г.Воронеж |
Дело N А48-4199/2009 |
17 ноября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 03.11.2009
Постановление в полном объеме изготовлено 17.11.2009.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А., Сергуткиной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в лице Территориального управления в Орловской области: представители не явились, извещены надлежащим образом;
от ООО "АгроСнабжение": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АгроСнабжение" на решение арбитражного суда Орловской области от 03.09.2009 по делу N А48-4199/2009 (судья Капишникова Т.И.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АгроСнабжение" к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора в лице Территориального управления в Орловской области об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АгроСнабжение" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора в лице Территориального управления в Орловской области (далее также - ответчик, ТУ Росфиннадзора в Орловской области) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 07.08.2009 N 54-09/114, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. (с учетом уточненных требований).
Решением арбитражного суда Орловской области от 03.09.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано. Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Полагает недоказанной вину общества в совершении вменяемого административного правонарушения. Полагает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доводам заявителя.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ТУ Росфиннадзора в Орловской области указывает на законность и обоснованность обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции по делу. С доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам несостоятельности. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора - без удовлетворения. Дело рассматривалось арбитражным апелляционным судом в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещённых о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены оспариваемого решения суда.
Как установлено судом, Общество с ограниченной ответственностью "АгроСнабжение" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1075753001070, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии 57 N 000983830, копией выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.08.2009г. N 05-59/24450 (Т.1 л.д.44-49, 51).
Как следует из материалов дела, ООО "АгроСнабжение", Россия - покупатель (резидент) при осуществлении внешнеэкономической деятельности по импортной сделке с ОАО "Бобруйскагромаш", Р.Беларусь - продавец (нерезидент) заключило контракт от 02.10.2008г. N 841, по которому продавец изготовит и поставит покупателю полуприцеп самосвальный ПСТ - 6 в количестве 2 единиц на сумму 310 230 руб. (Т.1 л.д.38-40).
Оплата за продукцию - предварительная 100% до 01.11.2008г. В случае неоплаты в указанный срок контракт считается неисполненным (п.2.2).
Валюта платежа - российский рубль. Оплата осуществляется банковским переводом на расчетный счет продавца (2.3).
Срок поставки - в течение 30 дней с момента предварительной оплаты (п.2.4).
Поставка и приемка продукции осуществляется согласно Положению о поставках товаров в Республике Беларусь от 08.07.1996г. N 444, Положению о приемке товаров по количеству и качеству от 26.04.1996г. N 285 и иными законодательными актами (п.2.6).
Поставка продукции - на условиях FCA г.Бобруйск, согласно Инкотермс-2000 (п.3.1).
Продукция вывозится с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации (п. 3.2).
Товар считается сданным одной стороной и принятым другой стороной по качеству - согласно качеству, указанному в соответствующих документах, по количеству - согласно количеству мест, указанных в накладной (п.5.1).
Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного его исполнения (п.10.1).
В уполномоченном банке - Орловском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк" по данному контракту резидентом - ООО "АгроСнабжение" 03.10.2006г. был открыт паспорт сделки N 08100001/3349/0010/2/0 (Т.1 л.д.117-118).
Согласно товарно-транспортной накладной от 28.10.2008г. серии ЭФ N 0436451, международной товарно-транспортной накладной (СМR) от 28.10.2008г. серии УН N 0072635 резидентом - ООО "АгроСнабжение" был получен товар от нерезидента - ОАО "Бобруйскагромаш" на сумму 310 230 руб., что подтверждается сведениями раздела III "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля по паспорту сделки N 08100001/3349/0010/2/0 (Т.1 л.д.41-42, 111-114).
Доставка товара по контракту от 02.10.2008г. N 841 была осуществлена перевозчиком - ОДО "Белэкс-Логистик" по заключенному ранее резидентом -ООО "АгроСнабжение" договору транспортной экспедиции от 23.05.2008г. N 80523/2, о чем составлен акт о выполненных перевозках грузов автотранспортом от 28.10.2008г. (Т.2 л.д.43-46).
Документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации, и справка о подтверждающих документах представлены ООО "АгроСнабжение" в банк паспорта сделки - Орловский региональный филиал ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" 10.12.2008г. (Т.2 л.д.31).
В ходе проверки информации, поступившей от Центрального банка РФ в соответствии с Положением о порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, утвержденным Центральным банком РФ 20.07.2007г. N 308-П (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.08.2007 N 9957), а также от уполномоченного банка - Орловского регионального филиала (ОАО) "РОССЕЛЬХОЗБАНК", Территориальным управлением Росфиннадзора в Орловской области было выявлено нарушение ООО "АгроСнабжение" требований п.п.2.2, 2.4 Положения от 01.06.2004г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", о чем специалистом 1 разряда Гречишниковой А.А. составлен протокол от 23.07.2009г. N 54-09/114 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч.6 ст.15.25. КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии законного представителя юридического лица - директора ООО "АгроСнабжение" Медведевских С.А. и защитника - Иванниковой О.И., которым были разъяснены предусмотренные КоАП РФ права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (законного представителя юридического лица), а также защитника указанного лица, вручена копия протокола, что подтверждается соответствующими отметками и подписями в протоколе и приложениях к нему (Т.1 л.д.106-110, 138-144).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении ООО "АгроСнабжение" временно исполняющим обязанности руководителя Территориального управления Росфиннадзора в Орловской области Матвейчевой Л.Н. было вынесено постановление от 07.08.2009г. N 54-09/114 о назначении административного наказания, которым Общество привлечено к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. Рассмотрение дела осуществлялось в присутствии Иванниковой О.И. -защитника надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела юридического лица - ООО "АгроСнабжение" (его законного представителя), о чем свидетельствуют представленные в материалы настоящего дела копии определения от 23.07.2009г. N 54-01-19-09/1228 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, определения от 30.07.2009г. N 54-01-19-09/1274 об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, протоколов рассмотрения дела об административном правонарушении от 30.07.2009г., 07.08.2009г. с подписями соответствующих лиц. Постановление от 07.08.2009г. N 54-09/114 о назначении административного наказания направлено в адрес заявителя посредством почтовой связи 10.08.2009г. и было получено им 14.08.2009г., что подтверждается копиями почтовой квитанции и уведомления о вручении (Т.1 л.д.145-147, Т.2 л.д.1-10, 13-27).
Не согласившись с постановлением Территориального управления Росфиннадзора в Орловской области от 07.08.2009г. N 54-09/114 о назначении административного наказания, ООО "АгроСнабжение" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что арбитражный суд Орловской области при рассмотрении данного спора правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, правильно установил фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку и обосновал свои выводы нормами законодательства.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
При возбуждении дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления от 07.08.2009г. N 54-09/114 Территориальное управление Росфиннадзора в Орловской области действовало в пределах полномочий, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Указом Президента РФ от 09.03.2004г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Постановлениями Правительства РФ от 08.04.2004г. N 198 "Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора", от 15.06.2004г. "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора", Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным приказом Минфина РФ от 11.07.2005г. N 89н, Положением о территориальном управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области, утвержденным Приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 28.06.2006г. N 62, ст.23.60, ч.1, п.80 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ.
Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 10.12.2003г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу п.3 ст.23 Федерального закона от 10.12.2003г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается: 1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, - Правительством Российской Федерации; 2) для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, а также осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций установлен Положением Центрального Банка РФ от 01.06.2004г. N 258-П (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.06.2004г. N 5848).
В соответствии с п.2.1 Положения Центрального Банка РФ от 01.06.2004г. N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (п.2.2).
Согласно п.2.4 Положения Центрального Банка РФ от 01.06.2004г. N 258-П резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
Статьей 25 Федерального закона от 10.12.2003г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции о доказанности состава вменяемого Обществу административного правонарушения. Тот факт, что груз, указанный в п.1 заключенного ООО "АгроСнабжение" и ОАО "Бобруйскаргомаш" контракта от 02.10.2008г. N 841, был ввезен на территорию Российской Федерации 28.10.2008г., заявителем не оспаривается (протокол судебного заседания от 03.09.2009г. - Т.2 л.д.75) и подтверждается материалами дела.
