город Омск
07 апреля 2011 г. |
Дело N А46-12418/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моисеенко Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-916/2011) общества с ограниченной ответственностью "Эдель" на решение Арбитражного суда Омской области от 21.12.2010 по делу N А46-12418/2010 (судья Глазков О.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эдель" (ИНН 5507044597)
к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Омской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
3-и лица: Правительство Омской области, Администрация г.Омска, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля"
о признании незаконными действий
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Эдель" - Балашова Е.Ю. по доверенности от 09.09.2010 сроком действия 3 года;
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области - не явился (извещено надлежащим образом);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Аверина А.Д. по доверенности от 30.12.2010 N 254 сроком действия до 31.12.2011;
от Правительства Омской области - не явился (извещено надлежащим образом);
от Администрации города Омска - не явился (извещена надлежащим образом);
от Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" - не явился (извещено надлежащим образом);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эдель" (далее по тексту - ООО "Эдель", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Омской области, Управление, заинтересованное лицо), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Омской области (далее по тексту - ФГУ "Земельная кадастровая палата", заинтересованное лиц), при участии третьи лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительства Омской области, Администрации г.Омска, Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "ФКЦ "Земля") о признании незаконными с момента их совершения действий по формированию в государственном кадастре недвижимости (государственном земельном кадастре) сведений об экономических характеристиках земельного участка, принадлежащего ООО "Эдель", расположенного по адресу: город Омск, улица Суровцева, дом 102, площадью 1627 кв.м, с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0102 - кадастровой стоимости в размере 22 600 901 руб. 05 коп.; удельном показателе кадастровой стоимости в размере 13 891 руб. за 1 кв.м и об обязании заинтересованных лиц исключить из государственного кадастра недвижимости (далее по тексту - ГКН) сведения об экономических характеристиках - кадастровой стоимости в размере 22 600 901 руб. 05 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 13 891 руб. за 1 кв.м, земельного участка, принадлежащего ООО "Эдель", расположенного по адресу: город Омск, улица Суровцева, дом 102, площадью 1627 кв.м, с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0102.
Решением от 21.12.2010 по делу N А46-12418/2010 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд возвратил ООО "Эдель" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., излишне уплаченную при подаче заявления.
ООО "Эдель", не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ООО "Эдель" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1627 кв.м, кадастровый номер 55:36:14 01 06:0102, разрешенное использование: для общественно-деловых целей, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно 1-этажного здания магазина, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Суровцева, д. 102, что подтверждается договором купли-продажи земельного участка N 1662/2007 от 16.11.2007 и свидетельством о государственной регистрации права серия 55 АВ N 694029, выданным 21.05.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области.
Омским филиалом ФГУП "ФКЦ "Земля" по состоянию на 01.01.2007 были проведены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель муниципального образования "город Омск", в том числе земельного участка с кадастровыми номерами 55:36:14 01 06:0102. По результатам государственной кадастровой оценки Омским филиалом ФГУП "ФКЦ "Земля" был составлен Отчет N 05-09/02.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастров ого района 55:36, а именно средние удельные показатели кадастровой стоимости по видам разрешенного использования в пределах кадастровых кварталов.
26.11.2008 Правительством Омской области принято постановлением N 193-п "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
Согласно кадастровых паспортов земельного участка (выписок из Государственного кадастра недвижимости) от 24.08.2010 N 5536/223/10-922 и от 13.11.2010 N 5536/221/10-1883 земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0102, площадью 1627 кв.м был поставлен на кадастровый учет 11.01.2006, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составляет 13 891 руб. 15 коп., кадастровая стоимость земельного участка составляет 22 600 901 руб. 05 коп., разрешенное использование (назначение) - для общественно-деловых целей.
