г. Киров |
30 октября 2009 года |
|
Дело N А29-4039/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Метелевой Е.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Урманчеева А.В., действующего на основании доверенности от 12.10.2009, представителя заинтересованного лица: Кызьюровой Н.А., действующей на основании доверенности от 12.10.2009, Фроловой Н.В., действующей на основании доверенности от 23.12.2008 N 03-46,
представителя Управления: Кондрашовой А.В., действующей на основании доверенности от 14.01.2009 N 05-16/3,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Удорская тепловая компания"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2009
по делу N А29-4039/2009, принятое судом в составе судьи Гайдак И.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Удорская тепловая компания"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Коми, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми,
о признании частично незаконным решения Инспекции от 28.01.2009 N 10-23/27, в редакции решения Управления от 24.03.2009 N 110-А,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Удорская тепловая компания" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) и Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее - Управление, вышестоящий налоговый орган) о признании частично незаконным решения от 28.01.2009 N 10-23/27, в редакции решения Управления от 24.03.2009 N 110-А.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2009 в удовлетворении заявленных требований открытому акционерному обществу "Удорская тепловая компания" отказано.
Открытое акционерное общество "Удорская тепловая компания" с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить принятое судом первой инстанции решение, признать недействительным решение налогового органа в обжалуемой части.
По мнению открытого акционерного общества "Удорская тепловая компания", при вынесении решения суд первой инстанции не принял во внимание тот факт, что денежные средства в размере 10 840 537 рублей были получены в порядке субсидирования выпадающих доходов от реализации гражданам коммунальных услуг за 1 квартал 2007 года, в платежных поручениях на перечисление бюджетных средств указано "без НДС". Общество считает, что налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость должна быть определена без учета субсидий, предоставляемых бюджетом муниципального образования.
Налогоплательщик указывает, что установление органами местного самоуправления льгот по оплате услуг, оказываемых Обществом, является правомерным и соответствует пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления". Общество также обращает внимание на отсутствие его вины во вменяемых ему налоговых правонарушениях, поскольку необходимость реализации услуг населению по установленным ценам следует из решений Совета муниципального района "Удорский" от 20.12.2006 N 33-5, от 17.05.2007 N 3-2, постановления Главы муниципального района "Удорский" от 24.05.2007 N 211, которые не были оспорены или отменены и подлежали обязательному исполнению на территории муниципального образования.
Инспекция в отзыве против доводов апелляционной жалобы возразила, указав на законность и обоснованность принятого судебного акта, поясняет, что государственное регулирование цен распространяется на тепловую энергию, органом исполнительной власти, осуществляющим такое регулирование на территории Республики Коми, является Служба Республики Коми по тарифам. Органы местного самоуправления, по мнению Инспекции, не наделены полномочиями по установлению тарифов на коммунальные услуги. Также налоговый орган полагает, что Общество не может быть освобождено от ответственности за совершение налоговых правонарушений, поскольку нормативные акты органов местного самоуправления не относятся к законодательству, регулирующему налоговые правоотношения, и не являются разъяснениями по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, в связи с чем основания для применения пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу, поддерживает доводы Инспекции, указывает, что установление органом местного самоуправления специальных тарифов на тепловую энергию не может быть отнесено к государственному регулированию цен, в связи чем положения пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат применению в рассматриваемой ситуации, а сумма поступившей субсидии должна быть включена в налоговую базу при исчислении налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку эта сумма получена в счет увеличения доходов ОАО "Удорская тепловая компания" и связана с оплатой реализованных услуг.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё.
В судебном заседании апелляционного суда 15.10.2009 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 22.10.2009 до 9 часов 40 минут, о чем представители сторон извещены надлежащим образом.
После перерыва Общество и Управление явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Представители Инспекции поддерживают свою позицию относительно спора.
В судебном заседании апелляционного суда 22.10.2009 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 часов 00 минут 29.10.2009.
После перерыва представители Общества и Управления в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, Управление ходатайствует о рассмотрении спора без участия его представителя. Представитель Инспекции в судебном заседании настаивает на своей позиции в отношении рассматриваемого спора.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Общества и Управления.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Коми проведена выездная налоговая проверка ОАО "Удорская тепловая компания" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2007 по 31.12.2007, результаты которой оформлены в акте N 10-23/27 от 18.12.2008.
Рассмотрев материалы проверки, начальник Инспекции принял решение N 10-23/27 от 28.01.2009 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость.