В соответствии с п.3.1 контракта от 02.10.2008г. N 841 поставка продукции осуществляется на условиях FCA г.Бобруйск согласно Инкотермс-2000.
FCA "Free Carrier" ("Франко-перевозчик") означает, что продавец доставляет товары, очищенные для экспорта, перевозчику, указанному покупателем, в указанное место. Избранное место доставки влияет на обязательства по погрузке и разгрузке товаров в этом месте. Если доставка производится в помещениях продавца, продавец несет ответственность за погрузку. Если доставка производится в любое другое место, то продавец не отвечает за разгрузку.
"Перевозчик" означает любое лицо, которое по контракту перевозки осуществляет или обязуется осуществить перевозку по железной дороге, автомобильной дороге, по воздуху, морю, внутренним водным путям или смешанным видом транспорта.
Если покупатель назначает лицо иное, чем перевозчик, для получения товаров, то продавец считается выполнившим свое обязательство по доставке товаров, когда они доставлены этому лицу.
Продавец обязан доставить товары перевозчику или иному лицу, указанному покупателем, или избранному продавцом в указанное место на дату или в период, согласованный для доставки.
Доставка считается выполненной: а) если обозначенное место является помещениями продавца, когда товары погружены на средство транспорта, предоставленное перевозчиком, назначенным продавцом или иным лицом, действующим от его имени; б) если указанное место является иным, чем предусмотренное в п."а", когда неотгруженные с транспортного средства продавца товары предоставляются в распоряжение перевозчика или иного лица, назначенного покупателем, или избранного продавцом.
Если определенный пункт не был согласован в названном месте, и если имеется несколько подходящих пунктов, то продавец может избрать пункт в месте доставки, который лучше отвечает его цели.
При отсутствии четких инструкций от покупателя продавец может доставить товары для перевозки так, как этого требует средство транспорта и/или количество, и/или характер товара.
Покупатель должен принять доставленные товары, если они были доставлены в соответствии с вышеуказанными требованиями.
Продавец обязан нести все риски, утраты или повреждения товаров до того времени, как они были доставлены.
Покупатель должен нести все риски по утрате или повреждению товаров: с момента, когда они были доставлены и с согласованной даты или с даты истечения любого согласованного времени для доставки, которое является результатом как его отказа назначить перевозчика или иное лицо, так и вследствие того, что перевозчик или сторона, назначенная покупателем, не принимает товары в свое распоряжение в согласованное время или покупатель не направляет соответствующее сообщение, при условии, однако, что товары надлежаще соответствуют контракту, то есть определенно обозначены или иным образом идентифицированы как товары по контракту.
Продавец должен надлежащим образом сообщить покупателю, что товары доставлены. Если перевозчик не принимает доставку в согласованное время, то продавец, соответственно, должен сообщить об этом покупателю.
Продавец должен предоставить покупателю за свой счет обычное доказательство доставки товаров.
Если документ, указанный в предыдущем параграфе, не является транспортным документом, то продавец должен оказать покупателю по просьбе последнего и за его счет и риск любую помощь в получении транспортного документа по контракту перевозки (например, оборотный коносамент, необоротная морская накладная, документ о перевозке по внутренним водным путям, воздушная накладная, железнодорожная транспортная накладная, автомобильная транспортная накладная или документ мультимодального транспорта).
В силу п.3.1 контракта от 02.10.2008г. N 841, а также содержания избранных его сторонами условий поставки (FCA г.Бобруйск) обязанности по поставке товара были исполнены ОАО "Бобруйскаргомаш" путем его передачи перевозчику - ОДО "Белэкс-Логистик", с которым ООО "АгроСнабжение" заключило договор транспортной экспедиции от 23.05.2008г. N 80523/2.
В связи с отменой таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.05.1995г. N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" оформление грузовой таможенной декларации при перемещении товаров между этими государствами не производится, следовательно, в качестве документа, содержащего необходимые сведения о факте ввоза товара по внешнеторговому контракту, является любой товаросопроводительный (товарораспорядительный) и иной документ, подтверждающий ввоз товаров на территорию Российской Федерации.