В ответ на запрос ООО "Эдель" Управление Росреестра по Омской области письмом от 10.09.2010 N 55/31263 сообщило Обществу, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:140106:102 в размере 22 600 901 руб. 05 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 13 891 руб. 15 коп./кв.м внесены в государственный кадастр недвижимости 27.12.2007. При этом пояснило, что при предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 55:36:14 01 06:102 была выявлена ошибка в кадастровых сведениях о размере кадастровой стоимости данного земельного участка. А именно, площадь земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:102, содержащаяся в Отчете "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования город Омск" от 27.11.2007 N 05-09/02 составляет 980 кв.м, площадь этого же земельного участка согласно сведениям ГКН составляет 1627 кв.м, данное несоответствие повлекло за собой ошибку при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:102 и утверждение ошибочной кадастровой стоимости в размере 13 613 327 руб. постановлением Правительства Омской области "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" от 19.12.2007 N 174-п. Учитывая что, площадь земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:102 изменилась, в результате упорядочения его границ, после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 22 600 901 руб. 05 коп. была рассчитана в соответствии с приказом Минэкономразвития России "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" от 12.08.2006 N 222 согласно сведений о площади земельного участка, содержащимся в ГКН (1627 кв.м) с использованием удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п. При проведении государственной кадастровой оценки земель земельный участок с кадастровым номером 55:36:140106:102 отнесен к 7 группе видов разрешенного использования - "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Общество, полагая, что действия Управления Росреестра по Омской области по формированию в ГКН (ГЗК) сведений об экономических характеристиках земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:102, а именно сведений о кадастровой стоимости в размере 22 600 901 руб. 05 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 13 891 руб. за 1 кв.м. является незаконными, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании этих действий незаконными, и обязании заинтересованных лиц исключить эти сведения из ГКН.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0102 была правомерно рассчитана Управлением Росреестра Омской области в соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" исходя из удельного показателя 7 вида разрешенного использования.
При этом суд исходил из того, что согласно кадастровых паспортов земельного участка от 24.08.2010 N 5536/223/10-922 и от 13.11.2010 N 5536/221/10-1883 принадлежащий Обществу на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0102, площадью 1627 кв.м, был поставлен на кадастровый учет 11.01.2006, а следовательно данный земельный участок вошел в перечень участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2007, формировавшийся для осуществления кадастровой оценки в 2007 году. Вместе с этим, государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0102 была произведена исходя из площади 980 кв.м. Учитывая, что в 2007 году площадь данного земельного участка была уточнена при межевании земель и составила 1627 кв.м, кадастровая стоимость правомерно была рассчитана путем умножения площади земельного участка на размер удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
ООО "Эдель" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Общество указывает на то, что суд при принятии решения не принял во внимание следующие обстоятельства, имеющие, по мнению Общества, существенное значение для дела.
Спорный земельный участок не мог быть включен в перечень земельных участков, в отношении которых проводились работы по определению кадастровой стоимости в 2007 году, поскольку площадь земельного участка, его расположение на местности являются необходимыми учетными характеристиками для проведения его кадастровой оценки, а исходя из кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0102 от 22.11.2006 площадь земельного участка является ориентировочной, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке, сведения об участке подлежат уточнению при межевании. То есть спорный земельный участок на 1 января 2007 года не имел определенных на местности границ и точно определенной площади.
Кроме того, распоряжение N 1365-п "Об утверждении проекта границ по упорядочению земельного участка по улице Суровцева, дом 102 в Кировском административном округе города Омска", которым утвержден проект границ по упорядочению земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов для общественно-деловых целей, было издано Департаментом недвижимости город Омска 28.09.2007, то есть после 01 января 2007 года.
Вид разрешенного использования земельного участка также не был определен на момент формирования перечня земельных участков - на 01 января 2007 года.
Общество считает не соответствующим обстоятельствам дела вывод суда о том, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 22 600 901 руб. 05 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 13 891 руб. 15 коп. внесены в ГКН 27.12.2007, поскольку кадастровая стоимость в указанном размере определена актом от 13.02.2009; предыдущий акт определения кадастровой стоимости датирован 22.10.2007 и содержит сведения о кадастровой стоимости земельного участка Общества в размере 6 872 155 руб.
Более того, на 01 января 2007 года площадь земельного участка не превышала 980 кв.м, в связи с чем его кадастровая стоимость не могла быть определена исходя из площади 1627 кв.м.
Управление Росреестра по Омской области и Правительство Омской области в соответствии с представленными суду апелляционной инстанции отзывами на апелляционную жалобу считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как указывает Управление земельный участок оценен в ходе проведения государственной кадастровой оценки с учетом площади 980 кв.м, его кадастровая стоимость составила 13 613 327 руб. Однако, в связи с тем, что на момент ее утверждения постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п площадь земельного участка уже составила 1627 кв.м, то указанная кадастровая стоимость, исчисленная исходя из площади 980 кв.м стала недостоверной. В такой ситуации кадастровая стоимость правомерно в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 была определена путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, установленного в ходе проведения кадастровой оценки и утвержденного постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п в размере 13 891 руб. 15 коп. на площадь земельного участка 1627 кв.м, и составила 22 600 901 руб. 05 коп.
