Воронеж 167/8 |
N 19АП-6267/09 |
12 ноября 2009 г. |
Дело N А14-4520-2009 г. |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 ноября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Андреещевой Н. Л.,
судей Маховой Е. В., Шеина А. Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповой Е. Н.,
при участии: от ОАО ТГК N 4 в лице филиала ОАО ТГК N 4 - "Воронежская региональная генерация": Ломовой Т.В. - юрисконсульта, доверенность N 1087 от 02.03.2009 г., удостоверение N 58 от 01.10.2007 г.;
от ООО Управляющая компания "Окружное": представитель не явился, извещён надлежащим образом; от МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации городского округа г.Воронеж: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от МУП "Водоканал Воронежа": представитель не явился, извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово - казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж, г.Воронеж,
на решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.09.2009 года по делу N А14-4520-2009/167/8 (судья Малашенко А. Ю.) по иску открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N4", г. Тула, в лице филиала открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N4" - "Воронежская региональная генерация", г. Воронеж, к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Окружное", г. Воронеж, Муниципальному образованию Городской округ город Воронеж в лице Финансово - казначейского управления администрации Городского округа город Воронеж, г. Воронеж, при участии третьего лица Муниципального унитарного предприятия города Воронежа "Водоканал Воронежа", г. Воронеж, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Окружное" 314 417 руб. 47 коп. задолженности и 7 265 руб. 75 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, с Муниципального образования Городской округ город Воронеж в лице Финансово - казначейского управления администрации Городского округа город Воронеж - 963 347 руб. 25 коп. убытков,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 4" в лице филиала открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 4" - "Воронежская региональная генерация" (далее - ОАО "ТГК N4", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском (с учетом уточнения) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Окружное" (далее - ООО УК "Окружное"), Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж (далее - МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г.Воронеж) о взыскании с ООО УК "Окружное" 314 417 руб. 47 коп. задолженности за тепловую энергию по договору N8080 от 10.01.2008 г. за ноябрь - декабрь 2008 г., в том числе в сумме 173 053 руб. 37 коп. за ноябрь 2008 года, в сумме 141 364 руб. 10 коп. за декабрь 2008 года, 7 265 руб. 75 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 08.01.2009 г. по 06.04.2009 г., с МО ГО г.Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г.Воронеж 963 347 руб. 25 коп. убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы за период за ноябрь - декабрь 2008 года, в том числе в сумме 231 335 руб. 51 коп. за ноябрь 2008 года, в сумме 732 011 руб. 74 коп. за декабрь 2008 года.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 22.07.2009 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Муниципальное унитарное предприятие города Воронежа "Водоканал Воронежа" (далее - МУП "Водоканал Воронежа").
Решением от 01.09.2009 г. Арбитражный суд Воронежской области взыскал с ООО УК "Окружное" в пользу ОАО "ТГК N 4" 314 417 руб. 47 коп. задолженности за тепловую энергию по договору N 8080 от 10.01.2008 года за ноябрь-декабрь 2008 года, том числе в сумме 173 053 руб. 37 коп. за ноябрь 2008 года, в сумме 141 364 руб. 10 коп. за декабрь 2008 года, 7 265 руб. 75 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 08.01.2009 года по 06.04.2009 года и 500 руб. госпошлины; с МО ГО г.Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г.Воронеж в пользу ОАО "ТГК N 4" 963 347 руб. 25 коп. убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы за период за ноябрь-декабрь 2008 года, в том числе в сумме 231 335 руб. 51 коп. за ноябрь 2008 года, в сумме 732 011 руб. 74 коп. за декабрь 2008 года.
Не согласившись с принятым судебным актом, МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области от 01.09.2009 г., в связи с чем просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В качестве основания для отмены обжалуемого решения заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что в соответствии с частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Установление тарифов на тепловую энергию согласно положениям Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и в соответствии с нормами Федерального закона N 154-ФЗ от 28.08.1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не относится к компетенции органов местного самоуправления. При расчете задолженности ООО УК "Окружное" истец неправомерно применял тариф на тепловую энергию, установленный для населения постановлением Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008г. "О тарифах на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение". В судебное заседание апелляционной инстанции заявитель апелляционной жалобы не явился.
