г. Красноярск |
16 октября 2009 года |
|
Дело N А33-4938/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2009 года Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.
судей: Радзиховской В.В., Споткай Л.Е, при ведении протокола судебного заседания секретарем Ахметшиной Г.Н.,
при участии в судебном заседании: от ООО "Боготольскйи ВРЗ" (ответчика): Кривцова Д.В.- представителя по доверенности от 07.10.2009,
от ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала - Красноярская железная дорога (истца): Субботиной Ю.В.- представителя по доверенности от 14.11.2006, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "Боготольский вагоноремонтный завод"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 июля 2009 года, принятое судьей Шишкиной И.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога (далее - истец ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Боготольский вагоноремонтный завод" (далее - ответчик ООО "Боготолский ВРЗ") о взыскании 1 951 642 рубля 04 копейки платы за пользование вагонами.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 июля 2009 года исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Боготольский ВРЗ" в пользу ОАО "РЖД" взыскан 1 841 485 рублей 85 копеек долга и 20 059 рублей 24 копейки расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано. Не согласившись с судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 июля 2009 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению ответчика, решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 июля 2009 года необоснованно по следующим основаниям: - составленные истцом акты общей формы были представлены ответчику лишь после неоднократных запросов. На данных актах ответчик указал возражения и направил их в адрес истца. Истец не может ссылаться на указанные акты, как на допустимые доказательства;
- суд первой инстанции пришел к неверному выводу при расчете платы за пользование вагонами, применив Тарифное руководство N 2, утвержденное Постановление ФЭК РФ N 35/12 от 19.06.2002, тогда как расчет должен производиться в соответствии с условиями договора (пункт 4.7). При расчете не была применена телеграмма ОАО "РЖД" от 04.09.2008 N ЦФТОКР-10/512/ЦФД-16/40 о взыскании сбора за отстой вагонов. Судом не учтено, что все спорные вагоны являются нерабочим парком; - суд первой инстанции не исключил из расчета плату за пользование вагонами 50594423, 93162030, 93420677, 93508968, 933483365, 55959571, 51274496, поскольку данные вагоны не были поданы по вине истца;
- суд первой инстанции не учел, что у истца отсутствовали правовые основания для взыскания с ответчика платы за пользование вагонами, поскольку он не является собственником указанных вагонов. Истец свой отзыв на апелляционную жалобу мотивировал следующим:
- после составления актов общей формы на простой вагонов на путях общего пользования по одному экземпляру каждого акта было передано ООО "Боготольский ВРЗ". Часть актов общей формы N 2/2450, 2/2438,2/2027, 2/2436, 2/2066, 2/2349, 2/2437, 2/2173, 2/2439, 2/2422,2/2171, 2/2106, 2/2618 содержат подпись представителя ООО "Боготольский ВРЗ" Рябченок Г.М. с отметкой "отказались". На экземплярах актов общей формы, которые представил ООО "Боготольский ВРЗ" имеются возражения ответчика относительно содержания актов общей формы. Имеющиеся разногласия и возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы. Ответчик не представил доказательств, что свои возражения на обстоятельства, зафиксированные актами общей формы, были направлены им в адрес перевозчика. Акты общей формы N 2/2574, 2/2680, 2/2620, 2/2645, 2/2630, 2/2596, 2/2392, 2/2674, 2/2600, 2/2454, 2/2641, 2/2561 не были вообще подписаны уполномоченными представителями ответчика, в связи с чем, перевозчик оформил отказ от подписи документов; - у истца отсутствуют правовые основания для перерасчета начисленной платы за пользование вагонами в соответствии с условиями договора от 17.07.2007, поскольку отсутствуют акты общей формы, которые составляются в соответствии с пунктом 3.1.5 настоящего договора;
- ссылка ответчика на применение при расчете платы за отстой вагонов на телеграмму ОАО "РЖД" от 04.09.2008 N ЦФТОКР-10/512/ЦФД-16/40 о взыскании сбора за отстой вагонов неправомерна, поскольку в данной телеграмме речь идет о начислении платы за отстой собственных вагонов, требующих ремонта, которые находятся на путях общего пользования железнодорожных станций в ожидании завершения процедуры купли-продажи, списание вагонов из парка ОАО "РЖД" и передача их иным собственникам; - не доказан факт, что передача вагонов 50594423, 93162030, 93420677, 93508968, 933483365, 55959571, 51274496 не была произведена по вине истца.
Апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, назначено рассмотрение жалобы на 09 октября 2009 года.
Представители истца, ответчика в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела.
Между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" в лице филиала - Красноярская железная дорога и ООО "Боготольский Вагоноремонтный завод" заключен договор N 2/373 от 28.09.2007 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Боготольский ВРЗ", примыкающего к станции Базаиха Красноярской железной дороги, при обслуживании локомотивом "Владельца" (л.д. 31-39).
На основании данного договора осуществляется подача и уборка вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ООО "Боготольский ВРЗ" и обслуживаемый собственным локомотивом Владельца. Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производиться по уведомлению. Уведомление о подаче передаётся представителем Перевозчика Владельцу, не менее чем за 2 часа до подачи вагонов по телефону и регистрируется в книге уведомлений. Владелец обеспечивает круглосуточную работу по погрузке и выгрузке вагонов (п. 5 договора).
Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны, подаются локомотивом Перевозчика на выставочный путь; дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки (п.6 договора).
Согласно п. 9 договора N 2/373 о готовности к уборке (сдаче) возвращаемых перевозчику вагонов Владелец уведомляет приёмосдатчика ст. Боготол за 2 часа до предстоящей сдачи вагонов по телефону.
Согласно пункту 14 договора владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в размере, установленном Тарифным руководством N 2 утвержденным постановлением ФЭК России N 35/12 от 19.06.2002, в том числе за собственные и арендованные вагоны в ожидании их подачи на ж/д путь необщего пользования по вине грузоотправителя (грузополучателя, владельца пути необщего пользования. В случае изменения ставок они автоматически распространяются на настоящий договор.
Между ОАО "Российские железные дороги" (Дорога) и ООО "Боготольский вагоноремонтный завод" (Заказчик) заключён договор N 880010216 от 17.07.2007 г. на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание (л.д. 25-30).
В соответствии с п. 3.2.8 данного договора при задержке приёма или подачи вагонов по причинам, зависящим от Заказчика, последний обязуется вносить Дороге плату за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД" (собственные и арендованные), в размере 50 % от плат, приведённых в табл. N 9 Тарифного руководства N 2.
Расчет платы за пользование вагонами и начисление штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленными на основании памяток приемосдатчика, подписываемых уполномоченным лицом перевозчика и контрагента или представителем владельца по доверенности, выданной ему контрагентом.
Перевозчиком подавались ответчику вагоны (собственные), указанные в актах общей формы N 2128, 2130, 2422, 2106, 2066, 2027, 2349, 2641, 2600, 2618, 2438, 2574, 5452, 2437, 2454, 2450, 2436, 2439, 2171, 2391, 2173, 2131, 2561, 2674, 2392, 2645, 2620, 2630, 2680, 2596, которые простаивали на путях общего пользования ст. Боготол в сентябре, октябре, ноябре 2008 г.
О подаче вагонов уведомлялись представители ООО "Боготольский ВРЗ". В актах общей формы отражен период простоя вагонов в связи с непринятием их ответчиком из-за занятости подъездного пути клиента. По факту простоя вагонов составлены вышеуказанные акты общей формы.
Ведомости подачи-уборки вагонов N 126247, 126246, 126245, 126244, 126243, 126242, 126241, 126240, 126239, 126238, 126237, 126236, 126234, 126235, 126233, 126232, 126231, 126230, 126229, 126228, 126227, 126226, 126225, 126224, 126223, 126219, 126220, 126221, 126222, 126218 ответчиком не подписаны ввиду несогласия с платой за пользование вагонами, о чем перевозчиком составлены соответствующие акты общей формы. На основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в вышеуказанных ведомостях подачи и уборки вагонов начислена плата за пользование вагонами в размере 50% от ставок плат, предусмотренных Тарифным руководством N 2 (табл.9).
Копии соответствующих страниц книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку по вышеуказанным актам представлены в материалы дела.
