г. Киров |
28 октября 2009 года |
|
Дело N А82-1792/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу третьего лица Климова Юрия Валентиновича на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.2009 по делу N А82-1792/2009, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области к главе Тутаевского муниципального района Ярославской области
третьи лица: закрытое акционерное общество им. Калинина, Большакова Любовь Викторовна, Климов Юрий Валентинович,
о признании постановления недействительным,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области (далее - заявитель, Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным постановления главы Тутаевского муниципального района Ярославской области (далее - ответчик, глава Тутаевского МР) от 11.06.2008 N 1072 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и предоставлении земельного участка в собственность за плату". К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество им. Калинина (далее - ЗАО им. Калинина), Большакова Любовь Викторовна (далее - Большакова Л.В.), Климов Юрий Валентинович (далее - Климов Ю.В.).
Решением суда первой инстанции от 20.07.2009 данное требование удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, Климов Ю.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение от 20.07.2009 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования заявителя. Климов Ю.В. полагает, что Управлением Росимущества пропущен срок для обращения в суд, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявителю был известен кадастровый номер спорного земельного участка. О факте принадлежности земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения он знал еще в период сбора документов для перевода участка в другую категорию земель и обращения с соответствующим ходатайством в Правительство Ярославской области. На основании этого ходатайства 09.10.2008 было принято постановление Правительства N 537-п "О переводе земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда". По мнению Климова Ю.В., передача спорного участка в муниципальную собственность, а затем - сельхозпроизводителю, предрешает отнесение его актом органа местного самоуправления к землям сельскохозяйственного назначения. Соответствующее постановление главы Тутаевского МР от 25.04.2006 N 104 Управлением Росимущества не оспаривается. Утверждение заявителя о том, что наличие на земельном участке лесной растительности ограничивает его в обороте и влечет невозможность предоставления в частную собственность, не имеет ссылок на нормы закона. Вывод суда об отнесении земельного участка к находящимся в федеральной собственности землям лесного фонда противоречит документам, подтверждающим, что указанный участок является муниципальной собственностью и относится к землям сельскохозяйственного назначения. Данный вывод сделан судом исключительно на основании документов лесоустройства при отсутствии надлежащих в силу закона документов и доказательств. Кроме того, Климов Ю.В. ссылается на преюдициальное значение для настоящего дела постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.09.2009 по делу N А82-15515/2008.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик, учитывая проводимую политику Правительства Российской Федерации в сфере лесного хозяйства и необходимость защиты лесов как общественного достояния, считает решение суда от 20.07.2009 законным и обоснованным, признает ошибочность принятого им постановления от 11.06.2008 N 1072. Управление Росимущества, ЗАО им. Калинина, Большакова Л.В. отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя, ответчика и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.05.1978 колхозу им. Калинина выдан государственный акт А-I N 071745 на право бессрочного и бесплатного пользования землей площадью 5466 га в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для сельскохозяйственного использования.
Постановлением главы администрации Тутаевского района от 16.09.1992 N 112 утверждены проекты землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемых колхозов, согласно которому 848 га земель колхоза им. Калинина, в том числе 823 га лесов, 23 га - кустарников, переданы в муниципальную собственность. В бесплатную собственность коллектива передано 3249 га, в том числе 34 га лесов, 53 га - кустарников.
Постановлением главы Тутаевского МР от 25.04.2006 N 104 внесены изменения в постановление главы администрации Тутаевского района от 16.09.1992 N 112 в части приложения в отношении показателей проекта землеустройства ЗАО им. Калинина. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Данным постановлением определено, что общая площадь земель общества составляет 4102 га, из них в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земли общей площадью 859 га, в том числе лесные земли - 830 га, кустарники - 23 га. 13.07.2006 земельный участок площадью 859 га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, поставлен на кадастровый учет под номером 76:15:000000:171.
11.06.2008 глава Тутаевского МР на основании статей 22, 45, 53 Земельного кодекса РФ, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области" издал постановление N 1072 о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ЗАО им. Калинина на земельный участок площадью 859 га, расположенный в Тутаевском районе. Данный участок предоставлен обществу в собственность за плату по цене, равной 1,5% его кадастровой стоимости, что составило 41912,60 рублей. Во исполнение постановления от 11.06.2008 N 1072 заключен договор купли-продажи от 30.06.2008. Право собственности ЗАО им. Калинина зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним (далее - ЕГРП).
