г. Красноярск |
Дело N А33-11584/2009 |
17 ноября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Демидовой Н.М.,
судей: Дунаевой Л.А., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Вариант-999" - Андреева Н.И., на основании доверенности от 10.10.2009; департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска - Обединой Е.А., на основании доверенности от 02.10.2009 N 63
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 03 сентября 2009 года по делу N А33-11584/2009, принятое судьей Баукиной Е.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вариант-999" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, предмет которого был изменен в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о признании незаконным решения от 30.06.2009 N 34625 об отказе в представлении земельного участка в собственность за плату и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, кадастровый номер 24:50:0600101:25, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Монтажников, 60, площадью 35 584 кв.м. по цене выкупа в размере 1 128 902,40 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03 сентября 2009 года заявленные требования удовлетворены. Решение департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 30.06.2009 N 34625 об отказе в представлении земельного участка в собственность за плату признано незаконным. На департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска возложена обязанность заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Вариант-999" договор купли-продажи земельного участка, кадастровый номер 24:50:0600101:25, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Монтажников, 60, площадью 35 584 кв.м. по цене выкупа в размере 1 128 902,40 рублей.
Не согласившись с данным решением, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обратился в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Вариант-999" требований в полном объеме.
Департамент считает, что он правомерно, в соответствии с действующим законодательством отказал обществу с ограниченной ответственностью "Вариант-999" в предоставлении за плату спорного земельного участка. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на следующие доводы:
- договор не может быть заключен на условиях заявителя в части установления выкупной цены земельного участка в сумме, на которую ссылается заявитель; законодательством внесены изменения в части определения кадастровой стоимости земельных участков; заявитель не представил департаменту запрашиваемую кадастровую карту (с указанием кадастровой стоимости земельного участка), в связи с чем, отсутствовала возможность определения выкупной цены земельного участка на момент принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату в соответствии с действующим законодательством; - департамент не согласен с судом первой инстанции в части определения цены испрашиваемого земельного участка в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка; Законом Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 не предусмотрена возможность отчуждения земельного участка из муниципальной собственности по стоимости, предусмотренной абзацем 1 пункта 1 статьи 11 указанного Закона, собственникам зданий и сооружений, которые приобрели указанные объекты на основании договора купли-продажи; к заявлению общества не была приложена выкопировка из плана приватизации предприятия "Красноярскавтотехобслуживание", подтверждающая, что здание, расположенное на испрашиваемом участке, было приватизировано.
Общество с ограниченной ответственностью "Вариант-999" считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы. Представитель общества с ограниченной ответственностью "Вариант-999" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Вариант-999" обратилось в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с оформлением договора купли-продажи земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 24:50:0600101:25, площадью 35 584 кв.м., на котором расположен объект недвижимости, находящийся на праве собственности общества с ограниченной ответственностью "Вариант-999", по адресу: 660052, г. Красноярск, ул. Монтажников, 60, строения 2, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16. Указанное заявление зарегистрировано департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска 26.08.2008 за входящим номером 40683.
К указанному заявлению, в том числе, приложен кадастровый паспорт земельного участка от 20.08.2008 N 50/08-8126 с кадастровым номером 24:50:0600101:25.
На основании решения департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 30.06.2009 N 34625 обществу с ограниченной ответственностью "Вариант-999" отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0600101:25, общей площадью 35 584 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Монтажников, 60, строения 2, 5, 6, 8, 10-16. Отказ мотивирован тем, что в связи с изменением законодательства в части определения кадастровой стоимости земельных участков, необходимостью заключения договора купли-продажи, соответствующего действующему законодательству, при отсутствии кадастрового паспорта на истребуемый к продаже земельный участок, с указанием кадастровой стоимости, действующей на сегодняшний день, передача земельного участка в собственность не представляется возможной. В решении также указано, что Законом Красноярского края от 04.12.2008 N 72542 не предусмотрена возможность отчуждения земельного участка из муниципальной собственности по стоимости согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 11 указанного закона собственникам зданий и сооружений, приобретших такие объекты на основании договора купли-продажи.
