г. Киров |
28 октября 2009 года |
|
Дело N А82-3859/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - Казанцева Л.Ю. по доверенности от 04.06.2009, ответчика Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля - Макаричева С.А. по доверенности от 26.10.2009 N 13,
третьего лица - Милениной Т.М. по доверенности от 23.10.2009 N 3/26-5479,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.09.2009
по делу N А82-3859/2009, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Березняк Натальи Дамировны к мэрии города Ярославля, Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля, муниципальному учреждению "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля"
третье лицо: Правительство Ярославской области, о признании решения незаконным,
установил:
индивидуальный предприниматель Березняк Наталья Дамировна (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Березняк Н.Д.) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к мэрии города Ярославля, Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - Управление, УЗР), муниципальному учреждению "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля" (далее - Агентство) о признании незаконным решения УЗР, содержащегося в письме от 15.01.2009 N 03-05/115, об отказе в предоставлении в аренду земельного участка у дома N 5 по ул. Чехова г. Ярославля с кадастровым номером 76:23:050301:26; обязании мэрии г. Ярославля предоставить Предпринимателю в аренду указанный земельный участок для эксплуатации принадлежащего ему торгового павильона; обязании Управления заключить с заявителем договор аренды земельного участка с кадастровым номером 76:23:050301:26. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Ярославской области.
Решением суда первой инстанции от 04.09.2009 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неверное определение обстоятельств дела и нарушение норм материального права, просит решение от 04.09.2009 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Предпринимателя. По мнению УЗР, решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.01.2008 по делу N А82-12191/2007 о возложении на ИП Березняк Н.Д. обязанности освободить спорный земельный участок должно иметь преюдициальное значение для настоящего дела. Рассматриваемые действия заявителя имеют целью уклонение от исполнения данного судебного акта. Кроме того, Управление полагает, что статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и раздел 5 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории г. Ярославля, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 23.04.2007 N 1227 (далее - Положения о порядке взаимодействия) распространяются только на отношения по предоставлению гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством и предпринимательской деятельностью. Поэтому в спорной ситуации применению подлежит Положение о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории г. Ярославля, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 15.05.2007 N 1519 (далее - Положение о размещении временных построек), и раздел 3 Положения о порядке взаимодействия. ИП Березняк Н.Д. считает доводы УЗР необоснованными, просит оставить решение суда от 04.09.2009 без изменения, жалобу - без удовлетворения, указывает на то, что решением Арбитражного суда Ярославской области от 27.05.2009 по делу N А82-1865/2009 признано незаконным содержащееся в письме от 01.12.2008 N 3357 решение Агентства об отказе Предпринимателю в заключении договора аренды земельного участка в части ссылки на решение суда по делу N А82-12191/2007 об освобождении земельного участка. Кроме того, определением Арбитражного суда Ярославской области от 14.09.2009 предоставлена отсрочка исполнения решения по делу N А82-12191/2007. Наличие на земельном участке торгового павильона не препятствует оформлению прав на него. К временным сооружениям, построенным и введенным в эксплуатацию до вступления в силу Положения о размещении временных построек, применяются нормы раздела 6 Положения о порядке взаимодействия. Утверждение Управления о том, что статья 34 ЗК РФ распространяется только на граждан, противоречит сложившейся судебной практике.
Правительство Ярославской области поддерживает доводы и требования Управления, обращает внимание на отсутствие в действующем законодательстве императивных норм, обязывающих собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом. Испрашиваемый Предпринимателем земельный участок необходим для осуществления строительства дополнительного 6-этажного корпуса здания больницы, которое в настоящее время ведется на смежном участке с кадастровым номером 76:23:050301:23, предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование ГУЗ ЯО "Областная клиническая больница". Нахождение на спорном земельном участке мини-магазина препятствует оформлению прав на него путем увеличения площади участка, используемого для строительства.
В отзыве на апелляционную жалобу Агентство поддерживает позицию УЗР, а также указывает на то, что земельный участок, занятый торговым павильоном ИП Березняк Н.Д., необходим для строительства новых корпусов ГУЗ ЯО "Областная клиническая онкологическая больница". Считает применение норм раздела 4 Положения о размещении временных построек в рассматриваемом случае необоснованно в связи с отсутствием заключенного договора аренды земельного участка, прекращение которых он регламентирует. Мэрия г. Ярославля отзыв на апелляционные жалобы не представила.
Мэрия г. Ярославля и Агентство явку представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Агентство ходатайствовало о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей мэрии г. Ярославля и Агентства. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора купли-продажи от 30.04.2004 ИП Березняк Н.Д. приобрела в собственность у Бидяновой Е.Ю. (продавец) торговый павильон, являющийся временным строением и расположенный у дома N 5 по ул. Чехова г. Ярославля. Передача киоска от продавца покупателю осуществлена по акту, являющемуся приложением к договору купли-продажи. Ввод объекта в эксплуатации оформлен актом приемки временного сооружения от 05.07.2001, утвержденным главой администрации Ленинского района мэрии г. Ярославля. Постановлением мэра г. Ярославля от 17.09.2004 N 3772 Березняк Н.Д. в аренду на 11 месяцев был предоставлен земельный участок общей площадью 120 кв.м. для размещения торгового павильона. На основании постановления мэра г. Ярославля от 13.10.2005 N 4804 срок аренды указанного земельного участка установлен до 15.08.2006.
