г. Красноярск |
Дело N А74-2871/2009 |
13 ноября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 ноября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычковой О.И.,
судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.,
при ведении протокола настоящего судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
с участием представителей:
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия - Тонкошкурова В.Н. по доверенности от 01.06.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "31" августа 2009 года
по делу N А74-2871/2009, принятое судьей Каспирович Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Республики Хакасия "Центр занятости населения Усть- Абаканского района" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 02.06.2009 N 38 в части расходов на приобретение основных средств на сумму 119 000 рублей за счет средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения. Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 августа 2009 года заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить.
В апелляционной жалобе теруправление ссылается на следующие доводы:
- в нарушение статьи 7.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения Российской Федерации" учреждением произведены расходы на приобретение основных средств на сумму 119 000 рублей за счет средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населению; - спор о признании недействительным предписания теруправления неподведомственен арбитражному суду, поскольку оно не нарушает права и законные интересы учреждения, не создает для него препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности.
Государственное учреждение Республики Хакасия "Центр занятости населения города Абакана" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя теруправления, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
На основании централизованного задания Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 25.03.2009 N 43-01-02-25/1287 Росфиннадзором проведена проверка использования Центром занятости населения субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости за период с 01.01.2008 по 31.12.2008.
По итогам проверки составлен акт от 24.04.2009 N 77, в котором отражены выявленные нарушения, в том числе приобретение основных средств на общую сумму 119 000 рублей за счет средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения. Центром занятости населения представлены разногласия на акт проверки, в которых приведены доводы, аналогичные указанным в заявлении. Заключением от 03.06.2009 N 80-06-22/817 разногласия по оспариваемому эпизоду не приняты.
На основании акта проверки от 24.04.2009 N 77 Росфиннадзором вынесено представление от 02.06.2009 N 38, в пункте 1 раздела 2 "Иные финансовые нарушения" которого приобретение основных средств за счет средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в сумме 119 000 рублей отражено как нарушение статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения Российской Федерации" и Методики определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 35. Центр занятости населения с представлением от 02.06.2009 N 38 в указанной части не согласен, считает его не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы последнего, в связи с чем, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании представления недействительным в части.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд проверяет оспариваемый акт на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Судом апелляционной инстанции проверено наличие соответствующих полномочий должностного лица Росфиннадзора по Республике Хакасия на принятие оспариваемого представления от 02.06.2009 N 38.
В соответствии со статьями 157, 268, 281-284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, пунктами 1, 5.1.1, 5.1.3, 5.14.1, 5.14.7, 5.14.8 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 89н, Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н, оспариваемое представление от 02.06.2009 N 38 вынесено Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия в соответствии с его полномочиями.
Как следует из материалов дела, в 2008 году Центром занятости населения приобретены основные средства (компьютеры, мониторы, принтер, сетевые фильтры, банкетки, сетевой распределитель, модем) на общую сумму 119 000 рублей за счет средств статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств", предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения. Приобретение Центром занятости населения основных средств за счет указанных денежных средств расценено теруправлением как нарушение статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения Российской Федерации" и Методики определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 35.
Представлением о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 02.06.2009 N 38 (пункт 1 раздела II "Иные финансовые нарушения") Центру занятости населения предложено принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства.
Удовлетворяя требование Центра занятости населения о признании недействительным в части представления от 02.06.2009 N 38, суд первой инстанции исходил из того, что спорная сумма 119 000 рублей израсходована в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств, в соответствии с указаниями главного распорядителя бюджетных средств.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы правомерными и обоснованными в силу следующего. Согласно пункту 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий.
В соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" определены полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 статьи 7.1 указанного Закона установлено, что средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основе методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности населения и поправочных коэффициентов, учитывающих уровень безработицы и размеры выплат пособий по безработице.
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 36, настоящие Правила регулируют порядок предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на финансовое обеспечение следующих полномочий Российской Федерации, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (включая расходы на осуществление этих полномочий, оплату услуг почтовой связи и банковских услуг) в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации.