Представитель ОАО "ТГК N 4" доводы апелляционной жалобы отклонил по мотивам, изложенным в представленном отзыве, просил оставить решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.09.2009 г. без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик ООО УК "Окружное" и третье лицо МУП "Водоканал Воронежа" явку полномочных представителей в судебное заседание по настоящей апелляционной жалобе не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Ввиду наличия доказательств надлежащего извещения ответчиков и третьего лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей, в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителя ОАО "ТГК N 4", арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, а решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.09.2009г. - без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 10.01.2008 г. между истцом ОАО "ТГК N 4" (энергоснабжающая организация) и ответчиком ООО УК "Окружное" (абонент) был заключен договор N 8080 на отпуск тепловой энергии в горячей воде для целей отопления и горячего водоснабжения, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась поставлять (отпускать) абоненту до границы балансовой принадлежности через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления и горячего водоснабжения в объемах согласно приложению N 1 к настоящему контракту, а абонент, в свою очередь, обязался принимать (потреблять) и своевременно оплачивать тепловую энергию в соответствии с условиями 3 раздела договора.
Согласно пункту 8.1 договор N 8080 от 10.01.2008 года действует с 01.10.2007 года по 30.09.2008 года с возможностью последующей пролонгации.
Во исполнение условий вышеназванного договора истец в ноябре - декабре 2008 года поставил ответчику ООО УК "Окружное" 5010,25 Гкал тепловой энергии, 16 883,62 м3 горячей воды на общую сумму 4 388 037 руб. 38 коп.
Истцом в адрес ООО УК "Окружное" были выставлены счета - фактуры на оплату (л.д. 28 - 29).
Стоимость тепловой энергии за ноябрь - декабрь 2008 года ООО УК "Окружное" была оплачена частично, в связи с чем, у него перед истцом образовалась задолженность в сумме 314 417 руб. 47 коп.
Счет на оплату истец выставлял истцу по тарифам, установленным приказами Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области для ОАО "ТГК-4" - филиал "Воронежская региональная генерация" на 2008 года.
ООО УК "Окружное" производило оплату полученной тепловой энергии в размерах, установленных для платежей населения местным органом самоуправления.
Разница между тарифами, установленными ГУТ Воронежской области и платежами для населения, установленными органом местного самоуправления, должна финансироваться за счет местного бюджета.
Однако МО ГО г.Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г.Воронеж не возмещало истцу в полном объеме возникающие у него убытки в связи с указанной разницей между тарифами и платежами населения.
Задолженность ООО УК "Окружное" и задолженность МО ГО г.Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г.Воронеж до настоящего времени не погашена. Ссылаясь на наличие задолженности по оплате тепловой энергии, ОАО "ТГК N 4" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с рассматриваемыми исковыми требованиями (с учетом уточнений).
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В данном случае возникшие из договора N 8080 от 10.01.2008 г. правоотношения между ОАО "ТГК N 4" и ООО УК "Окружное" регулируются нормами главы 30 ГК РФ о договоре энергоснабжения, являющемся разновидностью договора купли - продажи. Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. (статья 544 ГК РФ).
Факт поставки истцом в спорный период ООО УК "Окружное" 5010,25 Гкал тепловой энергии, 16 883,62 м3 горячей воды на общую сумму 4 388 037 руб. 38 коп. подтверждается имеющимися в материалах дела ведомостями МУП "МИВЦ" (л.д. 30 - 34), и, кроме того, не оспаривался ООО УК "Окружное" в ходе рассмотрения спора.
Количество и стоимость полученной ответчиком ООО УК "Окружное" тепловой энергии подтверждаются также имеющимися в материалах дела расчетом, актами снятия данных с приборов учета тепловой энергии за заявленный период с подписями и оттисками печатей сторон.
Между тем, доказательств оплаты задолженности за заявленный период в полном объеме в установленные договором N 8080 от 10.01.2008 г. сроки ООО УК "Окружное" в ходе рассмотрения спора не представлено (статья 9 АПК РФ).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, по мнению апелляционной коллегии, пришел к правомерному выводу о взыскании с ООО УК "Окружное" в пользу истца 314 417 руб. 47 коп. задолженности за тепловую энергию по договору N 8080 от 10.01.2008 года за ноябрь-декабрь 2008 года.