01.11.2005 заключен договор аренды земельного участка N 15714/1. Уведомлением от 15.08.2006 N 69 договор продлен на неопределенный срок.
Решением от 18.01.2008 по делу N А82-12191/2007 Арбитражный суд Ярославской области обязал Предпринимателя освободить земельный участок в связи с тем, что вышеназванный договор аренды является незаключенным из-за отсутствия кадастрового учета земельного участка. Решение до настоящего времени не исполнено.
14.11.2008 земельный участок площадью 212 кв.м. у дома N 5 по ул. Чехова, предназначенный для эксплуатации торгового павильона, поставлен на кадастровый учет под номером 76:23:050301:26.
18.12.2008 ИП Березняк Н.Д. обратилась в Управление с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду для эксплуатации торгового павильона. К заявлению приложены копии паспорта Березняк Н.Д., договора купли-продажи от 30.04.2004 и акта приема-передачи к нему, акта приемки временного сооружения от 05.07.2001, кадастрового плана земельного участка.
Письмом от 15.01.2009 УЗР сообщило заявителю об отсутствии возможности для рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду, а фактически - об отказе в его предоставлении, до окончания исполнительного производства по исполнению решения Арбитражного суда Ярославской области от 18.01.2008 по делу N А82-12191/2007. Считая решение Управления незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Предприниматель оспорил его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции руководствовался статьями 29, 34 ЗК РФ, статьей 1.1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле" (далее - Закон ЯО N 21-з), пунктами 3.1, 3.3, 3.4 Положения о размещении временных построек, пунктом 6.1 Положения о порядке взаимодействия, постановлением мэра г. Ярославля от 18.10.2006 N 3678 "О порядке оформления договоров аренды земельных участков" и исходил из того, что принадлежащий ИП Березняк Н.Д. торговый павильон был установлен на земельном участке у дома N 5 по ул. Чехова г. Ярославля до вступления в силу Положения о размещении временных построек. Данный участок самостоятельно поставлен заявителем на кадастровый учет. Решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.01.2008 по делу N А82-12191/2007 не является препятствием для заключения договора аренды земельного участка для эксплуатации торгового павильона, поскольку действия Предпринимателя имеют целью надлежащее оформление прав собственника временного сооружения, размещенного на этом участке в установленном порядке. Какое-либо решение об использовании земельного участка для иных целей уполномоченными органами принято не было, дополнительные требования к внешнему виду временного объекта не предъявлялись. Испрашиваемый участок не включен в состав земельного участка площадью 25105 кв.м., предоставленного ГУЗ ЯО "Областная клиническая онкологическая больница" в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления Правительства Ярославской области от 17.06.2008 N 251.
Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей Предпринимателя, Управления и Правительства Ярославской области, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего кодекса.
Согласно статье 1 Закона ЯО N 21-з (в ред. Закона Ярославской области от 06.04.2009 N 34) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г. Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области: Правительством Ярославской области и уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области.
Органы местного самоуправления городского округа город Ярославль распоряжаются земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, в целях, не отнесенных к ведению вышеназванных органов.
Акт приема-передачи к договору купли-продажи от 30.04.2004 (оборотная сторона л.д. 34) квалифицирует здание павильона, приобретенного заявителем, как временное строение. В силу пункта 10 статьи 1 ГрК РФ такие строения не относятся к объектам капитального строительства. Поэтому решение вопроса о предоставлении земельного участка для эксплуатации торгового павильона входит в компетенцию органов местного самоуправления г. Ярославля.
Пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ установлена обязанность органов государственной власти и органы местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. На реализацию данных положений ЗК РФ направлено утвержденное мэрией г. Ярославля Положение о порядке взаимодействия.
Также в порядке реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и в целях упорядочения процесса благоустройства города постановлением мэра было утверждено Положение о размещении временных построек.
Согласно пункту 3.4 настоящего Положения до вступления его в силу основаниями для размещения временных построек, к которым относится и торговый павильон ИП Березняк Н.Д., являлись акты приемки в эксплуатацию временного сооружения или приказ директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля о согласовании размещения объекта, оформленные в порядке, установленном постановлением мэра от 18.08.2006 N 3015 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений в городе Ярославле", акты приемки в эксплуатацию временных сооружений, оформленные в порядке, установленном постановлениями мэра от 05.12.2005 N 5639 "Об упорядочении размещения временных сооружений в городе Ярославле", от 23.07.1998 N 1257 "Об упорядочении размещения временных сооружений торговли и сферы услуг в г. Ярославле", правовые акты органов государственной власти или органов городского самоуправления о предоставлении владельцу временного объекта земельного участка для строительства, организации, размещения, установки, эксплуатации временного объекта, принятые в соответствии с компетенцией таких органов в момент издания акта, копии топографических планов М 1:500 с указанием места размещения временного объекта, выданные владельцу временного объекта до 05.08.1998 органом мэрии города Ярославля по вопросам архитектуры и согласованные с органом мэрии города Ярославля по вопросам земельных отношений и иными органами и организациями.
