г. Воронеж |
Дело N А64-4431/09 |
19 ноября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 12.11.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.11.2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.
судей Сергуткиной В.А., Свиридовой С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Малышевой Г.А.
при участии:
от ИФНС России по г. Тамбову: представители не явились, извещены надлежащим образом; от ООО "Мясная лавка": представители не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.09.2009 г. по делу N А64-4431/09 (судья Михеева Е.И.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мясная лавка" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мясная лавка" (далее по тексту - ООО "Мясная лавка", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 289 от 22.06.2009 г.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 30.09.2009 г. по делу N А64-4431/09 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тамбову обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворив требования Инспекции ФНС России по г. Тамбову. В обоснование жалобы налоговый орган ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права. По мнению Инспекции, спорное торговое место является киоском, помещение которого обеспечивает показ и сохранность товара, киоск оборудован электричеством, закрывающимися дверями, холодильным оборудованием, а следовательно, Общество обязано применять ККТ.
Инспекция ФНС России по г. Тамбову надлежащим образом уведомленная, представителей в судебное заседание не направила. Суду представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
ООО "Мясная лавка", надлежащим образом уведомленное, представителей в судебное заседание не направило. Суду представило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей, отзыв на апелляционную жалобу.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. В порядке ст.ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей налогового органа и Общества.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.04.2009 г. Инспекцией ФНС России по г. Тамбову проведена проверка соблюдения Федерального Закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 г. "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в торговом киоске N 192, принадлежащем ООО "Мясная лавка" и расположенном на оптово-розничном рынке "Хладко" по адресу: г. Тамбов, ул. Клубная, 15.
В ходе проведения указанной проверки налоговым органом установлено, что продавец Болохонова Н.Н., работающая в ООО "Мясная лавка" продала покупателю Логвиновой Ю.В. 400 грамм колбасы "Краковской" на сумму 88 рублей. При продаже товара продавцом Болохоновой Н.Н. не был пробит и выдан кассовый чек.
По мнению Инспекции, тем самым был нарушен пункт 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации N 54-ФЗ от 22.05.2003 г. "О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте покупки (получения услуг) от 23.04.2009 г., акте рейдовой проверки от 23.04.2009 г., протоколе об административном правонарушении N 6829-3830 от 18.06.2009 г., объяснении Болохоновой Н.Н. от 23.04.2009 г.
22.06.2009 г. исполняющим обязанности руководителя Инспекции в отношении ООО "Мясная лавка" вынесено постановление N 289 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 руб.
Ссылаясь на незаконность постановления о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Тамбовской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО "Мясная лавка" события административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего.
Ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин установлена в статье 14.5 КоАП РФ.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.07.2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст.14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовых машин" неприменением контрольно-кассовой машины считается фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата.
Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами (п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ).
В силу изложенного, право на торговлю без применения контрольно-кассовой техники законодатель ставит в зависимость от места торговли, его обустроенности и способа реализации товара.
Общество на основании договора о предоставлении торгового места на розничном рынке от 17.04.2009г., заключенного с ООО "Мелкооптовый рынок Тамбовского хладокомбината" (арендодатель), арендует торговое место N 192 площадью 6 кв.м., расположенное на территории мелкооптового рынка, для торговли продовольственными товарами.
Административный орган, привлекая Общество к административной ответственности, указал, что место осуществления торговли представляет собой торговый киоск, в связи с чем отнес данное помещение к типу помещений, при осуществлении торговли которых необходимо применение контрольно-кассовой техники.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 26.1 КоАП РФ, части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия события административного правонарушения и иных обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В нарушение названных положений административным органом не доказано событие административного правонарушения. Так, согласно описанию торгового места от 30.07.2009 г., предоставленному ООО "Мясная лавка" в Арбитражный суд Тамбовской области, торговое место N 192, находящееся на территории ООО "Мелкооптовый рынок Тамбовского хладокомбината", представляет собой бокс размером 6 кв.м., который не имеет входа для покупателей, а соответственно, торгового зала для обслуживания посетителей. Внутри бокса предусмотрено место для нахождения продавца и реализуемой продукции. Условий для хранения продукции (в том числе в ночное время) не предусмотрено, холодильное оборудование отсутствует. Сделка розничной купли-продажи осуществляется через прилавок.
Договор аренды торгового места от 17.04.2009 г. не содержит полной характеристики торгового места N 192, сданного в аренду ООО "Мясная лавка".
Из имеющихся в материалах дела фотоснимков с изображением торговой точки N 192, арендуемой ООО "Мясная лавка", усматривается, что спорное торговое место представляет собой состоящий из столешницы, крыши и каркаса открытый прилавок, не обеспечивающий сохранности товара, в котором отсутствуют условия для нормального использования ККТ - стационарности, изолированности, показа товара и обеспечения его сохранности, в связи с чем, его нельзя признать обустроенным. Иного описания объекта в материалах административного дела не имеется. Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Инспекцией не доказано, что торговое место ООО "Мясная лавка" имеет признаки, позволяющие отнести его к помещению, в частности помещению, при осуществлении торговли в котором или возле которого необходимо применять контрольно-кассовую технику.
В связи с чем, арбитражный суд области пришел к правильному выводу о том, что Общество может производить наличные денежные расчеты без применения ККТ при осуществлении торговли мясными изделиями на рынке "Хладко" г. Тамбова из помещения, которое нельзя назвать обустроенным, обеспечивающим показ и сохранность товара.
Доводы налогового органа, изложенные в представленном отзыве, в основном сводящиеся к утверждению о том, что торговая точка Общества отвечает требованиям, предъявляемым к стационарным, обеспечивающем показ и сохранность товара торговым местам, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не нашли своего подтверждения в материалах дела.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования ООО "Мясная лавка" о признании незаконным и отмене постановления Инспекции ФНС России по г. Тамбову от 11.06.2009 г. N 289.
Апелляционная инстанция находит, что нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.09.2009 г. по делу N А64-4431/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Е.А.Семенюта |
Судьи |
В.А.Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4431/09
Заявитель: ООО "Мясная лавка"
Ответчик: ИФНС РФ по г Тамбову
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6572/09