В материалы дела заявителем представлены следующие документы:
- копии свидетельств о праве собственности ООО "Вариант-999" на нежилые здания, расположенные на испрашиваемом земельном участке: на нежилое здание лит. В, В1, В2, В3, В5 серии 24 БО N 003652, на нежилое здание стр. 2, серии 24 БО N 003651, на нежилое здание стр. 5 серии 24 БФ N 008238, на нежилое здание стр. 6 серии 24 БФ N 005093, на нежилое здание стр. 8 серии 24 БО N 003654, на нежилое здание стр. 10 серии 24 БО N 003650, на нежилое здание стр. 11 серии 24 БО N 003650, на нежилое здание стр. 12 серии 24 БШ N 002956, на нежилое здание стр. 13 серии 24 БН N 009531, на нежилое здание стр. 14 серии 25 БЦ N 006486, на нежилое здание стр. 15 серии 24 БО N 003653, на нежилое задние стр. 16 серии 24 БО N 003865; - технические паспорта указанных объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
- договоры купли-продажи недвижимости, расположенной на земельном участке по адресу: г. Красноярск, ул. Монтажников, 60, от 04.09.2001 N 2Н, от 11.10.2001 N 3Н, от 29.11.2001 N 4Н, от 15.02.2002 N 5Н, от 28.02.2002 N 6Н, заключенные между ЗАО "Красноярскавтотехобслуживание" (продавец) и ООО "Вариант-999" (покупатель). В пунктах 1.2. договоров 04.09.2001 N 2Н, от 11.10.2001 N 3Н, от 29.11.2001 N 4Н, от 15.02.2002 N 5Н указано, что недвижимое имущество принадлежит продавцу на праве собственности на основании плана приватизации от 11.07.1992, приложения N 1, договора от 28.08.1992 N 00140 о выкупе государственного имущества арендного предприятия "Красноярскавтотехобслуживание".
- выкопировка из плана приватизации арендного предприятия "Красноярскавтотехобслуживание" от 24.07.1992.
Согласно договору аренды земельного участка от 28.12.2001 N 6641 арендодатель (администрация города Красноярска) предоставляет арендатору (ООО "Вариант-999") в аренду земельный участок, расположенный в Кировском районе по адресу: ул. Монтажников, (кадастровый номер 24:50:0600102:0007), категория земель - земли поселений, оценочная зона 58, площадью 36 065,89 кв.м., согласно прилагаемому плану.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 18.06.2008 испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 24:50:0600101:25 имел предыдущие кадастровые номера: 24:50:06 00 102:0007 (24:50:0600101:25), кадастровая стоимость земельного участка равна 45 156 096,00 рублей.
В материалы дела также представлены документы: заключение Управления архитектуры администрации города Красноярска от 13.02.2006 N 2402 о передаче ООО "Вариант-999" земельного участка в собственность со списком ограничений по использованию, обременений обязательствами и сервитутов; распоряжение администрации города Красноярска от 07.04.2008 N 1079-недв "Об утверждении границ земельного участка по ул. Монтажников, 60, строения 2, 5, 6, 8, 10-16"; заключение департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 22.01.2008 N 16691 по состоянию земельного участка ООО "Вариант-999".
Полагая, что решение департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 30.06.2009 N 34625 является незаконным, нарушающим права и законные интересы, общество с ограниченной ответственностью "Вариант-999" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства. По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативные правовые акты, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании таких актов недействительными, действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Правовой статус органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с подпунктами 9, 11 пункта 2 статьи 6 данного закона к вопросам местного значения относятся, в том числе, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за использованием земель на территории муниципального образования.
В силу пункта 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании пункта 3.13 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденного постановлением администрации города Красноярска от 15.02.2005 N 55/1, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска проводит приватизацию муниципального имущества, в том числе объектов муниципального жилищного фонда, продажу земельных участков в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города.