Согласно пунктам 30 и 31 Методики определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 35, при расчете средств субвенции, связанных с расходами органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период предусмотрены затраты:
- затраты на оплату труда (с учетом начислений) органов и прочие выплаты работникам службы занятости субъектов Российской Федерации (согласно бюджетной классификации расходы по статьям 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда", 211 "Оплата труда", 212 "Прочие выплаты", 213 "Начисления на оплату труда"); - материальные затраты и прочие услуги (статьи 220 "Оплата работ, услуг", 221 "Услуги связи", 222 "Транспортные услуги", 223 "Коммунальные услуги", 224 "Арендная плата за пользование имуществом", 225 "Услуги по содержанию имуществом", 226 "Прочие услуги");
- другие затраты (статьи 290 "Прочие расходы", 300 "Поступление нефинансовых активов", в том числе 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости нематериальных запасов"), которые определяются исходя из уровня соответствующих показателей предшествующего периода.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждёнными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 N 74н, на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" относятся расходы, в том числе, по оплате договоров на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, прочих основных средств (столов, книжных шкафов и других предметов хозяйственного инвентаря); прочих основных средств.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что перечень расходов органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации является открытым, указанные расходы органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации являются составной частью общего объема субвенции, предоставляемой в доход бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий в области содействия занятости населения. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что приобретение Центром занятости населения основных средств (компьютеров, мониторов, принтера, сетевого фильтра, банкеток, сетевого распределителя, модема) на общую сумму 119 000 рублей за счет средств статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств", предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, не противоречит бюджетному законодательству и является правомерным.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (приложение 37, таблица 22) бюджету Республики Хакасия утверждены расходы в виде субвенции на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы на осуществление этих полномочий, в размере 210 861 500 рублей.
Законом Республики Хакасия от 16.12.2008 N 89-ЗРХ "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" Государственному комитету по занятости населения Республики Хакасия на осуществление переданных полномочий, включая расходы на осуществление этих полномочий, утверждены расходы в сумме 211 003 000 рублей с учетом остатка средств на 01.01.2008 в сумме 144 448 рублей с распределением по разделам, подразделам, целевым статьям расходов и видам расходов, из них по разделу, подразделу 0401, целевой статье 5100200 "Осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы на осуществление этих полномочий", виду расходов 001 "Выполнение функций бюджетными учреждениями" в сумме 77 503 000 рублей.
Согласно уведомлениям о бюджетных ассигнованиях главный распорядитель - Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия распределил бюджетные ассигнования и довел лимиты бюджетных обязательств до получателя бюджетных средств - Центра занятости населения, в том числе по статье 310 ЭКР на приобретение основных средств на 2008 год.
Центром занятости населения в соответствии с доведенными бюджетными ассигнованиями составлена смета расходов на 2008 год, которая утверждена главным распорядителем, в последующем приобретены основные средства (л.д. 91-92). Заявителем ежеквартально представлялись в Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия отчеты о расходовании и учете средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерацией в области занятости населения, по утвержденной форме, а Госкомитетом - в Федеральную службу по труду и занятости.
В отчете о расходовании средств субвенций также отражены расходы по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств". Наличие в утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 281 от 18.04.2007 форме отчета графы "Увеличение стоимости основных средств" свидетельствует о возможности произведения подобных расходов.
С учетом того, что выделенные учреждению средства расходовались им в целях организации осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с указаниями главного распорядителя бюджетных средств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии нарушения бюджетного законодательства. Таким образом, представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия от 02.06.2009 N 38 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части нарушения в сумме 119 000 рублей, не соответствует закону и обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
Суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованный довод апелляционной жалобы о том, что спорные расходы произведены в нарушение статьи 7.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения Российской Федерации", поскольку фактов нарушения норм действующего законодательства судом не установлено. Довод апелляционной жалобы о том, что спор о признании недействительным представления неподведомственен арбитражному суду, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации представления руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов, вынесенные в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств при наличии оснований, установленных статьей 283 Кодекса, отнесены к мерам принуждения.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
В силу части 4 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации действия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке.
Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (в редакции от 20.11.2008) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
Представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 02.06.2009 N 38 отвечает признакам индивидуального правового акта, поскольку оно является актом уполномоченного государственного органа, вынесенным в установленном порядке, имеющим адресный характер и устанавливающим обязанности конкретного лица.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 29, частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит выводу о том, что настоящий спор о признании недействительным представления от 02.06.2009 N 38 подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Вышеизложенное соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 22.09.2009 N 6720/09.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 августа 2009 года по делу N А74-2871/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-2871/2009
Истец: ГУ РХ "Центр занятости населения Усть-Абаканского района"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4401/2009