г. Красноярск |
Дело N А74-3460/2009 |
13 ноября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 10 ноября 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 ноября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Первухиной Л.Ф.,
судей: Демидовой Н.М., Дунаевой Л.А.,
при участии:
от заявителя: Карповой Л.А.- представителя по доверенности N 10 от 14.08.2009,
от ответчика: Васильева Н.А. - представителя по доверенности от 22.06.2009 N 53,
при ведении протокола настоящего судебного заседания секретарем судебного заседания И.П. Скрипниковой,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каскад"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "22" сентября 2009 года
по делу N А74-3460/2009, принятое судьей Тутарковой И.В.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Каскад" обратилось в арбитражный суд с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Хакасия о признании незаконным и отмене постановления от 24 июля 2009 года N 7/21 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 20.000 руб., в части привлечения общества к ответственности за нарушение требований подпункта "б" пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 сентября 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, мотивируя следующими доводами:
- ответственность по подпункту "б" пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 распространяется на нефтедобывающие и газодобывающие организации, - деятельность ООО "Каскад" связана с геологическим изучением недр, то есть изъятием через передвижные нестационарные скважины грунта для изучения на золотоносность, однако не вызывает те пожароопасные последствия, при которых требуется очистка от лесных насаждений территории в радиусе 50 метров от пробуриваемых нестационарных скважин.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Хакасия не согласилось с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
Общество с ограниченной ответственностью "Каскад" зарегистрировано в качестве юридического лица 23.11.1998 Администрацией Орджоникидзевского района за номером 222-100 и 08.01.2003 внесено Межрайонной инспекцией МНС России N 5 по Республике Хакасия в Единый государственный реестр юридических лиц, о чём выдано свидетельство серии 19 N 0498114. ООО "Каскад" на основании договора аренды лесного участка от 06.05.2008 N37, заключённого с Государственным комитетом по лесу Республики Хакасия, в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, принял во временное пользование лесной участок площадью 9,135 га, расположенный в границах Республики Хакасия, муниципального образования Орджоникидзевский район, квартал 152 (выделы 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 13), 153 (выделы 6, 15, 20, 34, 35), 155 (выделы 13, 14, 24), 156 (выдел 6), 137 (выделы 1, 2) Орджоникидзевского участкового лесничества Саралинского лесничества.
На основании приказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Хакасия от 26.06.2009 N 468-в в период с 06.07.2009 по 31.07.2009 должностным лицом Управления проведена плановая проверка соблюдения ООО "Каскад" обязательных требований, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на лесном участке, предоставленном ООО Каскад" в аренду по договору аренды лесного участка от 06.05.2008 N 37. О проведении плановой проверки ООО "Каскад" было уведомлено посредством факсимильной связи 06.07.2009.
В ходе проверки должностным лицом Управления в присутствии Баженова А.А. - представителя ООО "Каскад" по доверенности от 07.07.2009 N 8, был составлен протокол осмотра принадлежащих юридическом лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 16.07.2009.
В протоколе указано, что 16.07.2009 в 11 час. 50 мин. в Орджоникидзевской районе на территории Орджоникидзевского участкового лесничества Саралинского лесничества в лесном квартале 152 выделах 3;8;13, отведённых под буровые скважины обществу на основании договора аренды лесного участка от 06.05.2008 N 37, обнаружены три разведочные линии РЛЗ -0,15 га; РЛ 11- 0,11 га; РЛ-19 -0,15 га, на которых ООО "Каскад" велись геолого-разведочные работы (бурение скважин). Данная территория в нарушение подпункта "б" пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, не была очищена от лесных насаждений в радиусе 50 м от пробуренных скважин. 16.07.2009 по факту выявленного правонарушения должностным лицом Управления в отношении ООО "Каскад" составлен протокол N 7/09/09 об административном правонарушении.
Обстоятельства осуществления обществом геолого-разведочных работ (бурение скважин) на трёх разведочных линиях РЛЗ -0,15 га; РЛ 11- 0,11 га; РЛ-19 -0,15 га в Орджоникидзевском районе на территории Орджоникидзевского участкового лесничества Саралинского лесничества в лесном квартале 152 выделах 3, 8, 13, не очищенной от лесных насаждений в радиусе 50 метров от пробуренных скважин, квалифицированы в протоколе как правонарушение, предусмотренное статьёй 8.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении подпункта "б" пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417. 24.07.2009 исполняющий обязанности руководителя Управления рассмотрел дело в отношении общества и вынес постановление по делу об административном правонарушении N 7/21 о привлечении ООО "Каскад" к административной ответственности на основании статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20.000 руб.
Не согласившись с постановлением Управления в части нарушения ООО "Каскад" требований подпункта "б" пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 2 статьи 22.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314, пункта 8.3.13 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утверждённого Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.06.2006 (в редакции Приказа от 22.08.2008 N 407), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный пожарный надзор в лесах, на органы Россельхознадзора возложены полномочия по осуществлению государственного пожарного надзора в лесах.
Протокол об административном правонарушении от 16.07.2009 N 7/09/09 составлен уполномоченным должностным лицом - государственным инспектором отдела государственного лесного контроля, государственного пожарного надзора в лесах и охотничьего надзора Управления Скляровым В.А. в соответствии с Приказом Россельхознадзора от 12.04.2005 N 138 "О перечне должностных лиц Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".
Дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление от 24.07.2009 N 7/21 вынесено уполномоченным должностным лицом - исполняющим обязанности руководителя Управления Мелехиным В.В. Согласно приказу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Хакасия от 16.07.2009 N 66 в период с 20.07.2009 по 02.08.2009 обязанности руководителя Управления возложены на заместителя руководителя Управления Мелехина Владимира Венедиктовича.