Общество обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган. По результатам рассмотрения УФНС России по Республике Коми жалобы Общества вынесено решение от 24.03.2009 N 100-А, согласно которому решение Инспекции изменено, ОАО "Удорская тепловая компания" привлечено к налоговой ответственности в виде взыскания штрафов в общей сумме 196 797 рублей 20 копеек, налогоплательщику предложено уплатить налоги в сумме 1966972 рубля, пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 233 611 рублей 45 копеек, а также уменьшить убытки при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2007 год в сумме 1 697 754 рубля. ОАО "Удорская тепловая компания" не согласилось с решением Инспекции, в редакции решения Управления, и обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением о признании его незаконным в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 1 951 297 рублей, пеней в размере 224 390 рублей 95 копеек, штрафов за неполную уплату налога в сумме 64 574 рубля 40 копеек за январь 2007 года, в сумме 72 476 рублей 70 копеек за февраль 2007 года, в сумме 58 078 рублей 60 копеек за март 2007 года.
Арбитражный суд Республики Коми, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался пунктом 13 статьи 40, статьей 106, пунктом 1 статьи 122, подпунктом 1 пункта 1 статьи 146, статьей 153, подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлением Правительства Республики Коми от 17.12.2004 N 234, решением Совета муниципального района "Удорский" от 17.05.2007 N 3-2, постановлением Главы муниципального района "Удорский" от 24.05.2007 N 211, которыми утвержден "Порядок субсидирования выпадающих доходов от реализации гражданам коммунальных услуг ОАО "Удорская тепловая компания" за счет бюджета муниципального района "Удорский" в 2007 году", пришел к выводу, что установление органом местного самоуправления специальных тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение для Общества, не являющегося муниципальным предприятием, не может быть отнесено к государственному регулированию цен и тарифов организаций коммунального комплекса, в связи с чем налоговая база по налогу на добавленную стоимость должна определяться исходя из тарифов, установленных Службой Республики Коми по тарифам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционная жалоба ОАО "Удорская тепловая компания" подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ОАО "Удорская тепловая компания" признается налогоплательщиком по налогу на добавленную стоимость.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) территории Российской Федерации независимо от источника финансирования.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен в статьях 153-162 Кодекса.
В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Согласно пункту 13 статьи 40 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В проверяемом периоде ОАО "Удорская тепловая компания" оказывало коммунальные услуги населению Удорского района Республики Коми с использованием имеющихся на балансе 19 котельных.
Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 13.12.2006 N 79/2 утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Удорская тепловая компания" на розничный (потребительский) рынок Республики Коми (т.2, л.д.125) для населения в размере 1621 рубль 49 копеек (с НДС), прочим потребителям 1374 рубля 14 копеек (без НДС) за 1 Гкал (т.2, л.д.114-116).
Тарифы на водоснабжение установлены приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20.11.2006 N 67/1 для потребителей в размере 25, 06 рублей за 1 куб.м. (без НДС), по водоотведению и очистке сточных вод - 27,06 рублей за 1 куб.м. (без НДС) (т.2, л.д.111-113).
Решением Совета муниципального района "Удорский" от 20.12.2006 N 33-5 установлен единый стандарт оплаты за коммунальные услуги, оказываемые населению ОАО "Удорская тепловая компания" на 1 квартал 2007 года в размере 70,2 процента за теплоснабжение, 69,2 процента за горячее водоснабжение, 59,3 процента за холодное водоснабжение и 62,8 процента за водоотведение (т.2, л.д.123-124).
С учетом утвержденного стандарта постановлением Главы муниципального района "Удорский" от 30.01.2007 N 39 были утверждены тарифы на коммунальные услуги для населения (без налога на добавленную стоимость): за услуги теплоснабжения - 964 рубля 64 копейки, горячее водоснабжение - 85 рублей 80 копеек, холодное водоснабжение - 14 рублей 85 копеек, водоотведение - 17 рублей (т.2, л.д.145-148). Постановлением Главы муниципального района "Удорский" N 211 от 24.05.2007 утвержден Порядок субсидирования выпадающих ходов от реализации гражданам коммунальных услуг ОАО "Удорская тепловая компания" за счет бюджета муниципального района "Удорский" в 2007 году, в соответствии с которым подлежат возмещению выпадающие доходы, определяемые как разница между установленными тарифами Службой Республики Коми по тарифам и тарифами для населения, определенными органом местного самоуправления.
Также указанным постановлением определен размер выпадающих доходов, порядок финансирования в 2007 году субсидии по выпадающим доходам из бюджета муниципального района "Удорский", согласно сводной бюджетной росписи на 2007 год в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств, и определен порядок перечисления субсидий финуправлением с лицевого счета, открытого на счете Отделения по Удоскому району Управления Федерального казначейства по Республике Коми, на расчетный счет Общества на основании представляемых отделом промышленности, капитального строительства и муниципального хозяйства ходатайства, заключения и расчетов по принимаемой к возмещению сумме по результатам рассмотрения заявления Общества. Средства субсидии по выпадающим доходам направляются Обществом на оплату топливно-энергетических ресурсов (т.2, л.д.129-131).
