г. Владивосток |
Дело N А51-12619/2009 |
16 ноября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления оглашена 16 ноября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2009 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: Н.В. Алферовой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко при участии:
от Управления Федерального казначейства по Приморскому краю: Прокопенкова О.В. по доверенности от 14.10.2009 N 20-11-30/68 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009; от ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока: Кардаш М.В. по доверенности от 12.01.2009 со специальными полномочиями сроком на 1 год;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Фрунзенскому району г.Владивостока апелляционное производство N 05АП-5255/2009
на решение от 28.09.2009 судьи А.В. Пятковой
по делу N А51-12619/2009 Арбитражного суда Приморского края по заявлению ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока
к Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю о признании незаконным решения (уведомления) от 22.05.2009 N 20-03-01-25/4584.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по Фрунзенскому району г.Владивостока (далее - заявитель, Пенсионный фонд, ГУ-УПФ РФ по Фрунзенскому району г.Владивостока) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения (уведомления) Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - Управление, УФК РФ по Приморскому краю) от 22.05.2009 N 20-03-01-25/4584 и обязании Управления принять исполнительный документ - постановление ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Фрунзенскому району г.Владивостока о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для дальнейшего исполнения.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.09.2009 по делу N А51-12619/2009 в удовлетворении заявленных пенсионным фондом требований было отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 28.09.2009. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.
Пенсионный фонд полагает, что арбитражным судом не было установлено, где открыты лицевые счета Федерального Государственного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю", в то время как согласно ответу ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока от 21.09.2009 N 08-15/25415 ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" имеет лицевой счет N 03061788660 от 01.01.2006 в Управлении Федерального казначейства по Приморскому краю. Таким образом, по мнению заявителя апелляционной жалобы, отказ УФК РФ по Приморскому краю от исполнения постановления Пенсионного фонда о взыскании с ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является незаконным и необоснованным.
Представитель Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразила, просила решение Арбитражного суда Приморского края от 28.09.2009, как законное и обоснованное, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 10.11.2009 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 16.11.2009 до 10 час. 45 мин. Вынесено протокольное определение. После перерыва заседание суда продолжено. Об объявлении перерыва стороны уведомлены в соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ N 113 от 19.09.2006 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда и на доске объявлений в здании суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
ГУ-УПФ РФ по Фрунзенскому району г.Владивостока, рассмотрев материалы по факту задолженности Федерального Государственного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" по уплате пени в сумме 2.420 руб. 21 коп., начисленных по страховой части, установило, что в установленный в требовании N 2430 от 16.12.2008 срок страхователь не погасил в добровольном порядке указанную задолженность.
31.03.2009 Пенсионным фондом принято решение N 140 о взыскании с Федерального Государственного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" задолженности по пеней в сумме 2.420 руб. 21 коп.
31.03.2009 на основании ст.ст. 25 и 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" вынесено постановление N 138, которое направлено в службу судебных приставов для исполнения.
Судебный пристав-исполнитель Отдела по Фрунзенскому району Владивостокского городского округа УФССП по Приморскому краю вынес постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в связи с тем, что исполнительный документ не подлежит исполнению службой судебных приставов, поскольку взыскание на денежные средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения-должника направляется вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику, как получателю средств федерального бюджета, лицевых счетов.
13.05.2009 постановление о взыскании недоимки, пеней и штрафа в сумме 2.420 руб. 21 коп. Управление Пенсионного фонда направило для выполнения в Управление Федерального казначейства Приморского края.
Письмом N 20-03-01-25/4584 от 22.05.2009 УФК РФ по Приморскому краю возвратило постановление со ссылкой на то, что взыскание задолженности по уплате страховых взносов со страхователей - бюджетных организаций должно производиться территориальными органами УПФ в судебном порядке.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что Пенсионным фондом не доказан факт наличия в УФК РФ по Приморскому краю лицевого счета Федерального Государственного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю".
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия считает решение Арбитражного суда Приморского края от 28.09.2009 не подлежащим отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ N 31 от 17 мая 2007 года "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" установленная статьей 25 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
Согласно п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
В пункте 2 Постановления Пленума ВАС N 31 от 17 мая 2007 года указано, что при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ случае, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Обобщая указанное выше, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что возможность возбуждения исполнительного производства и реальное исполнение исполнительного документа органом казначейства возможно при условии наличия лицевых счетов должника в этом органе казначейства.
Факт наличия лицевого счета ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" в УФК РФ по Приморскому краю не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Так, согласно письму ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока от 09.11.2009 N 08-06/-29486, органами Федерального казначейства 01.01.2006 направлено ошибочно сообщение на открытие счета, так как Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность представлять органами Федерального казначейства сведений о лицевых счетах. УФК РФ по Приморскому краю направлена информация исх. N 20-11-09/9070 от 23.10.2009 о закрытии счета, в связи с чем счет у ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" по состоянию на 26.10.2009 был закрыт. Сведения об иных открытых счетах ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" у налогового органа отсутствуют.
Таким образом, коллегия приходит к выводу о том, что поскольку исполнительное производство не может быть возбуждено в органе Федерального казначейства, в котором отсутствует лицевой счет должника, действия УФК РФ по Приморскому краю по возврату постановления N 138 от 31.03.2009 в Отдел Пенсионного фонда являются законными.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.09.2009 по делу N А51-12619/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Н.В. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12619/2009
Истец: ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока
Ответчик: Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
Кредитор: ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5255/2009