По вышеуказанным ведомостям подачи-уборки вагонов истец начислил ответчику плату за пользование вагонами принадлежащими ответчику либо арендованными в сумме 1 951 642 рубля 04 копейки с учетом налога на добавленную стоимость. Поскольку ответчик не оплатил начисленную истцом сумму за пользование вагонами, то истец обратился в суд первой инстанции о взыскании с ответчика 1 951 642 рубля 04 копейки.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалованном судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющим в деле доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Третий арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения, исходя из следующего. Пункт 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Статья 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации устанавливает, что перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.
В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.
Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
В соответствии со статьей 39 Устава железных дорог Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, в том числе, в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается только за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. За время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования оплачиваемое время за пользование вагонами, контейнерами для погрузки грузов, выгрузки грузов определяется в соответствии с положениями главы IV Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, а за время нахождения в местах общего пользования - исчисляется за все время нахождения: с момента выдачи контейнеров с грузом грузополучателям для выгрузки или передачи грузоотправителям порожних контейнеров для их загрузки до момента возврата контейнеров на железнодорожные станции.
Статья 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации определяет, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Данная статья содержит перечень обстоятельств, при наличии которых необходимо составление коммерческого акта. Для удостоверения иных, не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств, оформляются акты общей формы и другие акты.
Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.4 Правил предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил).
В силу статьи 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обязательным условием взимания платы за пользование вагонами является выполнение перевозчиком обязанности уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее, чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Пунктами 2, 3 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 29, предусмотрено, что в соответствии со статьей 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия. Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, представлены акты общей формы, составленные по факту простоя вагонов в ожидании их приема на путях общего пользования.. В данных актах перечислены номера вагонов, прибывших в адрес ответчика, указана причина задержки (из-за занятости п/пути клиента), отражено время начала и окончания задержки (время подачи вагонов и время их приема). Представленные в материалы дела акты общей формы соответствуют требованиям, установленным Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Данные, содержащиеся в перечисленных документах, в совокупности являются достаточными для определения времени простоя спорных вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема ответчиком.
Истцом представлен расчет платы за пользование вагонами в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2, таблица 9) утвержденными постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 08.08.2002 N 3678). Для расчета платы за пользование вагонами истцом учтены базовая ставка и оплачиваемое время пользования. Согласно пункту 11 Тарифного руководства N 2, при задержке вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования по вине грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей плата взимается по таблицам N 9 и N 10 Тарифного руководства N 2.
Согласно пункту 12 Тарифного руководства N 2 при задержке приема грузополучателями, грузоотправителями, владельцами железнодорожных подъездных путей вагонов, контейнеров, принадлежащих им или арендованных у организаций федерального железнодорожного транспорта, плата за время нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования взимается в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства. В соответствии с пунктом 9 Тарифного руководства N 2 при исчислении оплачиваемого времени пользования вагонами, контейнерами период времени менее 15 минут в расчет не принимается, а период времени от 15 минут до одного часа принимается за полный час.
Расчет платы составлен истцом с применением коэффициентов базовых ставок, установленных Приказом ФСТ РФ от 30.04.2008 N 120-т/1 "Об индексации тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.05.2008 N 11631).
Условиями договора N 2/373 от 29.09.2007 установлено, что владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в размере, установленном Тарифным руководством N 2 утвержденным постановлением ФЭК России N 35/12 от 19.06.2002, в том числе за собственные и арендованные вагоны в ожидании их подачи на ж/д путь необщего пользования по вине грузоотправителя (грузополучателя, владельца пути необщего пользования. В случае изменения ставок они автоматически распространяются на настоящий договор.
Исследовав представленные акты общей формы, суд установил, что все акты (фиксирующие начало и окончание периода простоя), за исключением акта общей формы N 2/2027 от 01.10.2008 к ведомости подачи-уборки вагонов N 126242 предъявлялись для подписания уполномоченному лицу - коммерческому агенту Рябченок Г.М., действующей на основании доверенности N 09/09-08 от 229.09.2008 с правом подписи ведомостей подачи-уборки вагонов, памяток приемосдатчика, актов общей формы.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в сумме 110 156 рублей 19 копеек по акту общей формы N 2/2027 от 01.10.2008 к ведомости подачи-уборки вагонов N 126242, который предъявлялся неуполномоченному лицу - ПДО Рябцевой Н.Г., действующей на основании доверенности N 07/12-07 от 19.12.2007, которой не предоставлено право подписания актов общей формы.