Ввоз товара на территорию Российской Федерации подтверждается документами, которыми оформлялся факт доставки (ввоза) на территорию Российской Федерации товара и его прием покупателем - ООО "АгроСнабжение" от перевозчика - ОДО "Белэкс-Логистик".
В материалы настоящего дела представлены копии международной товарно-транспортной накладной (СМR) серии УН N 0072635, а также акта о выполненных перевозках грузов автотранспортом, которые в подтверждение факта надлежащего выполнения перевозчиком услуг, то есть, доставки (ввоза) груза на территорию Российской Федерации и его получения заявителем были оформлены и подписаны со стороны ООО "АгроСнабжение" 28.10.2008г. (Т.1 л.д.42, Т.2 л.д.46).
Указание лицом, осуществлявшим прием груза со стороны ООО "АгроСнабжение", в международной товарно-транспортной накладной (СМR) серии УН N 0072635 даты приема груза - 28.10.2009г. с учетом иных имеющихся в деле материалов и доказательств в их совокупности свидетельствует о допущении данным лицом ошибки (описки), что заявителем не оспаривается (протокол судебного заседания от 03.09.2009г. - Т.2 л.д.75). Для признания данного документа недействительным по причине указанной ошибки, содержащейся в экземпляре заявителя, у суда оснований не имеется, так как доказательства того, что контрагентами Общества (продавцом - ОАО "Бобруйскагромаш" и перевозчиком - ОДО "Белэкс-Логистик") заявлялось о пороках СМR серии УН N 0072635 в материалах дела отсутствуют, заявителем не представлены все оформленные в ходе исполнения сделки экземпляры указанной международной товарно-транспортной накладной, в том числе находящиеся у поставщика и перевозчика, в связи с чем оценить их на предмет надлежащего составления не представляется возможным. В соответствии с п.5 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" ООО "АгроСнабжение" вправе внести необходимые исправления в СМR.
Согласно п.1 ст.513 ГК РФ покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.
Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.
Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика (п.2 ст.513 ГК РФ).
В соответствии с п.3 ст.513 ГК РФ в случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.
Согласно п.1 Инструкции по заполнению товарно-транспортной накладной (форма ТТН-1), утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.05.2001г. N 53, товарно-транспортная накладная является документом строгой отчетности и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется с участием автомобильного транспорта, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы. Она служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.
Грузоотправителям запрещается предъявлять, перевозчикам - принимать к перевозке, а грузополучателям - принимать грузы, не оформленные товарно-транспортными накладными.
Товарно-транспортная накладная подлежит применению всеми юридическими лицами независимо от формы собственности и индивидуальными предпринимателями республики.
В соответствии с п.3 Инструкции по заполнению товарно-транспортной накладной (форма ТТН-1) товарно-транспортная накладная выписывается грузоотправителем в минимальном количестве, как правило, в четырех экземплярах: первый, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя (экспедитора), вручаются водителю (экспедитору), причем первый сдается водителем (экспедитором) грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза; второй остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей; третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и грузополучателя, сдаются перевозчику.
Третий, служащий основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. Грузоотправитель при необходимости может выписывать дополнительные экземпляры товарно-транспортных накладных.
Статьей 5 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, 1956г., участниками которой являются и Российская Федерация, и Республика Беларусь, установлено, что накладная составляется в трех оригиналах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика.
В том случае, когда подлежащий перевозке груз должен быть погружен на различные автомобили или же когда речь идет о различного рода грузах или о различных партиях грузов, отправитель или перевозчик имеет право требовать составления такого количества накладных, которое соответствует количеству используемых автомобилей или количеству подлежащих перевозке разных грузов или партий грузов.
В соответствии со ст.9 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, 1956г. накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятия груза перевозчиком.
При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной.
Правила документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности установлены Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Роскомторга от 10.07.1996г. N 1-794/32-5.