Таким образом, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, как орган местного самоуправления, является уполномоченным органом на решение вопросов о предоставлении земельных участков в собственность.
Согласно пункту 3 статьи 28 и пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления заявления готовит проект договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Вариант-999" о предоставлении в собственность за плату земельного участка с оформлением договора купли-продажи земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, (кадастровый номер 24:50:0600101:25), площадью 35 584 кв.м., на котором расположены объекты недвижимости, находящиеся на праве собственности (строения 2, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16), по адресу: 660052, г. Красноярск, ул. Монтажников, 60, зарегистрировано департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска 26.08.2008 за входящим номером 40683. К заявлению, в том числе, приложен кадастровый паспорт земельного участка от 20.08.2008 N 50/08-8126 с кадастровым номером 24:50:0600101:25.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 18.06.2008 испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 24:50:0600101:25 имел предыдущие кадастровые номера: 24:50:06 00 102:0007 (24:50:0600101:25), кадастровая стоимость земельного участка равна 45 156 096,00 рублям.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений, нарушив предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации двухнедельный срок для подготовки проекта договора купли-продажи, только спустя десять месяцев после подачи заявления принял решение от 30.06.2009 N 34625 об отказе в предоставлении участка в собственность за плату, мотивирован отказ изменением законодательства в части определения кадастровой стоимости земельных участков, необходимостью заключения договора купли-продажи, соответствующего действующему законодательству, отсутствием в Законе Красноярского края от 04.12.2008 N 72542 возможности отчуждения земельного участка из муниципальной собственности по стоимости, предусмотренной абзацем 1 пункта 1 статьи 11 указанного закона, собственникам зданий и сооружений, приобретших такие объекты на основании договора купли-продажи (не в результате приватизации), предложив обществу с ограниченной ответственностью "Вариант-999" оформить новый кадастровый паспорт с учетом новой повышенной кадастровой стоимости, согласно Закону Красноярского края от 04.12.2008 N 72542.
Однако, такое деяние противоречит действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 24.07.2007) установлен субъектный состав лиц, которым до 01.01.2010 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К таким лицам относятся:
- коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности; - граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений и сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не предусмотрен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения, сооружения, их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек; - 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности. Указанная норма не содержит указаний о том, что действие данных пунктов распространяется только на первых собственников, осуществивших приватизацию находящихся на этом земельном участке зданий, строений, сооружений. Департамент неверно толкует данную норму права, чем ограничивает права лиц, в отношении которых распространяется действие закона.
Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Материалами дела подтверждается право собственности общества с ограниченной ответственностью "Вариант-999" на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке по адресу: г. Красноярск, ул. Монтажников, 60: на нежилое здание лит. В, В1, В2, В3, В5 (копия свидетельства о праве собственности: серии 24 БО N 003652), на нежилое здание стр. 2 (копия свидетельств о праве собственности серии 24 БО N 003651), на нежилое здание стр. 5 (копии свидетельства о праве собственности серии 24 БФ N 008238), на нежилое здание стр. 6 (копия свидетельства о праве собственности серии 24 БФ N 005093), на нежилое здание стр. 8 (копия свидетельства о праве собственности серии 24 БО N 003654) на нежилое здание стр. 10 (копия свидетельства о праве собственности серии 24 БО N 003650), на нежилое здание стр. 11 (копии свидетельств о праве собственности серии 24 БО N 003650), на нежилое здание стр. 12 (копия свидетельства о праве собственности серии 24 БШ N 002956, на нежилое здание стр. 13 (копия свидетельства о праве собственности серии 24 БН N 009531), на нежилое здание стр. 14 (копия свидетельства о праве собственности серии 25 БЦ N 006486), на нежилое здание стр. 15 (копия свидетельства о праве собственности серии 24 БО N 003653), на нежилое задние стр. 16 (копия свидетельства о праве собственности серии 24 БО N 003865); договорами от 04.09.2001 N 2Н, от 11.10.2001 N 3Н, от 29.11.2001 N 4Н, от 15.02.2002 N 5Н купли-продажи недвижимости, расположенной на земельном участке по адресу: г. Красноярск, ул. Монтажников, 60, от 28.02.2002 N 6Н, заключенными между ЗАО "Красноярскавтотехобслуживание" (продавец) и ООО "Вариант-999" (покупатель), в пунктах 1.2. которых указано, что недвижимое имущество принадлежит продавцу на праве собственности на основании плана приватизации от 11.07.1992, приложения N 1, договора N 00140 от 28.08.1992 о выкупе государственного имущества арендного предприятия "Красноярскавтотехобслуживание".