При этом Управление считает ошибочной позицию Общества о том, что в силу того, что площадь и границы земельного участка не были определены, то данный земельный участок не мог являться объектом государственной кадастровой оценки земель в 2007 года.
Правительство Омской области поддерживает выводы суда первой инстанции, считает, что земельный участок Общества был поставлена на учет 11.01.2006, то есть участвовал в государственной кадастровой оценке, проводимой по состоянию на 01 января 2007 года; кадастровая стоимость земельного участка, в связи изменением его площади, правильно была определена в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, установленного в ходе проведения кадастровой оценки и утвержденного постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п в размере 13 891 руб. 15 коп. на площадь земельного участка 1627 кв.м, и составила 22 600 901 руб. 05 коп.
ФГУ "Земельная кадастровая плата", Администрация г.Омска, ФГУП "ФКЦ "Земля", отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Правительство Омской области, ФГУ "Земельная кадастровая плата", Администрация г.Омска, ФГУП "ФКЦ "Земля", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От Правительства Омской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Правительства Омской области, ФГУ "Земельная кадастровая плата", Администрации г.Омска, ФГУП "ФКЦ "Земля".
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционный жалобы, просил отменить решение суда; представитель Управления Росреестра по Омской области поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил отказать в ее удовлетворении.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей Общества и Управления, изучив апелляционную жалобу, отзывы, проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее по тексту - Закон о государственном земельном кадастре N 28-ФЗ), утратившего силу с 17.05.2008 в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 17.05.2008), государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.
Пунктом 4 статьи 17 Закона о государственном земельном кадастре N 28-ФЗ предусмотрено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Часть 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре недвижимости N 221-ФЗ) определяет, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Во исполнение положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации было принято постановление от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель).
В соответствии с пунктами 2, 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов установлен Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее по тексту - Методические указания).
Согласно пункту 1.4. Методических указаний определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется путем: формирования перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов, сформированных по состоянию на 1 января года проведения работ; расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Согласно пункту 2.1.1 Методических указаний перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ.
В соответствии с пунктом 1.3 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее по тексту - Технические рекомендации) кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по Государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 Технических рекомендаций исходный перечень земельных участков формируется на основе кадастровых планов территории по состоянию на 1 января года проведения работ по Государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Из пунктов 1.4.2, 2.1.2, 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, пунктов 6.2, 9.9 11.5 и приложения N 1 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по Омской области, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 следует, что кадастровая стоимость устанавливается для каждого земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка, а сведения о кадастровой стоимости земельных участков есть результат государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. При этом экономические характеристики земельных участков могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости только при условии выполнения всех требований по определению кадастровой стоимости земельных участков, установленных действующим законодательством.
В соответствии с пунктами 9.9, 11.1, 11.2, 11.4 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель; руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту РФ обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение орган у исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным с Роснедвижимостью (пункт 9.9). Сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту РФ (пун кт 11.1). Перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, в соответствии с подпунктом 9.9 настоящего Регламента (пун кт 11.2). В срок не более месяца с даты окончания проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает внесение в государственный земельный кадастр тех сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков), которые соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение (пункт 11.4).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, из приведенных норм следует, что результаты государственной кадастровой оценки земель подлежат утверждению исполнительным органом власти субъекта РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участках вносятся в ГКН уполномоченным органом на основании отчета об оценке и акта органа исполнительной власти субъекта, утверждающий данный отчет.
Как следует из материалов дела Омским филиалом ФГУП "ФКЦ "Земля" по состоянию на 01.01.2007 были проведены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель муниципального образования "город Омск", по которых составлен Отчет N 05-09/02.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", вступившим в силу 25.12.2007, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36, а именно средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах по 15 видам разрешенного использования, исчисленных в рублях за один квадратный метр, в том числе в отношении кадастрового квартала N 55:36:14 01 06.