Согласно п.2.1.1 Методических рекомендаций порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями, условиями поставки, договорами купли - продажи и инструкциями о порядке приемки товаров народного потребления по количеству, качеству и комплектности.
Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом -фактурой) (п.2.1.2).
В соответствии с п.2.1.3 Методических рекомендаций оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной накладной, счете -фактуре, счете и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.
Приемка товаров по количеству в торговой организации предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах, в соответствии с "Инструкцией о порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по количеству", утвержденной Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.65 N П.6 и Гражданским кодексом РФ, а при приемке их по качеству и комплектности -требованиям к качеству товаров, предусмотренных в договоре.
Если количество и качество товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет - фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество или качество поступивших товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации (п.2.1.5).
В силу п.2.1.10 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.1996г. N 1-794/32-5, условия приемки импортных товаров по количеству и качеству устанавливаются в договорах с иностранными поставщиками. Если порядок и сроки приемки товаров не были специально оговорены в договоре, то необходимо руководствоваться "Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составление и направления рекламационных актов", утвержденной Госарбитражем СССР 15.10.1990г.
Пунктом п.2.6 контракта от 02.10.2008г. N 841, заключенного ООО "АгроСнабжение" и ОАО "Бобруйскагромаш", установлено, что поставка и приемка продукции осуществляется согласно Положения о поставках товаров в Республике Беларусь N 444 от 08.07.1996г., Положения о приемке товаров по количеству и качеству N 285 от 26.04.1996г. и иными законодательными актами.
В соответствии с п.5 Положения о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26.04.1996г. N 285, при приемке товара от перевозчика покупатель в соответствии с законодательством, действующими на транспорте правилами перевозок грузов и договором о перевозке товара обязан проверить: исправность транспортного средства и тарного места, наличие на них пломб отправителя или пункта отправления и оттиски на этих пломбах, маркировку груза; соответствие наименования товара и транспортной маркировки на нем данным, указанным в сопроводительных транспортных документах.
Кроме того, покупатель обязан: осмотреть товар; проверить соблюдение сроков доставки и установленных правил перевозки товара, обеспечивающих предохранение его от повреждения и порчи; принять от перевозчика товар по количеству мест или весу во всех случаях, предусмотренных законодательством, правилами, действующими на транспорте, или договором; требовать от перевозчика соответствующей отметки на транспортном документе в случае выдачи груза без проверки количества мест, веса и состояния товара или тарных мест; требовать от перевозчика отметки на товарно-транспортной накладной и составления акта, если устанавливаются повреждение, порча товара или несоответствие данным о нем, указанным в товарно-транспортной накладной, а также если это предусмотрено действующими на транспорте правилами. При необоснованном отказе перевозчика от составления акта или проставления указанной отметки покупатель вправе обжаловать этот отказ в соответствии с действующими на транспорте правилами и производить приемку товара в порядке, предусмотренном настоящим Положением (п.6).
Согласно п.9 Положения о приемке товаров по количеству и качеству покупатель производит приемку товара по количеству и качеству самостоятельно, за исключением случаев, указанных в настоящем Положении.
Покупатель может производить приемку товара по количеству и качеству на складе покупателя, на складе продавца или в ином месте в соответствии с условиями договора.
В соответствии с п.10 Положения о приемке товаров по количеству и качеству приемка товара по количеству и качеству производится в соответствии с обязательными требованиями нормативно-технической документации и другими обязательными правилами.
Приемка товара также осуществляется в соответствии с данными, указанными в маркировке и сопроводительных, транспортных документах, удостоверяющих количество и качество поставляемого товара (счетах-фактурах, спецификациях, описях, упаковочных ярлыках, технических паспортах, сертификатах соответствия, удостоверениях о качестве и других), а также в соответствии с условиями договора. В случае отсутствия указанных документов или некоторых из них приемка товара не приостанавливается, если иное не предусмотрено договором, а при составлении акта в нем указываются недостающие документы, влияющие на приемку товара по количеству и качеству.
Приемка товара по количеству и качеству, как правило, должна производиться непрерывно (п.11).
