город Воронеж |
N 19АП-6600/09 |
16 ноября 2009 г. |
Дело N А14-8467/2009/223/30 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2009 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Семенюта Е.А., Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анзельм К.К.,
при участии:
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Столяров А.В., советник отдела правового обеспечения, доверенность N 440 от 24.08.2009, удостоверение N 041 от 24.07.2009;
от открытого акционерного общества "Головное специализированное конструкторское бюро "Зерноочистка": Бехов Н.Л., представитель по доверенности б/н от 02.07.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области
на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2009
по делу N А14-8467/2009/223/30 (судья Федосова С.С.)
по заявлению открытого акционерного общества "Головное специализированное конструкторское бюро "Зерноочистка"
к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в оформлении права собственности, выразившегося в письме N 17-4329з от 25.06.2009, обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Головное специализированное конструкторское бюро "Зерноочистка" (далее - ОАО "ГСКБ "Зерноочистка", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО Воронежской области, Департамент) в оформлении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0507005:1, расположенный по адресу: г.Воронеж, ул.Космонавтов, д.17, выразившегося в письме N 17-4329з от 25.06.2009, обязании Департамента подготовить и направить в адрес Общества проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 36:34:0507005:1, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Космонавтов, д.17.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права, Департамент обратился с апелляционной жалобой.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на приобретаемый земельный участок и на объекты недвижимости должны были быть представлены в силу пунктов 4 и 5 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370, (далее - Перечень документов). ДИЗО Воронежской области полагает, что при предоставлении испрашиваемого Обществом земельного участка возможно нарушение прав третьих лиц - собственников объектов недвижимости лит.Ж1, А3, А4, и ссылается на пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которому собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
ОАО "ГСКБ "Зерноочистка" отзыв на апелляционную жалобу не представило, возражало против ее доводов в судебном заседании суда апелляционной инстанции, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что постановлением Исполнительного комитета администрации города Воронежа Воронежской области (далее - Исполнительный комитет) от 08.12.1998 N 754 ОАО "ГСКБ "Зерноочистка" предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок площадью 15495 кв.м., фактически занимаемый зданиями и сооружениями по ул.Космонавтов, 17.
30.07.1999 и 17.08.1999 государственным учреждением юстиции "Воронежский областной центр государственной регистрации прав на недвижимость" зарегистрировано право собственности Общества на следующие объекты недвижимого имущества, расположенные в г.Воронеже, ул.Космонавтов, 17: отдельно стоящее здание литер С площадью 44,7 кв.м., здание литер А, А1, А2, Б площадью 6284,6 кв.м., отдельно стоящее здание литер И К площадью 589,2 кв.м., отдельно стоящее здание литер Д Е Ж площадью 506,4 кв.м. Зарегистрированное право собственности ОАО "ГСКБ "Зерноочистка" на указанные объекты недвижимости подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав 36 N 032318 от 30.07.1999, 36 N 032319 от 30.07.1999, 36 N 032479 от 17.08.1999, 36 N032633 от 17.08.1999.
Постановлением от 01.09.1999 N 495 Исполнительный комитет изъял у Общества часть земельного участка площадью 0,1288 га, оставив в пользовании земельный участок площадью 1,4207 га, и внес изменения в постановление от 08.12.1998 N 754, заменив слова "в аренду на 49 лет" словами "в бессрочное пользование".
30.09.1999 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Общества на земельный участок площадью 14207 кв.м. по ул.Космонавтов, 17, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав серии 36 N 046009 от 30.09.1999.
21.05.2009 ОАО "ГСКБ "Зерноочистка" обратилось в ДИЗО Воронежской области с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка, указав, что на нем располагаются четыре объекта недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано Обществом 30.07.1999 и 17.08.1999. Вместе с заявлением Обществом представлены копии свидетельств о государственной регистрации прав на земельный участок и объекты недвижимого имущества, расположенные на нем, постановления Исполнительного комитета от 08.12.1998 N 754 и от 01.09.1999 N 495, кадастровая выписка о земельном участке от 06.08.2008, сообщения Управления Федеральной регистрационной службы от 12.05.2009 N 01/118/2009-499 и N 01/118/2009-500, из которых следует, что по состоянию на 12.05.2009 записи о регистрации прав на гаражи, расположенные по адресу: г.Воронеж, ул.Космонавтов, 17, литер А3, А4 и г.Воронеж, ул.Космонавтов, 17, литер Ж1, площадью 128,5 кв.м. и 50,1 кв.м. соответственно в ЕГРП отсутствуют.
Письмом от 25.06.2009 N 17-4329з Департамент отказал Обществу в оформлении права собственности на спорный земельный участок, сославшись на то, что в соответствии с Перечнем документов заявителю необходимо представить выписки из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок, о правах на объекты недвижимости (лит. Л, С, К, Н, Ж, Е, Д, А, Б, А1, А2, 1, 2, 3, I, II), расположенные на этом земельном участке, и копии документов, удостоверяющих права на здания, строения, сооружения, находящиеся на приобретаемом земельном участке, а также на то, что в ЕГРП отсутствуют записи о регистрации прав на объекты лит.Ж1, А3, А4 (гаражи), а в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) лица, не являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, не имеют исключительного права на приватизацию земельных участков.
Полагая, что данный отказ Департамента не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ОАО "ГСКБ "Зерноочистка" обратилось за судебной защитой с рассмотренными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Обществом были представлены Департаменту все необходимые документы.