Данным Постановлением N 174-П в редакции от 19.12.2007 была утверждена стоимость одного квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного использования. Определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно Постановлению N 174-П в редакции от 19.12.2007 осуществляется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом местоположения земельного участка и вида разрешенного использования.
Таким образом, с момента вступления в силу Постановления N 174-п (с 25.12.2007) кадастровая стоимость земельного участка Общества с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0102 подлежала определению путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, установленный Постановлением N 174-п для кадастрового квартала N 55:36:14 01 06 по виду разрешенного использования земельного участка.
Лица, участвующие в деле, утверждают, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка Общества в размере 22 600 901 руб. 05 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 13 891 руб. 15 коп./кв.м внесены в ГКН 27.12.2007, то есть после вступления в силу Постановления N 174-п.
Между тем, Постановлением N 174-п ни для одного из 15 видов разрешенного использования для кадастрового квартала N 55:36:14 01 06 не был утвержден удельный показатель кадастровой стоимости в размере 13 891 руб. 15 коп.
Из имеющейся в материалах дела таблицы отображения результатов расчета кадастровой стоимости (л.д. 81) видно, что примененный удельный показатель в размере 13 891 руб. 15 коп. является удельным показателем конкретного земельного участка с кадастровым номером N 55:36:04 01 06:0102, что подтверждает Управление.
Однако, как указано выше, кадастровая стоимость земельных участков в соответствии с Постановлением N 174-п подлежит исчислению исходя из средних удельных показателей земельных участков, установленных для кадастровых кварталов. Возможности исчисления кадастровой стоимости исходя из удельного показателя кадастровой стоимости конкретного земельного участка законодательством не предусмотрено, поскольку такие удельные показатели не существуют, они не утверждены нормативным правовым актом.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спорная кадастровая земельного участка в размере 22 600 901 руб. 05 коп. и удельный показатель кадастровой стоимости в размере 13 819 руб. 15 коп., внесенные в ГКН 27.12.2007 не были определены в соответствии с Постановлением N 174-п.
До принятия указанного Постановления N 174-п на территории Омской области действовал Указ Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", которым была утверждена кадастровая стоимость земельных участков.
В соответствии с пунктами 2, 3 Указа Губернатора Омской области от 29.12.2007 N 148 "Об изменении и признании утратившими силу отдельных указов Губернатора Омской области" Таблица "город Омск" в приложении N 1 к Указу Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области" подлежит исключению со дня вступления в силу постановления Правительства Омской области N 174-п.
Из имеющегося в материалах дела акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 27.10.2007 (л.д. 97) следует, что уполномоченным органом кадастровая стоимость земельного участка Общества была определена на основании Указана Губернатора N 110, исходя из изменившейся площади - 1627 кв.м, и составила 6 872 155 руб., что также не соответствует кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, как утверждает Управление 27.12.2007, в размере 22 600 901 руб. 05 коп.
Таким образом, внесенная в ГКН 27.12.207 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:01 02 в размере 22 600 901 руб. 05 коп. была определена не в соответствии с Указом Губернатора N 110.
Управление поясняет, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0102 в размере 22 600 901 руб. 05 коп. была определена путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 (далее по тексту - Методические указания по определению кадастровой стоимости).
Согласно пункту 1.2 данных Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе в случае образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка при упорядочении его границы.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей (пункт 1.4 Методических указаний).
Согласно пункту 2.2 Методических указаний в случае изменения площади земельного участка при упорядочении его границ кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади земельного участка.
Пункт 2.4 Методических указаний предусматривает, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Исходя из кадастровых паспортов земельного участка (выписок из Государственного кадастра недвижимости) от 24.08.2010 N 5536/223/10-922 и от 13.11.2010 N 5536/221/10-1883 принадлежащий Обществу на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0102, был поставлен на кадастровый учет 11.01.2006, а следовательно данный земельный участок вошел в перечень участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2007, формировавшийся для осуществления кадастровой оценки в 2007 году.
Доводы Общества о том, что земельный участок не мог быть включен в указанный перечень, суд апелляционной инстанции отклоняет, как не соответствующий обстоятельствам дела и изложенным выше нормам, определяющим порядок проведения оценки земель.