В материалы дела также представлена выкопировка из плана приватизации арендного предприятия "Красноярскавтотехобслуживание" от 24.07.1992.
В Письме Минэкономразвития Российской Федерации от 16.07.2008 N Д08-2162 "О разъяснении положения Приказа Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 в части, касающейся представления документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в собственность на условиях, установленных законодательством (пункт 7)" даны разъяснения, что при приобретении в собственность земельного участка по меньшей цене, то есть в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", заявитель (коммерческая организация, индивидуальный предприниматель) должен представить документы, подтверждающие отчуждение здания, строения, сооружения, расположенных на испрашиваемом земельном участке, из государственной или муниципальной собственности. К таким документам, в том числе, можно отнести документы, подтверждающие переход права собственности на здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставших их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок.
Правовая позиция, изложенная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08, согласно которой льготная цена выкупа земельных участков в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 24.07.2007) действует в отношении не только первых собственников приватизированных зданий, строений и сооружений, но и последующих, свидетельствует о том, что при рассмотрении таких дел достаточно установить факт отчуждения спорного недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий. Участие либо неучастие в процессе приватизации претендента на выкуп земельного участка не имеет правового значения для применения льготной цены выкупа земельного участка.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что общество с ограниченной ответственностью "Вариант-999" относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 24.07.2007), поскольку здания, расположенные на спорном земельном участке, ранее были приобретены в процессе приватизации государственного имущества.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что решение департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 30.06.2009 N 34625 не соответствует положениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Поскольку порядок, установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для органов местного самоуправления обязателен, а в соответствии с пунктом 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о цене является существенным условием договора купли-продажи, выкупная цена земельного участка в данном случае должна быть определена на дату, когда орган местного самоуправления должен был издать постановление и направить заявителям проект договора. При расчете выкупной цены исполнительному органу следовало применить тариф, действующий на ту дату, когда следовало принять решение о реализации земельного участка.
На дату рассмотрения заявления ООО "Вариант-999" о предоставлении в собственность за плату земельного участка с оформлением договора купли-продажи с учетом положений пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (26.09.2008) правила определения цены земельного участка устанавливались статьей 14 Закона Красноярского края от 24.04.2008 N 5-1581 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
Согласно статье 14 указанного Закона до 1 января 2010 года на территории Красноярского края цена земли устанавливается в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что расчет выкупной цены за земельный участок произведен в соответствии с Законом Красноярского края от 24.04.2008 N 5-1581 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", действующим на дату рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "Вариант-999" (26.09.2008), следовательно, требование заявителя об обязании департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска заключить с ООО "Вариант-999" договор купли-продажи земельного участка, кадастровый номер: 24650:0600101:25, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Монтажников, 60, площадью 35 584 кв.м. по цене выкупа в размере 1 128 902,40 рублей правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Ссылка департамента на Закон Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 является необоснованной, поскольку указанный закон издан после истечения срока, предусмотренного земельным законодательством для заключения договора купли-продажи спорного земельного участка. При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции от 03 сентября 2009 года и для удовлетворения апелляционной жалобы. Таким образом, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 03 сентября 2009 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 03 сентября 2009 года по делу N А33-11584/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий: судья |
Н.М. Демидова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-11584/2009
Истец: ООО "Вариант-999"
Ответчик: Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4364/2009