По договору дарения от 18.07.2008 общество подарило земельный участок площадью 859 га Большаковой Л.В., которая, в свою очередь, подарила его гражданину Климову Ю.В. (договор дарения от 28.08.2008).
Считая постановление Главы Тутаевского МР от 11.06.2008 N 1072 незаконным и нарушающим имущественные права Российской Федерации в сфере лесных отношений, Управление Росимущества оспорило его в арбитражный суд. Удовлетворяя требование заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок при реорганизации колхоза им. Калинина был отнесен к муниципальной собственности, как занятый лесами и кустарниками. Представленными заявителем материалами лесоустройства, проведенного ФГУЛП "Брянсклеспроект" Министерства природных ресурсов Российской Федерации в 2000 году (проект организации и ведения лесного хозяйства ГУ "Тутаевский сельский лесхоз" ГУ "Ярсельлес", план лесонасаждений ТОО им. Калинина), подтверждается, что за ТОО им. Калинина (правопреемник колхоза им Калина) числится 860 га лесных земель, занятых лесами первой группы. Спорный земельный участок не относится ни к землям населенных пунктов, ни к землям природоохранного и рекреационного назначения. Он был предоставлен во владение колхоза им. Калинина в соответствии с ранее действовавшим законодательством, никогда не выбывал из состава лесного фонда, не переводился в установленном порядке в земли иных категорий и произвольно, без законных оснований, в 2006 году получил категорию "земли сельскохозяйственного назначения". В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли лесного фонда ограничиваются в обороте, то есть могут предоставляться в частную собственность только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Спорный земельный участок в муниципальной собственности не находится и в правах разграничен. Таким образом, глава Тутаевского МР принял постановление о предоставлении в собственность в отношении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, ограниченного в обороте, право на распоряжение которым у него отсутствует.
Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
На момент предоставления правопредшественнику ЗАО им. Калинина земель для сельскохозяйственного использования в бессрочное и бесплатное пользование, а также на момент утверждения проекта перераспределения земель реорганизуемого колхоза им. Калинина (л.д. 10, 80 - 83) действовали Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик и Земельный кодекс РСФСР 1970 года. Согласно статьям 4, 5 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, статье 113 Земельного кодекса РСФСР 1970 года единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. В государственный лесной фонд не входят деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; деревья и группы деревьев, а также озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не занятых городскими лесами; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках. Таким образом, леса, расположенные на землях, переданных колхозу им. Калинина, относились к группе колхозных лесов.
В соответствии со статьями 14, 41 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьей 113 Земельного кодекса РСФСР 1970 года данные леса и земли лесного фонда были предназначены для осуществления лесных пользований, в том числе лесозаготовок и иных нужд лесного хозяйства. При этом преимущественное право их осуществления принадлежало колхозам и колхозникам. Аналогичные нормы о составе лесного фонда и земель лесного фонда содержались в статьях 4, 5, 98 Лесного кодекса РСФСР (период действия с 01.01.1979 до 17.04.1993) статьях 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации (период действия с 17.04.1993 до 04.02.1997), статьях 7 - 8 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (период действия с 04.02.1997 до 01.01.2007), статье 6 действующего Лесного кодекса Российской Федерации, статье 94 Земельного кодекса РСФСР 1991 года (период действия с 25.04.1991 до 30.10.2001), статьях 77, 101 действующего Земельного кодекса Российской Федерации. Также праву владения колхозов на лесной фонд и целям лесопользования в лесах сельскохозяйственных формирований (обеспечение потребности в древесине и другой продукции леса) была посвящена статья 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что земли, покрытые лесом, были предоставлены колхозу им. Калинина не для сельскохозяйственных целей, а для лесопользования. Следовательно, спорный земельный участок мог входить только в состав земель лесного фонда.
Утверждение о том, что лесные земли ЗАО им. Калинина относятся к категории "земли сельскохозяйственного назначения", появилось в постановлении главы Тутаевского МР от 25.04.2006 N 104 (л.д. 11).