Требования статей 28.2, 28.5, 29.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответчиком при составлении протокола, а также вынесении оспариваемого постановления соблюдены. Постановление о назначении административного наказания от 24.07.2009 N 7/21 вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соблюдении административным органом порядка привлечения к административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения предполагает осуществление лицом бездействия по несоблюдению правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В силу статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и настоящим Кодексом.
Статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
3) мониторинг пожарной опасности в лесах;
4) разработка планов тушения лесных пожаров;
5) тушение лесных пожаров;
6) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Частью 4 приведенной нормы предусмотрено, что Правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно пункту 3 названных Правил в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется полностью очистить от лесных насаждений территорию в радиусе 50 метров от пробуриваемых и эксплуатируемых скважин (при эксплуатации нефтяных и газовых скважин по закрытой системе - в радиусе 25 метров).
Согласно пункту 38 Правил пожарной безопасности в лесах лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из материалов дела следует, что ООО "Каскад" вменено нарушение подпункта "б" пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах в связи с тем, что им не очищена от лесных насаждений территория в радиусе 50 метров от пробуриваемых скважин при проведении им по договору от 06.05.2008 N 37, заключённому с Государственным комитетом по лесу Республики Хакасия, геолого-разведочных работ (бурения скважин) на трёх разведочных линиях в Орджоникидзевском районе на территории Орджоникидзевского участкового лесничества Саралинского лесничества в лесном квартале 152 выделах 3, 8, 13.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для привлечения ООО "Каскад" к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Осуществление ООО "Каскад" деятельности по геологическому изучению недр с целью оценки промышленной золотоносности месторождения (бурение трех скважин в квадрате 152, выделы 3,8,13) подтверждается материалами дела: геологическим заданием на проведение оценочных работ на золото в пределах площади Саралинского местрождения, приложением N 3 к договору аренды лесного участка N 37 от 06.05.2008, заключением экспертной комиссии по рассмотрению проекта на проведение оценочных работ на золото в пределах площади Саралинского местрождения, приказом N 18 от 01.07.2008 о создании участка буровых работ в 2008 году (л.д. 17-20, 27, 37-47, 120). Согласно приказу N 18 от 01.07.2008 о создании участка буровых работ в 2008 году бурение скважин осуществлялось с 01.07.2008, то есть в пожароопасный период, установленный пунктом 8 Правил пожарной безопасности в лесах.
В договоре аренды лесного участка от 06.05.2008 N 37 имеются предписания к Арендатору по использованию лесного участка в соответствии с лесным законодательством (подпункт "а" пункта 11), выполнении им других обязанностей, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (подпункт "л" пункта 11). В приложении N 6 к договору аренды лесного участка N 37 от 06.05.2008 установлены объемы и сроки выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке.
Как следует из материалов дела, ширина просек под разведочные линии, на которых размещались пробуриваемые скважины, составляет 10 метров (л.д. 19).
В силу подпункта "б" пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах, указанных выше положений договора аренды лесного участка N 37 от 06.05.2008, на общество возложена обязанность полностью очистить от лесных насаждений территорию в радиусе 50 метров (с учетом ширины просеки 10 м.) от пробуриваемых и эксплуатируемых скважин.
Указанная обязанность обществом не исполнена, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренную статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции отклоняет как не состоятельные доводы апелляционной жалобы о том, что ответственность по подпункту "б" пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 распространяется на нефтедобывающие и газодобывающие организации, деятельность ООО "Каскад" связана с геологическим изучением недр, то есть изъятием через передвижные нестационарные скважины грунта для изучения на золотоносность, однако не вызывает те пожароопасные последствия, при которых требуется очистка от лесных насаждений территории в радиусе 50 метров от пробуриваемых нестационарных скважин ввиду следующего.
Правила пожарной безопасности устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при осуществлении деятельности в них всех хозяйствующих субъектов - юридических лиц и граждан (пункт 1).
Подпункт "б" пункта 33 расположен в разделе восьмом Правил "Требования пожарной безопасности в лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых".Использованный термин "полезные ископаемые" означает природные минеральные образования земной коры, которые могут быть применены в сфере материального производства и по своему физическому состоянию подразделяются на газообразные, жидкие и твердые; к твердым относятся угли, руды, нерудные полезные ископаемые.
В данном случае речь идет о бурении скважин при геологическом изучении недр с целью оценки промышленной золотоносности месторождения, следовательно, подлежат применению положения подпункта "б" пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах: "при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется полностью очистить от лесных насаждений территорию в радиусе 50 метров от пробуриваемых и эксплуатируемых скважин" (общее правило). При этом содержащееся в скобках правило "при эксплуатации нефтяных и газовых скважин по закрытой системе - в радиусе 25 метров", как специальная норма, касается работ, связанных с указанной системой эксплуатации скважин.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО "Каскад" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказана административным органом. ООО "Каскад" не представило пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных противопожарных мероприятий, в том числе по очистке спорной территории от лесных насаждений в радиусе 50 метров (с учетом ширины просеки 10 метров) от пробуренных скважин.
Суд апелляционной инстанции не установил обстоятельств, препятствующих соблюдению ООО "Каскад" правил пожарной безопасности в лесах и исключающих вину общества в совершении административного правонарушения.
Таким образом, несоблюдение обществом требований подпункта "б" пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 22 сентября 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 сентября 2009 года по делу N А74-3460/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Ф. Первухина |
Судьи |
Н.М. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-3460/2009
Истец: ООО "Каскад"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Хакасия
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4411/2009