Решением Совета муниципального района "Удорский" от 27.05.2007 N 3-2 предусмотрены бюджетные ассигнования в бюджете муниципального образования на предоставление ОАО "Удорская тепловая компания" субсидии по выпадающим доходам в сумме 60 994 рубля (в редакции решения от 16.10.2007 - 48 824 рубля 10 копеек (т.2., л.д.120)).
Финансирование на указанные цели осуществлялось на основании расчета, представленного Обществом за счет средств муниципального бюджета согласно уведомления об ассигнованиях N 66 от 22.05.2007 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления негосударственным организациям" (т.2, л.д.122).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что сумма разницы от реализации населению коммунальных услуг по установленным органом местного самоуправления тарифам и тарифами, установленными Службой Республики Коми по тарифам за 1 квартал 2007 года составила 10 840 537 рублей.
Субсидия в вышеназванной сумме была перечислена Обществу из бюджета муниципального района "Удорский" платежными поручениями N 3142 от 24.05.2007 в сумме 1 622 798 рублей, N 3141 от 24.05.2007 в сумме 7 029 385 рублей, N 3144 от 24.05.2007 в сумме 1 226 308 рублей, N 3143 от 24.05.2007 в сумме 922 046 рублей.
Налоговый орган посчитал, что Общество неправомерно не включило указанную сумму субсидии в налоговую базу при исчислении налога на добавленную стоимость и доначислил в оспариваемом решении налог в размере 1 951 297 рублей.
Апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы Общества исходит из следующего. По смыслу статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предметом регулирования данного Федерального закона являются правоотношения, возникающие при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями.
В силу статьи 6 указанного Закона государственное регулирование и установление цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливались органами местного самоуправления) потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, осуществляют только органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональные энергетические комиссии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, включающий электрическую и тепловую энергию, а также услуги систем водоснабжения и канализации, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 17.12.2004 N 234 органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющем государственное регулирование в области установления цен и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, является Служба Республики Коми по тарифам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предмет его регулирования заключается в установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, а также и надбавок к тарифам. В соответствии со статьей 4 Закона N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.
Учитывая, что потребители каждого муниципального образования муниципального района "Удорский" потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг Общества, то в данном случае полномочия в области регулирования и установления тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод осуществляются Службой Республики Коми по тарифам.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что органы местного самоуправления - в частности Совет муниципального района "Удорский" и Глава данного муниципального образования не были наделены полномочиями в области регулирования и установления тарифов на электрическую и тепловую энергию, поэтому установленные ими тарифы для населения не являются государственно регулируемыми тарифами, в связи с чем полученные из бюджета субсидии не являются возмещением применения таких цен (тарифов).
Апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
Федеральными законами "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ и "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 N 210-ФЗ не регулируются правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги. Данные правоотношения в соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.
Следовательно, законодателем разграничены понятия тарифов на тепловую энергию и товары (услуги) организаций коммунального комплекса и тарифов по централизованному отоплению и горячему водоснабжению как тарифов на коммунальные услуги.
Согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в плату за коммунальные услуги кроме прочих включена плата за отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по тарифам, утвержденным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Правительство Российской Федерации в постановлении от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" установило федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процента.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2006 года N 772 установлен на 2007 год федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в размере 47,2 рубля и федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещении на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в размере 3,6 рубля в среднем по Российской Федерации, а также по субъектам Российской Федерации, в том числе, по Республике Коми: 53,6 рубля - стоимость жилищно-коммунальных услуг и 3,3 рубля- стоимость капитального ремонта жилого помещения.
Постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2006 года N 316 установлены региональные стандарты стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в месяц по муниципальным образованиям на 2007 год, в том числе, по Муниципальному району "Удорский" стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья- 97,47 рубля.
Необходимость установления региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг предусмотрена статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. Эти стандарты используются при определении прав граждан на субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг дифференцируются по муниципальным образованиям одного субъекта Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании. В соответствии с частью 11 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.
Как видно из имеющихся в материалах дела документов, органом местного самоуправления - Советом муниципального района "Удорский" определен единый стандарт оплаты за коммунальные услуги, оказываемые населению данного муниципального образования на 1 квартал 2007 года в процентом отношении от тарифа на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, установленном Службой Республики Коми по тарифам, а также предусмотрены в бюджете муниципального района "Удорский" бюджетные ассигнования на предоставление в 2007 году ОАО "Удорская тепловая компания" субсидии для погашения образовавшейся разницы между государственной регулируемой ценой и установленным стандартом оплаты за коммунальные услуги для населения муниципального района.
