г. Пермь |
Дело N А60-25570/2009 |
17 ноября 2009 года |
N 17АП-10387/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х., судей Мещеряковой Т.И., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.,
при участии:
от заявителя (ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска) - Котикова О.А. (представитель по доверенности от 08.09.2009г., предъявлено удостоверение);
от ответчика (ИФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга) - представитель не явился;
от третьих лиц (ООО "Промторг", Межрайонной ИФНС России N 12 по Омской области) - представители не явились;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 сентября 2009 года по делу N А60-25570/2009, принятое судьей Н.Л. Дегонской по заявлению ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска к ИФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга при участии третьих лиц: ООО "Промторг", Межрайонной ИФНС России N 12 по Омской области о признании ненормативного акта недействительным,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Свердловской области обратилась ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга от 14.07.2008 N 4970 о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании общества с ограниченной ответственностью "Промторг" путем реорганизации в форме слияния. Одновременно заявитель просил обязать ИФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга, исключить из Единого государственного реестра юридических лиц регистрационную запись о создании общества с ограниченной ответственностью "Промторг" путем реорганизации в форме слияния от 14.07.2008г. за основным государственным регистрационным номером 1086672019928.
Решением Арбитражного суда от 10.09.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, требования удовлетворить. В обоснование жалобы ее податель указывает на незаконность государственной регистрации создания ООО "Промторг" путем реорганизации в форме слияния в связи с тем, что представленное в регистрирующий орган заявление (форма N Р12001) подписано неуполномоченным лицом. Вывод суда первой инстанции о том, что иск заявлен ненадлежащим лицом заявитель считает необоснованным, поскольку ООО "Промторг" состоит на налоговом учете в ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г.Омска. Ответчик представил письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, считает, что в данном случае государственная регистрация проведена правомерно, оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации не имелось.
Межрайонная ИФНС России N 12 по Омской области в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает позицию заявителя, указывает на неправомерность государственной регистрации в связи с тем, что в представленных на регистрацию документах имеются существенные недостатки, полагает, что иск в данном случае заявлен надлежащим лицом. Присутствующий в заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в заседание апелляционного суда не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя заявителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не установил. Как следует из материалов дела, 20.05.2008 на общем собрании учредителей ООО "Технопром", ООО "ХимПласт", ООО "Ритал", ООО "Сибирская торгово-производственная компания "Гермес" и ООО "Щучанское строительное управление" принято решение о создании ООО "Промторг" путем реорганизации этих обществ в форме слияния. На основании договоров уступки долей реорганизуемых обществ единственным участником ООО "Промторг" стала Крутько Галина Андреевна, она же назначена директором вновь созданного юридического лица (л.д.41).
07.07.2008г. ООО "Промторг" обратилось в Инспекцию ФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга с заявлением о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001), к заявлению был приложен пакет необходимых документов (л.д.14,15). По результатам рассмотрения документов ИФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга принято решение от 14.07.2008г. N 4970 о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании ООО "Промторг" путем реорганизации в форме слияния, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
Регистрационное дело передано в регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица (в Межрайонную ИФНС России N 12 по Омской области). На налоговый учет ООО "Промторг" поставлено в ИФНС России N1 по Центральному административному округу г.Омска. ИФНС России N1 по Центральному административному округу г.Омска полагая, что государственная регистрация ООО "Промторг" является незаконной, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности нарушения прав и законных интересов заявителя произведенной государственной регистрацией. Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины;
ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
В силу п. 4 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
На основании ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Федеральным законом "О государственной регистрации" не предусмотрено, приведенный в ст. 23 перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Обязанность указания достоверной информации возложена законодателем на заявителя (пп. "а" п. 1 ст. 17 указанного Закона).
При этом законодателем за регистрирующим органом не закреплена обязанность осуществления правовой экспертизы представленных для государственной регистрации документов.
Как видно из материалов дела, единственным участником ООО "Промторг", а также его директором является Крутько Г.А. Заявление о государственной регистрации ООО "Промторг", созданного путем реорганизации в форме слияния (форма N Р12001), подписано Федоровым А.А. Таким образом, заявление о регистрации подписано не руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.
Вместе с тем, заявление было подано в надлежащий регистрирующий орган, вместе с заявлением были представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. При этом доказательств того, что Федоров А.А. не был уполномочен на подписание заявления соответствующей доверенностью или иным документом, материалы дела не содержат.
В материалах дела также отсутствуют доказательства того, что иные сведения заявления по форме N Р12001, кроме п. 11.1.1 этого заявления, являются недостоверными. Не имеется и доказательств наличия у регистрирующего органа на дату государственной регистрации информации о недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах.
Подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации в качестве самостоятельного основания для отказа в государственной регистрации введено в ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации" Федеральным законом от 30.12.2008 N312-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2009г., т.е. уже после принятия оспариваемого решения о государственной регистрации. При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о наличии предусмотренных законом оснований для принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации ООО "Промторг" судом апелляционной инстанции не принимаются.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственные органы (налоговые органы) вправе обратиться в арбитражный суд с таким же заявлением в защиту публичных интересов (ст. 53, ч. 2 ст. 198 названного Кодекса, п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации").
Как разъяснено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения о государственной регистрации юридического лица входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя либо нарушение публичных интересов (п. п. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как правильно установлено судом первой инстанции, доказательств того, что оспариваемым решением о регистрации нарушены права и законные интересы ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г.Омска, иных лиц, а также публичные интересы в материалы дела не представлено. Заявитель апелляционной жалобы, указывая на наличие у него права обратится в арбитражный суд с заявлением о признании государственной регистрации недействительной, не представил каких-либо доказательств нарушения его прав и законных интересов, или нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц.
При этом другими заинтересованными лицами государственная регистрация ООО "Промторг" в судебном порядке не оспаривается, в том числе и регистрирующим органом, в котором находится регистрационное дело названного юридического лица (Межрайонной ИФНС России N 12 по Омской области). Не оспаривается регистрация и единственным участником и директором ООО "Промторг" Крутько Г.А. Представленные на регистрацию документы, связанные с реорганизацией, недействительными в установленном порядке не признаны. Следовательно, в данном случае подача заявления от имени Общества не привела к нарушению чьих-либо прав и законных интересов.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Согласно п.1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Таким образом, если налоговые органы полагают, что при создании ООО "Промторг" допущены грубые нарушения закона или общество не отвечает признакам недействующего юридического лица, они имеют возможность предпринять предусмотренные законом меры для устранения нарушений прав и интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 сентября 2009 года по делу N А60-25570/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Т.И. Мещерякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-25570/2009
Истец: ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска
Ответчик: ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга
Третье лицо: ООО "Промторг", Межрайонная ИФНС России N 12 по Омской области