Учитывая вышеизложенное, перевозчик - ОДО "Белэкс-Логистик" должен был располагать транспортно-сопроводительной документацией (оригиналами соответствующих документов) на перевозимый товар и документами, свидетельствующими о качестве товара, на основании которых должен был производиться прием-передача груза и его оприходование получателем -ООО "АгроСнабжение".
Из содержания акта о выполненных перевозках грузов автотранспортом от 28.10.2008г. (Т.2 л.д.46) следует, что маршрут движения перевозчика: Бобруйск - Орел - Калужская область, д.Нехочи, чем опровергается довод заявителя о том, что груз, минуя г.Орел, направлялся непосредственно конечному покупателю.
Согласно данным, указанным ООО "АгроСнабжение" в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Т.2 л.д.53), товар был принят на учет (оприходован) 28.10.2008г., что свидетельствует о его проверке по количеству и качеству и наличии соответствующих первичных учетных документов. Доказательств составления акта о приостановлении приемки товара ввиду отсутствия необходимых документов либо акта об отсутствии указанных документов (п.10 Положения о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26.04.1996г. N 285) заявителем не представлено.
Имеющимися в деле доказательствами - копиями товарной накладной от 29.10.2009г. N 459, счета-фактуры от 29.10.2008г. N 459, акта приема-передачи от 29.10.2009г. N 459 (Т.2 л.д.47-49) подтверждается, что уже 29.10.2008г. товар был передан конечному покупателю - Колхозу имени Крупской (Калужская область, Хвастовичский район, д.Нехочи) и принят им по количеству и качеству без претензий, что также свидетельствует о надлежащем качестве и количестве товара и наличии всех необходимых товаросопроводительных и иных подтверждающих документов.
При оценке позиции заявителя, согласно которой все вышеуказанные операции осуществлялись им и его контрагентами при отсутствии надлежащим образом оформленных и подписанных обеими сторонами сделки документов, арбитражный суд первой инстанции обоснованно учел, что, действуя подобным образом, ООО "АгроСнабжение" должно нести риск наступления негативных последствий.
Кроме того, оригинал товарно-транспортной накладной, направленный перевозчиком - ОДО "Белэкс-Логистик" в адрес ООО "АгроСнабжение" в ноябре 2008 г., может согласно п.3 Инструкции по заполнению товарно-транспортной накладной (форма ТТН-1), утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.05.2001г. N 53, являться третьим экземпляром товарно-транспортной накладной, служащим для расчетов и высылаемым плательщику - заказчику автотранспорта.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что груз, указанный в п.1 заключенного ООО "АгроСнабжение" и ОАО "Бобруйскаргомаш" контракта от 02.10.2008г. N 841, был ввезен на территорию Российской Федерации 28.10.2008г., документы, подтверждающее данное обстоятельство, также были оформлены 28.10.2008г.
С учетом изложенного, а также требований п.п.2.2., 2.4 Положения Центрального Банка РФ от 01.06.2004г. N 258-П подтверждающие документы и справка о подтверждающих документах должны были быть представлены ООО "АгроСнабжение" в уполномоченный банк в срок не позднее 15.11.2008г.
Фактически указанные документы и справка были представлены в Орловский региональный филиал (ОАО) "РОССЕЛЬХОЗБАНК" 10.12.2008г., то есть, с нарушением срока, установленного п.2.4 Положения Центрального Банка РФ от 01.06.2004г. N 258-П, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств существования юридических препятствий для своевременного предоставления необходимых сведений ООО "АгроСнабжение" не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит. По сути, заявитель апелляционной жалобы лишь выражает несогласие с принятым по делу судебным актом, приводимые доводы не опровергают выводы суда первой инстанции и получили с его стороны надлежащую, всестороннюю и глубокую правовую оценку.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ). При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда Орловкой области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Орловской области от 03.09.2009 по делу N А48-4199/2009 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АгроСнабжение" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок.
Председательствующий судья |
Миронцева Н.Д. |
Судьи |
Семенюта Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-4199/2009
Заявитель: ООО "АгроСнабжение"
Ответчик: ТУ федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской обл
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5947/09