г. Владивосток |
Дело N А51-15940/2009 |
19 ноября 2009 г. |
N 05АП-5526/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 ноября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Н.В. Алфёровой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Оноприенко О.А.
при участии:
от ОАО "Международный аэропорт Владивосток" - представитель не явился, извещено надлежащим образом; от Департамента по тарифам Приморского края - Капорова О.В. по доверенности от 02.11.2007 N 69/3187 со специальными полномочиями сроком на 3 года, удостоверение N 2822, действительно до 2010; Терлецкая А.Н. по доверенности от 04.05.2009 N 69/1444 со специальными полномочиями сроком на 3 года, удостоверение N 2831, действительно до 31.12.2010.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Международный аэропорт Владивосток" апелляционное производство N 05АП-5526/2009
на решение от 08 октября 2009 г. судьи Нестеренко Л.П.
по делу N А51-15940/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ОАО "Международный аэропорт Владивосток"
к Департаменту по тарифам Приморского края
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" (далее по тексту - ООО "МАВ", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента по тарифам Приморского края от 13.08.2009 N 69-16П/2009.
Решением суда от 08.10.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт был мотивирован тем, что вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ доказана материалами дела.
ООО "МАВ", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает, что Общество имеет собственные внутренние электрические сети, которые не подпадают под статус электрических сетей, относящихся к территориальным сетевым организациям, не имеет электрических сетей Единой энергетической системы, передача электроэнергии не является основным видом деятельности, а лишь вынужденной услугой, ввиду отдаленности субабонентов от территориальных электрических сетей. По основным видам деятельности ОАО "МАВ" относится к потребителям электроэнергии, и не является ни электроснабжающей организацией, ни субъектом оптового рынка, т.к. электроэнергия, переданная субабонентам на территории Аэропорта Владивосток, составляет 6,5% потребляемой непосредственно ОАО "МАВ". Заявитель считает необоснованной ссылку суда на определение понятия территориальной сетевой организации, т.к. по мнению Общества, данное определение только разграничивает объекты электросетевого хозяйства по принадлежности к единой национальной (общероссийской) электрической сети либо к территориальной сетевой организации. Поскольку ОАО "МАВ" не подпадает под действие статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", и не является организацией, предоставляющей услуги по передаче электроэнергии и тепловой энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, то постановление о привлечении ОАО "МАВ" к административной ответственности является незаконным и подлежит отмене.
ОАО "МАВ", извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направило.
Представители Департамента по тарифам Приморского края в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным, представлен письменный отзыв.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ОАО "МАВ", по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.
Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" зарегистрировано в качестве юридического лица 15.02.2008 МИФНС России N 10 по Приморскому краю, о чем выдано свидетельство серии 25 N 002965075.
В ходе проверки Департаментом по тарифам Приморского края материалов, поступивших от ОАО "Международный аэропорт Владивосток" по его запросу, 05.08.2009 главный консультант отдела контроля цен и тарифов Департамента установил факт оказания ОАО "МАВ" услуг по передаче электрической энергии субабонентам по договорной цене, определенной Обществом самостоятельно.
Усмотрев в действиях ОАО "МАВ" состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Департамент 05.08.2009 составил в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 69-19П/2009.
13.08.2009 заместителем директора Департамента по тарифам Приморского края вынесено постановление, которым ОАО "Международный аэропорт Владивосток" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и на него наложен административный штраф в размере 100000 руб.
ОАО "МАВ", не согласившись с принятым постановлением, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП Российской Федерации занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
В статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации" тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках предельных уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
В силу пункта 3 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила) дискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления услуг их потребителей независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающие эти услуги.
В соответствии с пунктом 6 Правил, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Из материалов дела судом установлено, что ОАО "МАВ" заключило договоры энергоснабжения от 15.02.2008 N 765/84-74/08 с ФГУП "13 электрическая сеть Военно-Морского Флота" и от 15.02.2008 N АОО44/31- 74/08 с ОАО "ДЭК", согласно которым осуществляется продажа для ОАО "МАВ" электрической энергии по договорному объему до соответствующих границ раздела, определенных актами по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок между энергоснабжающими организациями и ОАО "МАВ".
В соответствии с дополнительным соглашением от 14.11.2008 N 76 к договору аренды от 28.04.2001 N 210 на аренду недвижимого имущества, находящегося на территории Приморского края, являющегося на момент заключения договора собственностью РФ и договору уступки прав и обязанностей от 30.01.2009, ОАО "МАВ" арендует объекты электросетевого хозяйства.