В соответствии со статьей 486 ГК РФ, если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты процентов в соответствии со статьей 395 настоящего Кодекса.
Согласно статье 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Поскольку ответчик ООО УК "Окружное" не исполнило свои обязательства по оплате полученной тепловой энергии в срок, установленный договором N 8080 от 10.01.2008 года, требования истца о взыскании 7 265 руб. 75 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 08.01.2009 года по 06.04.2009 года также заявлены правомерно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Следует отметить, что расчет процентов за пользование чужими денежными средствами ответчиком ООО УК "Окружное" не оспорен, контррасчет в опровержение расчета истца не представлен.
По мнению апелляционной коллегии, судом первой инстанции правомерно отклонен довод ООО УК "Окружное" о том, что исковые требования в отношении него подлежат частичному удовлетворению.
Согласно пункту 2.4.3 договора N 8080 от 10.01.2008 года абонент вправе требовать от энергоснабжающей организации проведения перерасчета платы за отклонения от количества отпущенной тепловой энергии, предусмотренной договором. Факт отклонения фиксируется в письменной форме. При несогласии сторон составляется протокол разногласий, в котором каждая из сторон излагает свою позицию. В случае неурегулирования разногласий любая из сторон вправе обратить в суд.
В подтверждение своих доводов ООО УК "Окружное" в материалы дела не представлены доказательства составления письменных актов, подписанных обеими сторонами (статьи 9, 65 АПК РФ).
Как правильно указал арбитражный суд области, само по себе отсутствие публикации Постановления N 952 от 11.06.2002 г. "О режиме подачи питьевой воды" в печати не означает, что данное Постановление не действует, так как с 2002 года, оно фактически применялось МУП "Водоканал Воронежа" и не было в установленном порядке отменено Администрацией городского округа города Воронежа или признано судом недействительным.
Согласно пункту 1.4 Постановления N 23 от 16.06.1995 года "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления г. Воронежа" правовые акты органов местного самоуправления могут быть доведены до общего сведения (обнародованы) по телевидению, радио, разосланы государственным органам и органам местного самоуправлении, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.
Технологический процесс приготовления горячей воды не возможен без использования холодной воды, поставщиком которой в г. Воронеже является МУП "Водоканал Воронежа". Без холодной воды, поставляемой ОАО "ТГК N -4" третьим лицом, исполнение обязательств истцом невозможно.
График подачи горячей воды соответствует пункту 1.4.2 договора N 8080 от 10.01.2008 года.
Довод ООО УК "Окружное" о том, что ОАО "ТГК N -4" ежедневно нарушался режим подачи горячей воды с 24:00 до 06:00 со ссылкой на подтверждение данного факта ответом от 13.08.2009 года о подаче воды по графику муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж, также правомерно отклонен арбитражным судом области, поскольку данный ответ не является безусловным доказательством, подтверждающим указанные обстоятельства.
В письме от 13.08.2009 года третье лицо МУП "Водоканал Воронежа" лишь говорит о том, что не может дать пояснения по вопросу графика подачи тепловой энергии в горячей воде, так как не подает тепловую энергию в горячей воде, а также не подает горячую воду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчета за поставленную тепловую энергию определен разделом 3 договора N 8080 от 10.01.2008 г.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 3.1 вышеназванного договора расчеты за принятую тепловую энергию осуществляются абонентом по тарифам, утвержденным Главным управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области.
В соответствии с пунктом 3.4 указанного договора абонент оплачивает стоимость полученной тепловой энергии в полном объеме в следующем порядке:
- за счет платежей населения не позднее 20 числа следующего за расчетным месяцем, путем перечисления денежных средств через МУП "МИВЦ" на расчетный счет энергоснабжающей организации на основании тарифов, утвержденных Постановлением Главы городского округа г. Воронеж "О плате граждан за услуги по отоплению и горячему водоснабжению", при этом возмещение затрат по выпадающим доходам, субсидиям и льготам, предоставляемым населению, производится из средств соответствующего бюджета МУП "МИВЦ" в соответствии с постановлением Муниципального Совета N 199-11 от 23.12.1997г.
