9 ноября 2009 года |
|
г.Киров |
Дело N А82-15886/2008-22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 9 ноября 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Самуйлова С.В.,
судей Поляшовой Т.М., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Самуйловым С.В.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от истца: Ращинской Ю.Г. - по доверенности от 30.07.2009,
от третьего лица: Зязина П.В. - по доверенности от 28.10.2009 N 44,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.09.2009 по делу N А82-15886/2008-22, принятое судом в составе судьи Митрофановой Г.П.,
по иску открытого акционерного общества "Ярославское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,
Ярославской области в лице Департамента финансов Ярославской области
третьи лица:
Департамент промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области,
Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области,
Департамент дорожного хозяйства
о взыскании 7 394 492,93 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ярославское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" (далее Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик), Ярославской области в лице Департамента финансов Ярославской области (далее Департамент финансов, ответчик).
Предметом иска явилось требование о взыскании убытков, связанных с осуществлением перевозки пассажиров, имеющих льготы по проезду на общественном транспорте по городским и межмуниципальным маршрутам в 2006 году.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 15, 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также законы, предоставляющие льготы по проезду различным категориям граждан:
- Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах"; - Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Закон Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; - Закон Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (далее законы о льготах).
Кроме того, истец сослался на постановление администрации Ярославской области от 16.12.2005 N 345 "О порядке организации проезда граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по федеральным полномочиям в 2006 году".
Из искового заявления с учетом последующих уточнений следует, что в 2006 г. истец осуществлял перевозки пассажиров транспортом общего пользования на внутримуниципальных, а также межмуниципальных пригородных и междугородних маршрутах. При этом истец предоставлял льготы по оплате проезда гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки. В результате этого истец недополучил часть выручки и понес убытки. Размер убытков, связанных с предоставлением льгот гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по федеральным полномочиям, по расчетам истца составил 8 092 256,70 руб. По условиям соглашения, заключенного с Департаментом транспорта, данные убытки подлежали возмещению из бюджета на основании документов, представляемых транспортным предприятием в департамент. Часть убытков компенсирована истцу. Задолженность составляет 7 394 492,93 руб. Данные убытки истец просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Департамент финансов в суде первой инстанции указал, что все направленные из федерального бюджета денежные средства на компенсацию выпадающих доходов в полном объеме израсходованы по целевому назначению.
Определением арбитражного суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Департамент промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области (далее - Департамент транспорта, третье лицо), Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области (далее - Департамент труда, третье лицо), Департамент дорожного хозяйства (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.09.2009 (с учетом определения от 22.09.2009) иск удовлетворен полностью. С Российской Федерации в лице Минфина Российской Федерации за счет казны в пользу Общества взыскано 7 331 569,94 руб. убытков, а также 48 157,84 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано. Суд исходил из того, что фактические расходы истца по перевозке льготных категорий граждан подтверждены представленными документами. Истец имеет право на компенсацию своих расходов. Размер убытков доказан.
Не согласившись с принятым решением, УФК по Ярославской области обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к опровержению выводов суда первой инстанции о том, что Российская Федерация является надлежащим ответчиком по делу. По мнению заявителя, возмещение убытков истцу не является расходным обязательством федерального бюджета. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте льготным категориям граждан отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Исковые требования основаны на федеральном законе от 17.07.1999 "О государственной социальной помощи", предметом правового регулирования которого не являются льготы по проезду общественным транспортом. Право на льготный проезд устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Величина стоимости проезда для льготной категории граждан определяется органами исполнительной власти субъектов самостоятельно. Предоставление финансовой помощи в форме субсидий не сопряжено с переходов расходного обязательства от субъекта Российской Федерации или муниципального образования к Российской Федерации.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы отзыва повторяют позицию истца, занятую им в суде первой инстанции.
Департамент дорожного хозяйства в отзыве на апелляционную жалобу просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению этого третьего лица, доказательствами, представленными в суд первой инстанции, размер взысканной суммы не подтвержден. Департамент указал на дефекты формы отчетных документов, связанные, преимущественно, с заполнением билетно-учетных листов капиллярной ручкой с возможностью корректировки.
Департамента финансов Ярославской области в отзыве поддержал выводы судебного решения.
Прочие лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 08.09.2009 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчики, а также департамент промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области и департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми и телеграфными уведомлениями. В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представители истца и департамента дорожного хозяйства поддержали доводы своих отзывов на апелляционную жалобу. Представитель департамента пояснил, что настаивает на отмене судебного решения и отказе в удовлетворении иска. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой части. Поскольку в отзыве департамента дорожного хозяйства содержатся доводы, выходящие за пределы доводов жалобы, апелляционный суд проверяет решение суда первой инстанции как в части обоснованности взыскания убытков с Российской Федерации, так и в части, касающейся определения размера убытков.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Факт оказания истцом услуг в 2006 г. по перевозке пассажиров общественным транспортом на территории муниципальных образований Ярославской области установлен судом первой инстанции, подтвержден представленными в суд доказательствами, указанными в обжалуемом судебном решении, и не оспаривается ни сторонами, ни третьими лицами.