Согласно договорам на отпуск электрической энергии от 24.03.2009 N 123-11/09, заключенными с ФГУП "Почта России" от 18.03.2008 N 93-11/08, с ООО "Отель Венеция" от 20.03.2008 N 109-11/08, с ООО "Аэро Груз", абонент (ОАО "МАВ") отпускает электроэнергию субабонентам в соответствии с указанными договорами и величинами на отпуск и потребление электрической энергии и мощности.
В пунктах 4.1 договоров на отпуск электрической энергии установлено, что ФГУП "Почта России", ООО "Отель Венеция" и ООО "Аэро Груз" (субабонент) оплачивает абоненту (ОАО "МАВ") потребляемую активную электрическую энергию и мощность исходя из тарифов соответствующих групп потребителей, принятых в установленном порядке, и накладные расходы, связанные с передачей электрической энергии субабоненту от сетей ОАО "ДЭК" или ФГУП "13 электрическая сеть Военно-Морского Флота" через сети и электрическое оборудование абонента, в размере 20% от величины вышеуказанных тарифов.
Между тем, согласно Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, тарифы на электрическую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов индивидуально для каждого субъекта, осуществляющего регулируемую деятельность. При этом цена на услуги этого субъекта устанавливается в соответствии с его экономически обоснованными расходами на оказание таких услуг.
Согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" к полномочиям исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов относится установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии.
Постановлением администрации Приморского края от 06.08.2007 года N 214-па утверждено Положение о Департаменте по тарифам Приморского края, согласно которому в Приморском крае органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, является указанный Департамент (пункт 2 названного Положения).
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", любые юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения.
В силу пункта 2 статьи 26 названного Федерального закона оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
Из материалов дела судом установлено и не оспаривается заявителем, что тариф на услуги по передаче электрической энергии для ОАО "МАВ" Департаментом не устанавливался, следовательно, Общество на договорной основе оказывало субабонентам - ФГУП "Почта России", ООО "Отель Венеция" и ООО "Аэро Груз" услуги по передаче электрической энергии. При этом ОАО "МАВ" выставляло потребителям (субабонентам) счета-фактуры на оплату услуг, рассчитанные самостоятельно, поскольку тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ОАО "МАВ" регулирующим органом установлены не были. Данное обстоятельство подтверждается счетами -фактурами, выставленными ОАО "МАВ" за период с января по май 2009 года и платежными документами, подтверждающими фактическую оплату субабонентами выставленных счетов.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "Международный аэропорт Владивосток" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что Общество неправомерно причислено судом первой инстанции к сетевым организациям, оказывающим услуги по передаче электроэнергии, в связи с тем, что оно имеет только собственные внутренние электрические сети и у него отсутствуют сети Единой энергетической системы, судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
При этом под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг также дано понятие сетевой организации, к которым относятся организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Суд установил, что согласно договору аренды от 28.04.2001 г. N 210/01, дополнительному соглашению от 01.06.2006 г. N 43 к договору аренды недвижимого имущества, находящегося на территории Приморского края, являющегося на момент заключения договора собственностью Российской Федерации и договору уступки прав и обязанностей от 30.01.2009 б/н ОАО "МАВ" арендует здание электростанции, трансформаторные подстанции - NN 2, 3, то есть владеет на законном основании объектами электросетевого хозяйства.
С учетом того, что заявитель осуществлял передачу электрической энергии по договорам, заключенным с ФГУП "Почта России", ООО "Отель Венеция" и ООО "Аэро Груз", а также выставлял счета-фактуры данным организациям с самостоятельно рассчитанным тарифом на поставляемую электроэнергию, и, являясь фактически единственным законным владельцем объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям энергопринимающее устройство потребителя, вывод суда первой инстанции о том, что ОАО "Международный аэропорт Владивосток" подпадает под понятие сетевой организации, является правильным.
Кроме того, отклоняя доводы жалобы, коллегия исходит также из того, что заявитель не сослался ни на один нормативно-правовой акт, который бы содержал требование о том, что сетевая организация может быть признана таковой только в случае, если деятельность по передаче электрической энергии является основным видом деятельности.
Таким образом, материалами дела доказано наличие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, установлена его вина, следовательно, постановление Департамента по тарифам Приморского края от 13.08.2009 N 69-16П/2009 о привлечении ОАО "Международный аэропорт Владивосток" к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и назначении административного наказания является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Нарушений требований КоАП в ходе производства по делу об административном правонарушении Департаментом по тарифам Приморского края не допущено.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений норм процессуального и материального права судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 08 октября 2009 г. по делу N А51-15940/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
З.Д. Бац |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-15940/2009
Истец: ОАО "Международный аэропорт Владивосток"
Ответчик: Департамент по тарифам Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5526/2009