Принадлежащий Предпринимателю торговый павильон был установлен на земельном участке у дома N 5 по ул. Чехова г. Ярославля до вступления в силу Положения о размещении временных построек. Документы, названные в пункте 3.4 данного Положения имеются в материалах дела (л.д. 9, 22 - 23). Кроме того, данное обстоятельство установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А82-9465/2008 (решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.01.2009, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 16.03.2009 и Федерального арбитражного апелляционного суда Волго-Вятского округа от 05.06.2009). В силу пункта 3.3 Положения о размещении временных построек владельцы временных построек, размещенных на территории города до вступления в силу данного Положения, в соответствии с порядком, действовавшим в период размещения объекта, оформляют земельные отношения для эксплуатации временных построек в порядке, установленном разделом 6 Положения о порядке взаимодействия, обратившись в УЗР и представив документы, являвшиеся основанием для размещения временного объекта.
Пункт 6.1 Положения о порядке взаимодействия предусматривает, что для оформления (переоформления) прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в Управление с заявлением об оформлении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта и представляют документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370.
В месячный срок со дня поступления указанного заявления УЗР осуществляет подготовку постановления мэра о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия постановления о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществляется подготовка проекта договора купли-продажи (Управление) или аренды (Агентство) земельного участка и направление его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
При этом арендодателем земельных участков является УЗР. Оформление договоров аренды производится Агентством, которое действует от лица Управления (пункты 2, 9 Порядка оформления договоров аренды земельных участков, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 18.10.2006 N 3678). Материалами дела подтверждается, что к заявлению ИП Березняк Н.Д. о предоставлении земельного участка в аренду были приложены все необходимые документы (л.д. 30, 31). Оформление соответствующего договора не относится к случаям, в которых не требуется принятие постановления мэра о предоставлении земельного участка (пункт 4 Порядка оформления договоров аренды земельных участков, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 18.10.2006 N 3678).
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ Управления в предоставлении земельного участка противоречит ЗК РФ и муниципальным правовым актам, является обоснованным Решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.01.2008 по делу N А82-12191/2007 об освобождении Предпринимателем земельного участка по ул. Чехова, 5, не является препятствием для предоставления его в аренду для эксплуатации торгового павильона, поскольку в рассматриваемом случае действия заявителя имеют целью надлежащее оформление прав на указанный земельный участок, в связи с отсутствием которого на него была возложена обязанность по его освобождению. Наличие на спорном участке объекта, для эксплуатации которого он испрашивается, также не может являться основанием для отказа в предоставлении участка в аренду.
Поэтому вышеназванный судебный акт не имеет преюдициального значения для настоящего дела. Вывод Управления о том, что действия ИП Березняк Н.Д. направлены на уклонение от исполнения решения по делу N А82-12191/2007, ничем не обоснован. Градостроительная документация, а также решения уполномоченных органов власти Ярославской области, свидетельствующие о необходимости предоставления земельного участка с кадастровым номером 76:23:050301:26 для строительства объекта здравоохранения, не представлены.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении норм материального права отклоняются. Раздел 3 Положения о порядке взаимодействия в рассматриваемом случае применению не подлежит, так как его нормы устанавливают порядок предоставления земельного участка для строительства. Вопросы оформления прав на земельный участок для эксплуатации временной постройки, размещенной на нем в соответствии с требованиями ранее действовавшего законодательства, он не регулирует. В связи с отсутствием в ЗК РФ норм, посвященных предоставлению земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством, апелляционный суд считает возможным применение в спорной ситуации положений статьи 34 ЗК РФ по аналогии закона.
Применение норм раздела 4 Положения о размещении временных построек не привело к принятию неправильного решения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ИП Березняк Н.Д. о признании незаконным отказа УЗР о предоставлении земельного участка в аренду и возложении на мэрию г. Ярославля обязанности по предоставлению Предпринимателю в аренду земельного участка с кадастровым номером 76:23:050301:26, расположенного у дома N 5 по ул. Чехова г. Ярославля, для эксплуатации торгового павильона, а также об обязании Управления, как арендодателя, заключить с заявителем договор аренды указанного земельного участка Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.09.2009 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, поэтому вопрос о распределении судебных расходов на ее уплату не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.09.2009 по делу N А82-3859/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-3859/2009
Истец: индивидуальный предприниматель Березняк Наталья Дамировна
Ответчик: Управление земельных ресурсов Мэрии города Ярославля, Мэрия города Ярославля, Муниципальное учреждение "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля"
Третье лицо: Правительство Ярославской области