Лицами, участвующими в деле так же не оспаривается, что при оказании услуг истец с отдельных категорий граждан взимал не полную стоимость проезда, а предоставлял льготы на основании указанных выше законов о льготах. Таким образом, за оказанные услуги истец часть выручки не получал.
Расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Ярославской области, в 2006 г. обязался возмещать истцу Департамент транспорта, что следует из пункта 2.3.1 соглашения N 2 от 30.12.2005. По условиям соглашения (пункт 3.1) денежные средства на возмещение расходов Департамент транспорта должен перечислять истцу равными долями не позднее 10, 20, 30 числа каждого месяца. Размер убытков перевозчика рассчитывается в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, и по утвержденной методике на основании представленных транспортным предприятием в Департамент транспорта сводных отчетов о количестве перевезенных граждан, воспользовавшихся правом льготного проезда.
В подтверждение размера убытков истец представлял в департамент транспорта сводные отчеты, составленные на основании первичных документов учета (билетно-учетных листов). Департамент транспорта в 2006 г. был уполномочен проверять достоверность сведений, заявленных истцом. Претензий по представленным документам, влияющим на размер взыскиваемой суммы, департамент не заявлял ни в ходе исполнения своих обязательств по соглашению, ни в ходе судебного разбирательства. Так из протокола судебного заседания от 17.04.2009 следует, что количество перевезенных истцом граждан, имеющих льготы, департамент транспорта не оспаривал.
По расчетам истца, основанным на сводном отчете и билетно-учетных листах, в 2006 году он перевез с автовокзалов и автостанций (т.е. с мест, где организована кассовая продажа билетов) в межмуниципальном сообщении 184 226 человек, воспользовавшихся льготой по федеральным полномочиям, в том числе:
- по пригородным перевозкам - 132 101 человек, - по междугородним перевозкам - 52 125 человек.
Общая сумма выпадающих доходов от перевозки составила 7 331 155,99 руб., в том числе:
- по пригородным перевозкам - 4 281 113,13 руб., - по междугородним перевозкам - 3 050 042,86 руб.
В тот же период федеральными льготами по проезду в межмуниципальном пригородном и междугороднем сообщении в местах, где не организована кассовая продажа билетов, воспользовались 212 093 человека, из них:
- по пригородным перевозкам - 181 868 человек, - по междугородним перевозкам - 30 225 человек.
Общая суммы сумма выпадающих доходов по этим перевозкам составила 4 233 774,72 руб., из них:
- по пригородным перевозкам - 3 210 989,96 руб.; - по междугородним перевозкам - 1 022 784,76 руб.
Расчет произведен истцом в соответствии с "Методикой учета проезда граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по федеральным полномочиям, и выпадающих доходов транспортных предприятий, осуществляющих перевозки указанных граждан", утвержденной постановлением Администрации Ярославской области от 26.12.2005 N 345. Более достоверного расчета либо сведений, опровергающих исходные данные, положенные в основу расчета, иными лицами, участвующими в деле, в суд не представлено.
За 2006 г. истец получил выручку от реализации именных проездных билетов в размере 2 073 856,27 руб. и финансирование из бюджета в размере 2 096 581,27 руб. Данные факты сторонами не оспаривались.
Таким образом, сумма убытков истца составила 11 564 930,71 руб. Из них возмещено 4 170 437,78 руб. Следовательно, выпадающие доходы истца составили 7 394 492,93 руб. Данная сумма уменьшена судом первой инстанции на 62 922,99 руб., т.е. на величину расхождений, установленную по результатам проверки, проведенной Департаментом дорожного хозяйства.
Материально-правовым основанием для удовлетворения исковых требований являются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих предоставление льгот по проезду различным категориям граждан. Так в соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
В пункте 5 статьи 790 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации. На основании статьи 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ с 1 января 2005 года отменены установленные законодательством Российской Федерации льготы по проезду отдельным категориям граждан. Законом предписано субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан.
Постановлением Администрации Ярославской области от 26.12.2005 N 345 "О порядке организации проезда граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по федеральным полномочиям в 2006 году" установлен порядок и условия предоставления мер социальной поддержки на 2006 год. С 01.01.2006 для категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по федеральным полномочиям, введен именной проездной билет на проезд в автомобильном транспорте пригородного и межмуниципального сообщения и проезд в городском общественном автомобильном транспорте области. Постановлением установлена методика (порядок) учета проезда граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по федеральным полномочиям, и выпадающих доходов транспортных предприятий, осуществляющих перевозки указанных граждан.