На момент его издания правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществлялось Федеральным законом от 21.12.2004 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Положением о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.09.2004 N 455, и Положением о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 48. В силу абзаца 12 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. В связи с чем, судом апелляционной инстанции не применяется постановление Тутаевского МР от 25.04.2006 N 104 в части установления категории земли, как противоречащее статье 3 Федерального закона от 21.12.2004 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Принятый уполномоченным органом акт о переводе спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения в материалах дела отсутствует. В связи с этим апелляционный суд считает, что категория данного участка (земли лесного фонда) не изменялась, что подтверждается представленными заявителем материалами лесоустройства, а именно: проектом организации и ведения лесного хозяйства ГУ "Тутаевский сельский лесхоз" ГУ "Ярсельлес" (л.д. 12 - 24). Кроме того, согласно кадастровой выписке о земельном участке от 09.10.2008 N 76-15/08-2394-С (л.д. 85) фактическим использованием земельного участка площадью 859 га является сельский лес. При таких обстоятельствах содержание постановлений главы Тутаевского МР от 25.04.2006 N 104, от 11.06.2008 N 1072 в части отнесения лесных земель ЗАО им. Калинина к землям сельскохозяйственного назначения, а также сведения, отраженные в графе 8 "Категория земель" кадастровых планов земельного участка от 11.02.2008 N 76-15/08-161-С, от 09.10.2008 N 76-15/08-2394-С (л.д. 51, 85), не соответствуют действительности и потому не могут быть учтены при рассмотрении настоящего дела. Тот факт, что Управление Росимущества не оспаривает постановление главы Тутаевского МР от 25.04.2006 N 104, в котором впервые была названа его категория - "земли сельскохозяйственного назначения", не может повлиять на правовую оценку рассматриваемой ситуации.
Включение спорного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения только в связи с тем, что он был передан в пользование реорганизованного колхоза им. Калинина, не соответствует приведенным выше нормам материального права, регламентирующим порядок перевода земель лесного фонда из одной категории в другую. В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие отнести лес, расположенный на рассматриваемом земельном участке, к не входящим в лесной фонд лесным насаждениям, предназначенным для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений (статья 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, действовавшего на момент принятия оспариваемого постановления, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Данная императивная норма фактически запрещает передачу таких лесных участков в собственность субъектов Российской Федерации, в собственность муниципальных образований, а также в частную собственность (собственность граждан и юридических лиц). 15.03.2001 зарегистрировано право оперативного управления ГУ "Ярославское управление сельскими лесами" на находящиеся в федеральной собственности участки лесного фонда сельхозформирований площадью 717300 га с кадастровым номером 76:17:999999:9999 (л.д. 26 - 27).
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у главы Тутаевского МР полномочий на предоставление земельного участка площадью 859 га в собственность ЗАО им. Калинина. Таким образом, решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.2009 о признании недействительным постановления главы Тутаевского МР от 11.06.2008 N 1072 является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске заявителем срока на обращение в арбитражный суд отклоняются, поскольку наличие у него сведений о кадастровом номере земельного участка и отнесении этого участка к категории земель сельскохозяйственного назначения не доказывают, что на момент принятия Правительством Ярославской области постановления от 09.10.2008 N 537-п Управление Роснедвижимости знало об издании ответчиком оспариваемого постановления о предоставлении земельного участка в собственность ЗАО им. Калинина. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.09.2009 по делу N А82-15515/2008 не отвечает условиям, установленным частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому оно не может иметь преюдициальной силы для настоящего дела.
Все доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, оценены судом суда первой инстанции по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.2009 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Климова Ю.В. - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на Климова Ю.В.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" государственная пошлина по апелляционным и кассационным жалобам, поданным физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) по делам о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается в сумме 50 рублей.
Учитывая отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих уплату Климовым Ю.В. государственной пошлины по апелляционной инстанции на установленные реквизиты, с него следует взыскать в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 50 рублей.
Государственная пошлина в сумме 50 рублей, перечисленная им по квитанции от 14.09.2009 на неверные реквизиты, подлежит возврату из федерального бюджета на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.2009 по делу N А82-1792/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Климова Юрия Валентиновича - без удовлетворения.
Взыскать с Климова Юрия Валентиновича (место жительства: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Некрасова, 32 - 8) в федеральный бюджет государственную пошлину по апелляционной инстанции в размере 50 рублей.
Выдать исполнительный лист.
Возвратить Климову Юрию Валентиновичу (место жительства: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Некрасова, 32 - 8) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 50 рублей, уплаченную по квитанции от 14.09.2009.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-1792/2009
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ярославской области, Представителю ТУФИ по ЯО директору ДЛХ ЯО Белянкину В.Б.
Ответчик: Глава Тутаевского муниципального района
Кредитор: Управление Федерального агентства Кадастра объектов недвижимости по Ярославской области
Третье лицо: Климов Юрий Валентинович, закрытое акционерное общество им. Калинина, Большакова Любовь Викторовна
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4648/2009