- за счет возмещения Муниципальным образованием городской округ город Воронеж из средств местного бюджета разницы между полной стоимостью фактически отпущенной тепловой энергии и платежами населения (межтарифная разница), производимого на основании оформленных абонентом документах в следующих объемах и сроки: 50% до 20 числа месяца, следующего за расчетным, 50% до 30 числа месяца, следующего за расчетным (окончательный расчет).
Таким образом, в соответствии с разделом 3 договора N 8080 от 10.01.2008 г. источниками оплаты потребленной тепловой энергии являются платежи населения, средства по возмещению льгот населению, субсидии, средства по возмещению межтарифной разницы.
Как подтверждается материалами дела, истец выставлял ООО УК "Окружное" счета на оплату тепловой энергии по тарифам, установленным решениями Правления главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области для ОАО "ТГК N 4".
Решениями ГУТ Воронежской области N 30/1 от 15.11.2007 года и N 31/9 от 21.11.2007 года для ОАО "ТГК N4" при расчете с управляющими компаниями установлен тариф в размере 47,64 рублей за 1 м3 и 581,52 рублей за 1Гкал.
Между тем, ООО УК "Окружное" производило оплату полученной тепловой энергии по тарифам, установленным для населения города Воронежа постановлениями Главы городского округа город Воронеж.
Действовавшие в спорный период времени тарифы на централизованное отопление и горячее водоснабжение для населения были установлены Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение".
Согласно указанному постановлению Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 тариф на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление составляет 686,19 рублей за 1Гкал и 42,76 рублей за 1 м3 горячей воды.
Таким образом, тарифы, установленные решениями ГУТ Воронежской области N 30/1 от 15.11.2007 года и N 31/9 от 21.11.2007 года, превышали тарифы, установленные для населения постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427.
В соответствии с постановлением Муниципального совета г. Воронежа от 23.12.1997 года N 199-11 "Об утверждении новой редакции единого платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальные услуги" и Решением Воронежской городской думы от 28.05.2008 года N 147-11 МУП "МИВЦ" является лицом, производящим формирование платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальные услуги населением (с учетом льгот), начисляющим подлежащие уплате платежи и перечисляющим денежные средства поставщикам коммунальных услуг.
Как следует из расчета суммы задолженности и информации МУП "МИВЦ", за спорный период 2008 года оплата за потребленную тепловую энергию поступала истцу за счет платежей населения, возмещения льгот, перечисления межтарифной разницы ФКУ.
Из расчета ОАО "ТГК N 4" и данным МУП "МИВЦ" следует, что неоплаченная сумма разницы между фактической стоимостью оказанных услуг и суммой, начисленной к оплате населению (межтарифная разница), составила 963 347 руб. 25 коп.
На основании части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В рассматриваемом случае ООО УК "Окружное" является управляющей компанией, осуществляющей в соответствии со статьями 161, 162 ЖК РФ по решению собственников полномочия по управлению жилым фондом.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 года, под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктами 3, 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 года размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, в рамках спорных правоотношений следует, что управляющая организация не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов многоквартирного жилого дома. Следовательно, соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами или ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, управляющая организация должна оплачивать такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Предъявляемая населению ООО УК "Окружное" стоимость потребленной тепловой энергии и горячей воды производилась МУП "МИВЦ" с учетом тарифов для населения, установленных постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427.
19.12.2008 года решением суда Центрального района города Воронежа, вступившим в законную силу, постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" признано недействующим со дня его принятия.
В своем решении суд указал, что согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 г., установлен аналогичный порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе за теплоснабжение.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Закон субъекта о передаче полномочий по установлению тарифов органам местного самоуправления принят не был.
Во исполнение решения суда Центрального района города Воронежа от 19.12.2008 года постановлением Главы городского округа город Воронеж N 18 от 19.01.2009 года признано недействующим постановление Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008 года "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение".
27.01.2009 года решение суда Центрального района г. Воронежа от 19.12.2008 года и постановление Главы городского округа город Воронеж N 18 от 19.01.2009 года были опубликованы в газете "Берег".