На автовокзалах, автостанциях и кассово-диспетчерских пунктах учет количества пассажиров, имеющих право на льготы и воспользовавшихся правом проезда в автотранспорте, а также выпадающих доходов транспортных предприятий от перевозки указанных граждан, осуществлялся на основании посадочных ведомостей. Посадочные ведомости ежедневно передавались автотранспортным предприятиям. В местах, где не организована кассовая продажа билетов, при предъявлении водителю (кондуктору) соответствующих документов пассажирам выдался контрольный разовый билет. Контрольные разовые билеты являлись бланками строгой отчетности, серия и номер которых вписывались в билетно-учетный лист, в котором на основании выданных билетов учитывалось количество пассажиров, воспользовавшихся правом на меры социальной поддержки.
Выпадающие доходы предприятий, осуществляющих перевозки в пригородном и межмуниципальном сообщениях, определялись как результат произведения количества граждан, воспользовавшихся правом проезда на основании выданных контрольных билетов, на действующий тариф на перевозку и на среднюю дальность поездки, рассчитываемую в соответствии с нормативными документами Минтранса и Госкомстата России.
Методика предусматривала представление транспортными предприятиями в Департамент транспорта ежемесячного сводного отчета о количестве перевезенных граждан, воспользовавшихся правом проезда в общественном транспорте, и выпадающих доходах предприятия на их перевозку. Департамент транспорта в свою очередь компенсировал транспортным предприятиям разницу между выпадающими доходами от перевозки граждан, имеющих право на льготы, и средствами от реализации именных проездных билетов, полученными уполномоченными организациями. Компенсация производилась в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели, в том числе за счет средств, поступающих из федерального бюджета на эти цели.
В соответствии с пунктами 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде неполученной с потребителей платы. При решении вопроса об определении надлежащего публично-правового образования, судам необходимо иметь в виду, что ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. При этом судами должны учитываться положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статья 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Из пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что решение вопросов о возмещении расходов организациям, предоставляющим льготы по проезду общественным транспортом отдельным категориям граждан, определенных в федеральных законах, не отнесено к тем полномочиям органов государственной власти, что финансируются из бюджетов субъекта Российской Федерации.
Субвенции из федерального региональным бюджетам на осуществление данных полномочий предусматривались статьей 44 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год". Денежные средства на эти цели выделялись и Ярославской области, однако факт достаточности выделения денег в суде не подтвержден.
Суд первой инстанции, всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства и пришел к выводу о том, что на истца как на коммерческую организацию не возложено бремя расходов по реализации федеральных законов о предоставлении льгот потребителям услуг перевозчика. Факт оказания услуг по перевозке и предоставления льгот по оплате этих услуг доказан. Размер убытков подтвержден расчетами и документами, обосновывающими исходные данные для расчетов. Льготы, предоставляемые истцом, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации. Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законом установленных льгот, повлекло возникновение у истца убытков. Доказательств, подтверждающих возмещение убытков в полном размере, ответчиками не представлено. При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил иск. Ввиду изложенного выше доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся определения надлежащего ответчика, не соответствуют правовым нормам, указанным выше. Этим доводам дана надлежащая и подробная оценка в обжалуемом решении. Оснований для иной оценки у апелляционного суда нет.
Решение принято не в пользу Российской Федерации. Следовательно, суд первой инстанции, действуя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно возложил судебные расходы на Российскую Федерацию. При этом вопреки доводам заявителя, с Российской Федерации взыскана не государственная пошлина, а судебные расходы истца.
Прочие доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность принятого решения и не являются основанием для его отмены или изменения.
Оценивая доводы Департамента дорожного хозяйства, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции надлежащим образом оценил представленные истцом расчеты и, решая вопрос о размере убытков, обоснованно исходил из тех документов, что представили лица, участвующие в деле. Доводы о недостоверности первичных документов учета основаны на предположениях департамента дорожного хозяйства, противоречат позиции департамента транспорта (на спорный период являвшегося уполномоченным контролирующим органом) и не подтверждены доказательствами.
Обязанность по представлению в суд доказательств, обосновывающих возражения стороны, возлагаются на эту сторону (статьи 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Определениями от 09.06.2009 и от 31.07.2009 суд дважды обязывал стороны произвести сверку расчетов и предоставил для этого достаточное время. Однако фактически проведена односторонняя и частичная проверка деятельности истца. Неисполнение обязанностей, возложенных на стороны судом, в соответствии со статьями 9 и 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет за собой предусмотренные процессуальным законом последствия. В данном случае последствием неисполнения требования суда явилось возложение ответчиками на себя риска по принятию решения по имеющимся в деле доказательствам. Исследование представленных сторонами доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом. Этим доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности. Выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.09.2009 по делу N А82-15886/2008-22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
С.В. Самуйлов |
Судьи |
Т.М. Поляшова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-15886/2008
Истец: Открытое акционерное общество "Ярославское пассажирское автотранспортное предприятие N 3"
Ответчик: Ярославская область в лице Департамента финансов Ярославской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
Кредитор: Управление Федерального казначейства по Ярославской области
Третье лицо: Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, Департамент промышленности,промпредпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области, Департамент дорожного хозяйства Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5089/2009