Доводы ответчика о том, что при расчете платы за пользование вагонами не верно применено Тарифное руководство N 2, утвержденное Постановление ФЭК РФ N 35/12 от 19.06.2002, тогда как расчет должен производиться в соответствии с условиями договора (пункт 4.7) суд первой инстанции обоснованно отклонил. Как правильно установлено судом первой инстанции, расчет сбора ответчиком произведен за расстояние 19м. по ставке -105,95 рублей. В пункте 4.7. Договора, предусмотрено, что на начало действия Договора (т.е. 17.07.2007г.) договорной сбор за отстой вагонов составляет: при длине железнодорожного подвижного состава по осям автосцепок до 19 м. -105,95 рублей; длиной свыше 19 м. до 25 м.- 139,43 рублей сутки; длиной свыше 25м.-139,43+5,62 рублей/сутки за каждый метр длины свыше 25 метров.
Согласно пункту 3.1.5 договора N 880010216 от 17.07.2007г. за дополнительную плату согласно пункту 4.7 настоящего договора при наличии достаточного путевого развития и технологических возможностей станции Боготол (начальник станции) может предоставлять станционные пути общего пользования ст. Боготол, определенные начальником станции исходя из оперативной обстановки станции, для отстоя порожних собственных вагонов в ожидании подачи на путь необщего пользования заказчика для выполнения ремонта.
На каждый случай отстоя вагонов составляется акт общей формы, который подписывается уполномоченным представителем истца и ответчика, а также накопительная ведомость ФДУ-22, которая подписывается уполномоченными представителями заказчика.
В акте общей формы в строке "описание обстоятельств" указывается: "Отстой порожних собственных вагонов в ожидании подачи на п/п ООО "БВРЗ" для выполнения ремонта", а также указывается номер станционного пути, на которые были отставлены порожние вагоны, количество всех отставленных вагонов, а также их номера, дата и время подачи вагонов на выделенный станционный путь, дата и время окончания отстоя вагонов, время для начисления платы за отстой вагонов, расстояние подачи и уборки вагонов для начисления сбора за подачу и уборку вагонов.
Согласно п. 3.1.6. Договора оказывать дополнительные услуги, указанные в Приложение N 1, которое является неотъемлемой частью договора, по письменному заявлению, подаваемому Заказчиком на станцию отправления груза факсимильным, телеграфным способом или нарочным.
Таким образом, ответчику могут предоставляться пути для отстоя вагонов, но только на основании письменного заявления, при наличии путевого развития и технологических возможностей станции. Ответчиком не представлены письменные заявки на отстой вагонов, согласие начальника станции на отстой вагонов, акты общей формы на отстой вагонов, накопительные ведомости.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для расчета платы за пользование вагонами в соответствии с пунктом 4.7 договора от 17.07.2007.
Доводы заявителя жалобы, о том, что акты общей формы являются недопустимыми доказательствами, суд первой инстанции обоснованно отклонил. Как правильно установил суд, в актах общей формы N 2/128 от 08.10.2008, N 2/2130 от 08.10.2008, N 2/2422 от 11.10.2008, N 2/2106 от 07.10.2008, N 2/2066 от 03.10.2008, N 2/2349 от 25.10.2008, 2/2618 от 20.11.2008, N 2/2245 от 17.10.2008, N 2/2438 от 03.11.2008, N 2/2450 от 04.11.2008, N 2/2436 от 03.11.2008, N 2/2439 от 03.11.2008, N 2/2171 от 11.10.2008, N 2/2319 от 22.10.2008, N 2/2173 от 11.10.2008, N 2/2122 от 08.10.2008, N 2/2080 от 04.10.2008, N 2/2368 от 19.10.2008, N 2/2353 от 27.10.2008, N 2/2623 от 23.11.2008, N 2/2610 от 21.11.2008, N 2/2624 от 23.11.2008, N 2/2077 от 04.10.2008, имеется подпись представители грузополучателя, с пометкой "от подписи отказался". Указанное означает, что акты общей формы предъявлялись представителю ответчика, который проставил подписи в подтверждение факта отказа от подписания актов.
Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 3.2.4 Правил составления актов, в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением".
Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Ответчик не представил доказательств, что свои возражения по обстоятельствам, зафиксированным актами общей формы, были направлены им своевременно (не позднее следующих суток) в адрес перевозчика.
Часть актов общей формы N 2/2641, N 2/2600, N 2/2574, N 2/2437, N 2/2454, N 2/2391, N 2/2132, N 2/2561, N 2/2674, N 2/2392, N 2/2645, N 2/2620, N 2/2630, N 2/2680, N 2/2596 не были подписаны представителем ответчика Рябченок Г.М., которой представлялись для подписания, в связи с чем перевозчиком оформлен отказ от подписи, поскольку на основании пункта 3.2.4 Правил составления актов в случае отказа или уклонения грузополучателя от подписания акта общей формы и изложения своего мнения перевозчиком в строке акта общей формы "подпись" делается отметка: "От подписи отказался". При этом на оборотной стороне акта общей формы перевозчиком делается запись: "Настоящий акт был предъявлен на подпись" грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченного представителя этих лиц "в присутствии перевозчика" с указанием фамилии, имени, отчества и должности уполномоченных представителей перевозчика. Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномоченных представителей перевозчика. В данном случае грузополучатель также должен направить перевозчику свои разногласия или возражения не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Представленные ответчиком акты общей формы (заверенные станций) N 2/2422, 2/2106, 2/2066, 2/2349, 2/2641, 2/2600, 2/2618, 2/2438, 2/2574, 2/2437, 2/2454, 2/2436, 2/2439, 2/2173, 2/2561, 2/2674, 2/2392, 2/2645, 2/2620, 2/2630, 2/2680, 2/2596 совпадают с представленными истцом по дате их составления, номерам вагонов, времени простоя, лицу, которому предъявлялись данные акты для подписания, а также лицам, подписавшими акт со стороны перевозчика. При этом представленные ответчиком и заверенные станцией данные акты с лицевой стороны представлены в копии, а с обратной стороны - с подлинными подписями работников дороги.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо. участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку ответчик не представил доказательств направления истцу тех возражений, которые содержатся в представленных им копиях актов общей формы, заверенных ООО "Боготольский ВРЗ", то суд апелляционной инстанции не может принять довод ответчика, что акты общей формы являются недопустимыми доказательствами. Довод ответчика об исключении из расчета платы за пользование вагонами 50594423, 93162030, 93420677, 93508968, 933483365, 55959571, 51274496 по причине, что передача указанных вагонов не произошла по вине истца, суд апелляционной инстанции находит его несостоятельным, поскольку заявитель ничем не обосновал и доказал данный довод.
Поскольку стороны в договоре согласовали, что ответчик оплачивает пользование вагонами, в том числе собственными либо арендованными истцом, а также в виду наличия в деле актов общей формы, подписанных представителем ответчика, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у открытого акционерного общества "Российские железные дороги" оснований для начисления ответчику платы за пользование вагонами, при этом довод ответчика об отсутствии правовых оснований взыскания с ответчика платы за пользование вагонами, поскольку истец не является собственником указанных вагонов судом апелляционной инстанции отклоняется. Суд первой инстанции в достаточно полной мере и всесторонне исследовал обстоятельства дела и проверил доводы сторон, в том числе аналогичные изложенным в апелляционной жалобе, дал им правильную оценку. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об обоснованности исковых требований.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены решения от 22 июля 2009 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-4938/2009.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагается на ответчика. Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 июля 2009 года по делу N А33-4938/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Хасанова |
Судьи |
В.В. Радзиховская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-4938/2009
Истец: ОАО Российские железные дороги в лице филиала - КЖД
Ответчик: ООО Боготольский ВРЗ
Кредитор: МИФНС N 5
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4279/10
31.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4279/10
21.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А33-4938/2009
16.10.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3593/2009