Из кадастрового паспорта земельного участка (выписок из Государственного кадастра недвижимости) от 22.11.2006 N 36/06-31559 (л.д.28-30) следует, что данный земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0102 имел площадь 980 кв.м.
В кадастровом паспорте от 29.10.2007 N 40/07-27349 (л.д. 24-25) площадь земельного участка указана в размере 1627 кв.м.
В материалах дела имеется Распоряжение Департамента недвижимости Администрации города Омска от 28.03.2007 N 1365-р "Об утверждении проекта границ по упорядочению земельного участка по улице Суровцева, дом 102 в Кировскому административном округе города Омска" (л.д. 91), которым утвержден проект границ по упорядочению земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0102, площадью 1627 кв.м
Таким образом, материалами дела подтверждается, что рассматриваемый земельный участок в период проведения оценки земель (на 01.01.2007) имел площадь 980 кв.м, которая в последующем - в марте 2007 года была изменена и составила 1627 кв.м.
Лица, участвующие в деле, подтверждают, что государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0102, отраженная в отчете N 05-09/02 была произведена исходя из площади 980 кв.м.
Изложенное свидетельствует о том, что на момент утверждения кадастровой стоимости земельного участка Общества Постановлением N 174-п площадь земельного участка была изменена, то есть имеются основания для применения положений Методических указаний по определению кадастровой стоимости.
Между тем, в данном случае приведенные положения Методических указаний уже были применены, что следует из акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 27.10.2007 (л.д. 97), в котором кадастровая стоимость земельного участка Общества была определена на основании Указана Губернатора N 110, исходя из изменившейся площади - 1627 кв.м, и составила 6 872 155 руб.
Таким образом, до утверждения результатов оценки земель Постановлением N 174-п кадастровая стоимость земельного участка была исчислена в соответствии с пунктом 2.2 Методических рекомендаций по определению кадастровой стоимости, однако ее размер - 6 872 155 руб., также не соответствует внесенному в ГКН размеру кадастровой стоимости - 22 600 901 руб. 05 коп.
А поскольку доказательств того, что после указанного определения кадастровой стоимости, оформленной актом от 27.10.2007, произошло изменение площади земельного участка, либо наступили иные основания, указанные в пункта 1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости, в материалах дела нет, то основания для применения пункта 2.2 Методических рекомендаций для исчисления кадастровой стоимости при определении кадастровой стоимости на основании Постановления N 174-п не имеется.
Кроме того, из акта определения кадастровой стоимости земельных участков, которым кадастровая стоимость земельного участка Общества исчислена в размере 22 600 901 руб. 05 коп., исходя из площади земельного участка 1627 кв.м, удельного показателя в размере 1389 руб. 15 коп. за 1 кв.м, со ссылкой на Постановление N 174-п, следует, что он составлен и утвержден 13.02.2009.
Соответственно 27.12.2007 в ГКН не могли быть внесены сведения о кадастровой стоимости в размере 22 600 901 руб. 05 коп. и удельном показателе в размере 13 891 руб. 15 коп./кв.м на основании этого акта от 13.02.2009.
С 30.11.2008 вступило в силу постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее по тексту - Постановление N 193-П), которым утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году.
Данным постановлением утверждена кадастровая стоимость, в том числе земельного участка Общества с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0102 в размере 13 613 327 руб.
Управления ссылается на то, что указанная кадастровая стоимость является недостоверной, поскольку рассчитана исходя из площади земельного участка в размере 980 кв.м, а на момент ее утверждения в 2007 году площадь земельного составляла 1627 кв.м, суд апелляционной инстанции не принимает в силу следующего.
Между тем, как указано выше основанием для внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка является отчет об оценке и акт органа исполнительной власти субъекта, утверждающий данный отчет.
В отчете N 05-09/02 и утвердившем его Постановлении Правительства Омской области N 174-п в редакции постановления N 193-п, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0102 в размере 22 600 901 руб. 05 коп. отсутствует.
Кроме того, Федеральный закон N 221-ФЗ предусматривает порядок исправления кадастровой ошибки, то есть воспроизведенной в государственном кадастре недвижимости ошибки в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Часть 5 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ устанавливает, что орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Как следует из пунктов 4, 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее по тексту - Порядок), исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 47 Порядка основанием для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Таким образом, в силу приведенных норм действующего законодательства, орган кадастрового учета может сам обнаружить кадастровую ошибку, то есть воспроизведенную в государственном кадастре недвижимости ошибку в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, и принять решение о необходимости ее устранения. Однако исправить данную ошибку орган кадастрового учета не может, а может лишь направить решение о необходимости ее устранения заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки.