Обязанность ОАО "Удорская тепловая компания" применять именно тарифы, установленные органом местного самоуправления, никем не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Однако устанавливаемые таким образом тарифы на коммунальные услуги должны позволить потребителю иметь надлежащим образом оказываемую услугу, а организации коммунального комплекса за счет взимаемой платы - получить компенсацию экономически обоснованных и подтвержденных расходов по предоставлению услуг и необходимую прибыль для развития именно этой сферы деятельности, следовательно одновременно была закреплена и обязанность органа местного самоуправления возместить неполученные (выпадающие) Обществом доходы.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Из этих положений следует, что налогоплательщики вправе определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Кодекса только в том случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и им соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субсидии или субвенции.
В этом случае вышеуказанные средства, выделяемые налогоплательщикам из соответствующего бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, при определении налоговой базы не учитываются как суммы предоставленных субсидий бюджетов различных уровней в связи с применением государственных регулируемых цен, так и сумма предоставленных отдельным потребителям льгот, если это предусмотрено законодательством.
В силу пункта 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Поэтому средства, предоставляемые из бюджета в виде субсидий, выделяются конкретным лицам для использования на целевые расходы - в рассматриваемом случае как возмещение Обществу части тарифа, установленного Службой Республики Коми по тарифам в связи с установлением органом местного самоуправления в качестве единого стандарта оплаты коммунальных услуг населением более низкой процентной доли указанного государственного регулируемого тарифа. В этой связи принимаются в качестве обоснованных доводы Общества о том, что денежные средства, перечисленные из бюджета муниципального района "Удорский" в качестве субсидии не являются оплатой услуг, поскольку такая оплата производится непосредственными потребителями коммунальных услуг - населением муниципального образования, а поскольку выручка, полученная от реализации услуг, недостаточна для покрытия всех расходов, связанных с их оказанием, органами местного самоуправления создан механизм, предусматривающий компенсацию расходов Обществу за счет средств муниципального бюджета. При этом Общество оказание коммунальных услуг непосредственно муниципальному району "Удорский" и администрации муниципального района "Удорский" не производило.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Апелляционный суд полагает возможным применить указанную норму права и рассмотреть порядок установления тарифов на коммунальные услуги населению как предоставление льготы, круг получателей которой ограничен территорией муниципального района "Удорский". Из решения Совета муниципального района "Удорский" от 17.05.2007 N 3-2 следует, что при установлении тарифов на коммунальные услуги орган местного самоуправления руководствовался Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из приведенных положений норм права следует, что орган местного самоуправления действовал в пределах предоставленных ему полномочий, установленных частью 11 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об обязанности Общества определять в проверяемом периоде налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость исходя из тарифов на коммунальные услуги, установленных Службой Республики Коми по тарифам основан на неправильном применении норм материального права, а именно: не применении абзаца 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса, что является основанием для отмены принятого судом первой инстанции решения на основании пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Удорская тепловая компания" следует удовлетворить, а решение Арбитражного суда Республики Коми в обжалуемой в апелляционной жалобе части отменить как принятое при неправильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные ОАО "Удорская тепловая компания" при рассмотрении дела в суде первой инстанции и по апелляционной жалобе, относятся на Инспекцию и Управление в равных долях.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Удорская тепловая компания" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2009 по делу N А29-4039/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявленные открытым акционерным обществом "Удорская тепловая компания" требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Коми от 28.01.2009 N 10-23/27, в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 24.03.2009 N 110-А, в части
- подпункта 1 пункта 1 - привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость за январь 2007 в виде штрафа в размере 64 574 рубля 40 копеек; за неполную уплату налога на добавленную стоимость за февраль 2007 в виде штрафа в размере 72 476 рублей 70 копеек; за неполную уплату налога на добавленную стоимость за март 2007 в виде штрафа в размере 58 078рублей 60 копеек; - подпункта 2 пункта 2 - начисления пени по налогу на добавленную стоимость в размере 224 390 рублей 95 копеек;
- подпункта 3.1 пункта 3 - предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 1 951 297 рублей.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Коми устранить нарушение прав и законных интересов ОАО "Удорская тепловая компания".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Коми в пользу открытого акционерного общества "Удорская тепловая компания" в возмещение понесенных судебных расходов по уплате государственной пошлины 1000 рублей за рассмотрение дела в суде первой инстанции и 500 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Выдать исполнительный лист.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми в пользу открытого акционерного общества "Удорская тепловая компания" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции 1000 рублей и за рассмотрение апелляционной жалобы- 500 рублей.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4039/2009
Истец: открытое акционерное общество "Удорская тепловая компания"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой слкжбы РФ N6 по Республике Коми
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7441/10
27.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7441/10
11.02.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-4039/2009
30.10.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4865/2009