г. Пермь |
|
29 октября 2009 г. |
Дело N А71-12617/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С. П.
судей Риб Л.Х., Мещеряковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.
при участии:
от заявителя ООО "Служба сервиса "Ваш дом": не явились
от заинтересованного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике: не явились
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике (заинтересованного лица)
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 сентября 2009 года
по делу N А71-12617/2009, принятое судьей Кудрявцевым М.Н.
по заявлению ООО "Служба сервиса "Ваш дом"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике
об оспаривании постановления административного органа,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Служба сервиса "Ваш дом" (далее - общество, заявитель по делу) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания от 13.08.2009г. N 94-09/200, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике (далее - управление), в соответствии с которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 45 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 сентября 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике (заинтересованное лицо), не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы административный орган указывает на доказанность состава административного правонарушения, установленного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ и отсутствие оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ в связи с наличием существенной угрозы интересам государства в сфере валютного регулирования и затруднительным контролем за соблюдением гражданами и юридическими лицами валютного законодательства РФ. При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей к требованиям публичного права.
ООО "Служба сервиса "Ваш дом" (заявитель по делу) с апелляционной жалобой не согласно по мотивам, указанным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным, оснований для его отмены не усматривает. Ссылается на то, что управление в апелляционной жалобе не указало ни одного основания, предусмотренного ст. 270 АПК РФ, влекущего отмену решения суда первой инстанции. Считает, что судом обоснованно применены положения ст.2.9 КоАП РФ, поскольку со стороны общества отсутствовало пренебрежительное отношение к исполнению свих публично-правовых обязанностей при небольшой просрочке - 13 дней. Кроме того цель административного наказания достигнута в виде устных замечаний, при этом обществом не было совершено в 2009 г. ни одного нарушения в области валютного законодательства. Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании поступившей от Центрального банка Российской Федерации информации, управлением проведена камеральная проверка общества по вопросу соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, оформленная актом от 09.06.2009 г. (л.д. 12-16). В ходе проверки управлением на основании ведомости банковского контроля от 10.10.2008г. по ПС N 08030001/0354/0009/3/0 установлен факт неисполнения обществом обязанности по внесению изменений в паспорт сделки в связи с изменением раздела 1 п. 1.2 адреса ООО "Служба сервиса "Ваш дом" - Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Кирова, д. 172.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 09.06.2009г. N 94-09/200, на основании которого управлением вынесено постановление о назначении административного наказания от 13.08.2009г. N 94-09/200 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 45 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
Вывод суда 1 инстанции в части наличия события административного правонарушения правомерен и соответствует нормам материального права.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций регламентирован разделом II Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктами 3.3 и 3.5 Инструкции N 117-И в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям, резидент по каждому контракту оформляет один паспорт сделки, для чего представляет в банк установленные документы, в том числе контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций.
Согласно п. 3.15N Инструкции резидент представляет документы, указанные в пункте 3.15 настоящей Инструкции, после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.
Согласно п.3.16 Инструкции переоформление паспорта сделки производится с учетом особенностей заполнения отдельных граф в соответствии с приложением 4 к Инструкции.
В силу ст. 25 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается следующее.
ООО "Служба сервиса "Ваш дом" 01.01.2008г. заключило внешнеторговый контракт N 08005-201 от 01.12.2007г. с нерезидентом - ЗАО "Атлант" (Беларусь).
06 марта 2008 г. для учета валютных операций ООО "Служба Сервиса "Ваш Дом" оформило паспорт сделки N 08030001/0354/0009/3/0 в филиале ОАО "Газпромбанк" г. Ижевска, в котором разделе 1 графы 1.2. "Сведения о резиденте" обществом был указан адрес: г.Ижевск, ул. Ключевой поселок, д.63А.
Протоколом собрания участников ООО "Служба сервиса "Ваш Дом" от 09.09.2008г. были внесены изменения в Устав общества, а именно изменен юридический адрес общества с г.Ижевск, ул. Ключевой поселок, д.63А на г. Ижевск, ул. Кирова, 172. Данные изменения были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной ИФНС N 9 по УР 17 сентября 2008 г.
ООО "Служба сервиса "Ваш Дом" представило в ТУ Росфиннадзора по УР копию письма от 22.09.2008г. исх. N 026 с информацией об изменении фактического и юридического адреса без указания конкретного адресата.
10.10.2008г. на расчетный счет ООО "Служба сервиса "Ваш Дом" по паспорту сделки N 08030001/0354/0009/3/0 поступили денежные средства в размере 58 473 руб. 27 коп., что подтверждается ведомостью банковского контроля.
24 октября 2008 г. ООО "Служба сервиса "Ваш Дом" переоформило Паспорт сделки N 08030001/0354/0009/3/0 в банке ПС за N 01, связи с изменением сведений содержащихся в разделе 1 пункта 1.2, а именно юридического адреса.
Таким образом, общество обязано было оформить паспорт сделки не позднее 10.10.2008г, то есть с момента осуществления первой валютной операции, произведенной после изменения юридического адреса общества. Поскольку обществом соответствующие изменения в паспорт сделки были оформлены только 24.10.2008г., соответственно ООО "Служба сервиса "Ваш Дом" нарушило срок для переоформления паспорта сделки на 13 календарных дней.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал на наличие в действиях общества события вменяемого административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом, в силу требований ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается не виновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Как следует из материалов дела, постановлением административного органа лишь зафиксирована объективная сторона правонарушения, заключающаяся в нарушении обществом установленных единых правил оформления паспортов сделок вследствие пренебрежительного отношения к исполнению публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права, что может привести к существенной угрозе охраняемым общественным интересам. При этом, в нарушение требований ст. 1.5, 2.1. КоАП РФ административным органом не исследован и не отражен в постановлении вопрос о том, какие действия (бездействия) совершены (не совершены) привлекаемым к административной ответственности обществом с ограниченной ответственностью "Служба сервиса "Ваш дом".
Нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок в результате не своевременного внесения изменений, при не доказанности фактов противоправного поведения резидента, не является безусловным доказательством состава административного правонарушения.
Доказательство того, что общество знало о предстоящем поступлении денежных средств от стороны по контракту, но самонадеянно не вносило соответствующие изменения в паспорт сделки, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике не представлено.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд отмечает также то обстоятельство, что протокол об административном правонарушении содержит отметку о присутствии законного представителя общества Зеленина А.В., однако иные материалы административного дела документов, подтверждающих данный факт не содержат. Протокол об административном правонарушении вручен представителю по доверенности, которая также отсутствует в материалах дела. Таким образом, протокол содержит неустранимые противоречия, что лишает его признака достоверности. Признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление, суд первой инстанции применил положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что с учетом пренебрежительного отношения общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, у суда не имелось оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Данный довод заявителя апелляционной жалобы, с учетом изложенных выше мотивов, судом апелляционной инстанции отклонен.
На основании изложенного решение суда от 04 сентября 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 сентября 2009 года по делу N А71-12617/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С. П. Осипова |
Судьи |
Т. И. Мещерякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-12617/2009
Истец: ООО "Служба сервиса "Ваш дом"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9725/09