Возможность исправления кадастровой ошибки поставлена в зависимость либо от наличия документов, перечисленных в статье 22 Федерального закона N 221-ФЗ; либо от наличия документов, поступивших в орган кадастрового учета, в порядке информационного взаимодействия; либо от наличия вступившего в законную силу решения суда об исправлении кадастровой ошибки.
Доказательств принятия кадастровым органом решения о необходимости устранения кадастровой ошибки, доказательств обращения Общества в орган, осуществляющий кадастровый учет, с заявлением об исправлении кадастровой ошибки, либо наличия документов, поступивших в орган кадастрового учета, в порядке информационного взаимодействия либо наличия вступившего в законную силу решения суда об исправлении кадастровой ошибки, в материалах дела нет.
В такой ситуации суд апелляционной инстанции считает, что отсутствуют законные основания оснований, для формирования на 27.12.2007 кадастровой стоимости земельного участка Общества с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0102 в размере 22 600 901 руб. 05 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 13 891 руб. за 1 кв.м.
Доводы Управления о том, что такие действия не нарушают права и законные интересы Общества, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку незаконное определение кадастровой стоимости, которая используется при исчислении земельного налога, влечет за собой исчисление данного налога в неправильном размере, нарушает право Общества на получение достоверной информации о кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом действия Управления Росреестра по Омской области по формированию в государственном кадастре недвижимости (государственном земельном кадастре) сведений об экономических характеристиках земельного участка, принадлежащего ООО "Эдель", расположенного по адресу: город Омск, улица Суровцева, дом 102, площадью 1627 кв.м, с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0102, кадастровой стоимости в размере 22 600 901 руб. 05 коп.; удельном показателе кадастровой стоимости в размере 13 891 руб. за 1 кв.м являются незаконными с момента их совершения.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции удовлетворяет требования ООО "Эдель" признает обжалуемые действия незаконными и возлагает на Управление Росреестра по Омской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" обязанность исключить из государственного кадастра недвижимости сведения с момента их внесения об экономических характеристиках - кадастровой стоимости в размере 22 600 901 руб. 05 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 13 891 руб. за 1 кв.м., земельного участка, принадлежащего ООО "Эдель", расположенного по адресу: город Омск, улица Суровцева, дом 102, площадью 1627 кв.м, с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0102.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба Общества - удовлетворению.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы Общества и требований Общества, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции в сумме 2000 руб. и за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. относятся на Управление Росреестра по Омской области.
Обществу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная при подаче заявления в суд первой инстанции и при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в общей сумме 3000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 статьи 269, пунктами 1,2 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эдель" удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской области от 21.12.2010 по делу N А46-12418/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Эдель" удовлетворить.
Признать незаконными с момента их совершения действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области по формированию в государственном кадастре недвижимости (государственном земельном кадастре) сведений об экономических характеристиках земельного участка, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "Эдель", расположенного по адресу: город Омск, улица Суровцева, дом 102, площадью 1627 кв.м, с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0102: кадастровой стоимости в размере 22 600 901 руб. 05 коп., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 13 891 руб. за 1 кв.м.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости с момент внесения сведения об экономических характеристиках земельного участка, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "Эдель", расположенного по адресу: город Омск, улица Суровцева, дом 102, площадью 1627 кв.м, с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0102: кадастровой стоимости в размере 22 600 901 руб. 05 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 13 891 руб. за 1 кв.м.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Эдель" (ИНН 5507044597, ОГРН 1025501393235) 3000 рублей расходов по оплате государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции и за подачу апелляционной жалобы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Эдель" (ИНН 5507044597, ОГРН 1025501393235) из федерального бюджета государственную пошлину: в сумме 2000 рублей, излишне уплаченную при подаче заявления согласно чеку-ордеру от 30.09.2010; в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 19.01.2011 N 3 на сумму 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12418/2010
Истец: ООО "Эдель"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГУ " Земельная кадастровая палата " по Омской области
Третье лицо: Администрация г. Омска, Правительство Омской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля"
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-916/11