Таким образом, в спорный период МУП "МИВЦ", руководствуясь постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение", осуществляло централизованное начисление населению стоимости потребленной тепловой энергии для целей отопления и горячей воды исходя из тарифов на тепловую энергию 686,19 рублей за 1Гкал и 42,76 рублей за 1 м3 горячей воды, а не согласно тарифам, установленным решениями ГУТ Воронежской области N 30/1 от 15.11.2007 и N 31/9 от 21.11.2007 для ОАО "ТГК-4" при расчете с товариществами собственников жилья в размере 47,64 рублей за 1 м3 и 581,52 рублей за 1Гкал.
Из смысла пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что правом на возмещение убытков, образовавшихся из-за неисполнения публично-правовым образованием своей обязанности по возмещению разницы в тарифах на коммунальные услуги, с публично-правового образования обладает поставщик коммунальных услуг.
Статья 15 ГК РФ устанавливает, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из смысла указанных правовых норм следует, что общие условия возникновения обязательства из причинения вреда включают в себя помимо факта неправомерного действия одного лица и наличия вреда у другого лица, как следствия неправомерного действия, в качестве необходимого основания также вину причинителя вреда и причинную связь между неправомерными действиями и наступившим вредом.
Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Положением о Финансово-казначейском управлении администрации городского округа город Воронеж, утверждённым распоряжением главы городского округа город Воронеж от 02.06.2008 года N 325-р, предусмотрено, что Финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа (пункт 1.1.).
Таким образом, поскольку вступившим в законную силу решением суда Центрального района города Воронежа от 19.12.2008 г., имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, признаны неправомерными действия исполнительного органа муниципального образования городской округ город Воронеж по установлению для граждан тарифов постановлением Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008 г. "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение", суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу ОАО "ТГК-4" убытков в сумме 963 347 руб. 25 коп., причиненных незаконными действиями органа местного самоуправления по установлению тарифов для населения.
Доказательств, подтверждающих перечисление МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж платежей по возмещению межтарифной разницы поставщику или управляющей компании, в материалы дела не представлено.
При этом судом первой инстанции правомерно не приняты во внимание возражения МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж и МУП "МИВЦ" по определению объема поставленной энергии, поскольку указанными лицами расчет энергии произведен без учета методики, согласованной сторонами в договоре N 6996 от 01.09.2007 г.
Также судом первой инстанции правомерно отклонен довод ответчика МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж о том, что орган местного самоуправления нарушил действующее законодательство, так как не имел права устанавливать тарифы на тепловую энергию для населения и, соответственно, третье лицо неправомерно применяло данные тарифы.
Как правильно указал арбитражный суд области, именно действия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по установлению тарифов (нормативов) потребления и стоимости коммунальных услуг для населения, в том числе тепловой энергии, в размере меньшем, чем тариф, установленный ГУТ Воронежской области, привели к возникновению межтарифной разницы и, соответственно, убытков у истца.
Подтверждением того, что органы местного самоуправления городского округа город Воронеж представляли последствия своих действий в виде возникновения межтарифной разницы, является издание различных нормативных правовых актов, в том числе постановления от 23.09.2008 года N 1225 главы городского округа город Воронеж "О порядке предоставления субсидий на возмещение межтарифной разницы ресурсоснабжающим организациям за коммунальные ресурсы".
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что истец неправомерно при расчете задолженности ООО УК "Окружное" применил тариф, установленный для населения постановлением главы городского округа г. Воронеж, о необходимости применения ООО УК "Окружное" при расчетах с истцом тарифов, установленных для поставщика ГУТ Воронежской области, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, как необоснованные.
В спорный период, до вступления в законную силу решения суда Центрального района города Воронежа, постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" являлось действующим, и, соответственно, подлежащим применению.
Материалами дела установлено, что сторонами по делу фактически учитывались установленные муниципальным органом тарифы при расчете сумм, предъявляемых населению.
Население оплачивало потребленную энергию по указанным тарифам.
Иных убедительных аргументов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
По мнению апелляционной коллегии, при принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 01.09.2009 г. и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 1 сентября 2009 года по делу N А14-4520-2009/167/8 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Н. Л. Андреещева |
Судьи |
Е. В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4520/2009/167/8
Истец: ОАО ТГК N4
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Окружное", МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации городского округа г. Воронеж
Третье лицо: МУП "Водоканал Воронежа"