приложении к Решению Нижнетагильской городской Думы от 24.11.2005 N 78 "Об установлении на территории муниципального образования "Город Нижний Тагил" земельного налога", и в отношении данной категории земель установлена ставка в размере 1,5%.
Таким образом, применение ставки земельного налога налоговым законодательством непосредственно поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок, и вида разрешенного использования земельного участка, определяемого по данным кадастрового учета, в связи с чем при исчислении земельного налога по спорному земельному участку подлежит применению ставка 1,5% от кадастровой стоимости участка. Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о применении ставки 0,5 % (как для земельного участка, занятого объектами торговли) и применение ставки 0,35% (как для земельных участков, занятых объектами, используемыми для длительного хранения овощей и фруктов, реализуемых государственным и муниципальным учреждениям социальной сферы), т.к. заявителем не представлены документы, подтверждающие нахождение на спорном земельном участке как объектов торговли, так и реализации овощей и фруктов государственным и муниципальным учреждениям социальной сферы.
Так, из договоров аренды видно, что имущество предоставляется в аренду для использования под склад, в целях хранения и реализации табачных изделий, продуктов питания, товаров бытовой химии, парфюмерии (л.д. 67-78 т.1).
Из материалов дела и пояснений заявителя установлено, что им муниципальных контрактов на реализацию овощей и фруктов государственным и муниципальным учреждениям социальной сферы не заключалось.
В соответствии с п. 2 ст. 20 вышеуказанного Федерального закона с заявлениями об учете изменений земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Согласно Правилам, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В этой связи изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка. Согласно пункту 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. N 316, при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Из обстоятельств дела установлено, что общество с заявлением об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка не обращалось, указанные изменения не производились.
Доводы жалобы о том, что п. 7.15 Приложения к решению Нижнетагильской городской Думы от 24.11.2005г. N 78 установлены дополнительные требования "реализация овощей и фруктов государственным и муниципальным учреждениям социальной сферы" помимо, предусмотренных ст. 394 НК РФ для установления дифференцированных налоговых ставок (категории земель и (или) вид разрешенного использования земельных участков), что является превышением полномочий Нижнетагильской городской Думы, подлежат отклонению, т.к. указанное решения Нижнетагильской городской Думы предметом данного спора не является, данное положение нормативного акта может быть оспорено обществом в установленном законом порядке. На основании вышеизложенного доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, решение суда в оспариваемой части следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.08.2009г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий: |
Р.А. Богданова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-34854/08
Истец: ОАО "Тагилплодовощ"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 16 по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9915/09