Апелляционная инстанция полагает позицию суда первой инстанции правильной, а решение - правомерным на основании следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 20 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Иные юридические лица, помимо указанных выше, в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
В свою очередь, статья 36 ЗК РФ регулирует отношения, возникающие по поводу приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения, лицами, имеющими данные здания, строения, сооружения в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Пункт 1 указанной статьи устанавливает исключительное право граждан и юридических лиц - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Поскольку ОАО "ГСКБ "Зерноочистка" владеет как земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, так и расположенными на этом участке четырьмя объектами недвижимости на праве собственности, то оно, с одной стороны, обязано в силу пункта 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ по собственному выбору переоформить это право на право аренды или приобрести земельный участок в собственность до 01.01.2010, а с другой стороны, имеет исключительное право на приватизацию земельного участка или приобретение права его аренды. Однако реализация Обществом исключительного права, предусмотренного пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, и исполнение установленной пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ обязанности путем приобретения испрашиваемого земельного участка в собственность возможно лишь в отсутствие на указанном земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих на праве собственности иному лицу.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается расположение на земельном участке, предоставленном Обществу на праве постойного (бессрочного) пользования, объектов недвижимости лит.Ж1, А3, А4, являющихся самовольной постройкой.
По смыслу норм статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отношении самовольной постройки право собственности может быть приобретено только путем признания судом этого права.
Доказательства того, что в отношении объектов недвижимости, записи о праве собственности на которые в ЕГРП отсутствуют, принят судебный акт, которым признано право собственности на указанные объекты недвижимости, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, поскольку единственным собственником зданий, строений, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, является ОАО "ГСКБ "Зерноочистка", то именно ему принадлежит исключительное право на приватизацию земельного участка.
В связи с этим апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности и неправомерности ссылки Департамента в письме, в котором выражен отказ в предоставлении земельного участка, на отсутствие записей в ЕГРП о регистрации прав на объекты литеры Ж1, А3 А4 (гаражи).
Довод апелляционной жалобы о правомерности указанного основания отказа, следующей из пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", был предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционный соглашается, поскольку в данном случае подлежит применению специальная норма Закона о введении в действие ЗК РФ. Кроме того, содержащаяся в пункте 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" норма не противоречит выводам суда, так как Обществу, обратившемуся с заявлением о приобретении земельного участка в собственность, принадлежат на праве собственности четыре объекта недвижимости, не являющиеся самовольными постройками и расположенные на этом земельном участке.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок необходимо обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Статья 29 закрепляет, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
На основании пункта 10 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
По смыслу норм пункта 2 статьи 7 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области", пункта 3.1.4 Постановления Правительства Воронежской области от 08.05.2009 N 365 "Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе город Воронеж, осуществляет Департамент, преобразованный в соответствии с Указом губернатора Воронежской области от 14.10.2008 N 133-у "О реорганизации исполнительных органов государственной власти Воронежской области" из Главного управления государственного имущества Воронежской области.
Исходя из этого, с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе город Воронеж, на право аренды земельных участков или о приобретении указанных земельных участков в собственность заявителям надлежит обращаться в Департамент, представляя необходимые документы.
В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Данный Перечень документов утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 и на момент обращения Общества в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка включал в себя следующие документы: 1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); 3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из ЕГРП о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); 5) выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре)); 7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителем при обращении в ДИЗО Воронежской области были представлены все необходимые документы.
При этом сообщения УФРС, на основании которых Департамент сделал вывод о наличии на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке, в Перечень документов не включены, следовательно, не являются документами, на основании которых этот орган власти должен был принимать решение о предоставлении земельного участка.
Содержащаяся в письме от 25.06.2009 N 17-4329з ссылка на непредставление заявителем выписок из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок, о правах на объекты недвижимости (лит. Л, С, К, Н, Ж, Е, Д, А, Б, А1, А2, 1, 2, 3, I, II), расположенные на этом земельном участке, и копии документов, удостоверяющих права на здания, строения, сооружения, находящиеся на приобретаемом земельном участке, в обоснование отказа является неправомерной, поскольку пункты 4 и 5 Перечня документов подразумевают альтернативу при предоставлении документов, должна быть представлена либо выписка из ЕГРП, либо копии иных документов, удостоверяющих права.
Поскольку заявителем при обращении в Департамент были представлены копии документов (свидетельств о государственной регистрации прав), удостоверяющих право собственности заявителя на объекты недвижимости, то истребование выписок из ЕГРП в отношении тех же объектов недвижимости было запрещено в силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах на основании пункта 6 статьи 36 ЗК РФ Департамент обязан был принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Следовательно, оспариваемый отказ нарушает действующее законодательство, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для признания данного бездействия незаконным. В силу части 5 статьи 201 АПК РФ вопрос об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя должен быть решен судом вне зависимости от того, заявлялось ли соответствующее требование при обращении в суд за защитой нарушенного права.
Поскольку основания для отказа в принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность, подготовке и направлении проекта договора купли-продажи отсутствовали, суд первой инстанции правомерно посчитал требования Общества подлежащими удовлетворению в полном объеме и удовлетворил их.
Учитывая изложенное выше, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют доводы, приведенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашедшие свою правовую оценку в обжалуемом судебном акте, которую апелляционная инстанция полагает правильной, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения требований заявителя. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены определения суда.
С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос о взыскании с Департамента государственной пошлины судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2009 по делу N А14-8467/2009/223/30 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
В.А. Сергуткина |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-8467/2009/223/30
Истец: ОАО "ГСКБ Зерноочистка"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6600/09