г. Владивосток |
Дело N А51-14494/2009 |
24 ноября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления оглашена 23 ноября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 ноября 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: Н.В. Алферовой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району Приморского края - представитель не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом; от Отделения по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю: Лерман О.В. по доверенности от 23.11.2009 N 22 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009, удостоверение 25 N 0825, выдано 24.04.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по г.Спасску-Дальнему и Спасскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю апелляционное производство N 05АП-5548/2009
на решение от 23 сентября 2009 года судьи О.М. Слепченко
по делу А51-14494/2009 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району Приморского края
к Отделению по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о признании незаконными действий и обязании принять к исполнению исполнительный документ
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району Приморского края (далее - Заявитель, Управление, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Отделения по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - Отделение, Отделение по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району УФК по Приморскому краю, Казначейство), выразившихся в возврате постановления от 21.07.2009 N 34 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Войсковой части 86792 и об обязании Отделения по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району УФК по Приморскому краю принять к исполнению указанный исполнительный документ.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.09.2009 заявленные Пенсионным фондом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, Отделение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции.
В обоснование жалобы Казначейство указывает на то, что в соответствии со статьями 239, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядком ведения учета и осуществления хранения документов органами Федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденным приказом Федерального казначейства от 26.09.2007 N 5н, при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к исполнению принимаются только исполнительные листы и судебные приказы.
Поскольку постановление N 34 от 21.07.2009 года о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Войсковой части 86792 в сумме 727,32 руб., как полагает Отделение по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району УФК по Приморскому краю, не является исполнительным листом, следовательно, Казначейство правомерно вернуло без исполнения данное постановление.
Помимо этого, Казначейство ссылается на добровольное погашение задолженности Войсковой частью 86792. Указанное обстоятельство, по мнению Казначейства, свидетельствует об отсутствии оснований для признания незаконными действий Отделения и для обязания принять к исполнению постановления Пенсионного фонда.
В материалы дела от Пенсионного фонда поступил отзыв, из которого следует, что Заявитель не согласен с требованиями, изложенными в жалобе, решение арбитражного суда первой инстанции считает законным и обоснованным, жалобу Казначейства - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представитель Отделения поддержал изложенные требования и доводы в их обоснование.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, Пенсионный фонд явку представителя в суд не обеспечил.
Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие Пенсионного фонда.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд установил следующее.
21.07.2009 Пенсионным фондом вынесено постановление N 34 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Войсковой части 86792 в сумме 727,32 рублей.
Данное постановление Заявитель направил в службу судебных приставов. 24.07.2009 судебный пристав-исполнитель Отдела по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, руководствуясь подпунктом 8 пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", вынес постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на том основании, что Воинская часть 86792 является бюджетной организацией и имеет расчетный счет в Казначействе.
05.08.2009 Пенсионный фонд направил постановление от 21.07.2009 N 34 в Отделение по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району УФК по Приморскому краю для исполнения.
Письмом от 10.08.2009 N 2010-02-04/888 Казначейство возвратило Пенсионному фонду постановление от 21.07.2009 N 34 без исполнения со ссылкой на то, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что возврат Казначейством указанного постановления без исполнения является незаконным, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Порядок взыскания недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в случае их неуплаты страхователем в добровольном порядке, регламентируется пунктами 3, 4 статьи 25 и статьей 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке статьи 25.1 этого же Федерального закона.
Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающихся к уплате сумм не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом N 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
Как установлено судом из материалов дела, Войсковая часть 86792 является бюджетным учреждением и имеет в Отделении по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району УФК по Приморскому краю лицевой счет. Других счетов в учреждениях Банка России и кредитных организациях Войсковая часть 86792 не имеет.
Задолженность Войсковой части перед бюджетом Пенсионного фонда на момент вынесения постановления N 34 от 21.07.2009 составила 727,32 руб., то есть не превышала установленного пунктом 3 статьи 25 Закона N 167 - ФЗ предела.
В соответствии с пунктом 14 статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Указанной нормой права предусмотрено, что исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, помимо исполнительных листов судов общей юрисдикции и арбитражных судов и судебных приказов, также постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Из смысла статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ следует, что постановление N 34 от 21.07.2009 является исполнительным документом.
Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 2 Постановления от 17 мая 2007 года N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Коллегия отклоняет довод Управления о том, что при разрешении данной правовой ситуации следует руководствоваться главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, у Войсковой части 86792 отсутствуют расчетные счета, открытые в учреждении Центрального банка РФ или в кредитных организациях, в отношении которых возможно совершение исполнительных действий, следовательно, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление N 34 от 21.07.2009 правомерно направлено Пенсионным фондом для исполнения в Казначейство.
Довод Отделения по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району УФК по Приморскому краю о том, что в соответствии со статьями 239, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к исполнению принимаются только судебные акты, а данное постановление таковым не является, коллегия также отклоняет в силу следующего.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" разъяснено, что положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
Оценив довод апелляционной жалобы о добровольном погашении Войсковой частью задолженности, в связи с чем, отсутствуют основания для признания незаконными действий Отделения, апелляционная коллегия его отклоняет в силу следующего. Факт оплаты задолженности Войсковой частью 86792 в соответствии с постановлением Пенсионного Фонда от 21.07.2009 N 34 в размере 727,32 руб. подтверждается платежным поручением N 17586 от 06.10.2009. Однако данное обстоятельство не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку оплата осуществлена после совершения Отделением оспариваемых действий и после вынесения судебного акта и на момент рассмотрения настоящего дела, судом первой инстанции выяснены и исследованы все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по существу заявленных требований.
Факт оплаты Войсковой частью 86792 задолженности должен учитываться на стадии исполнения судебного акта, в части возложения на Отделение обязанности по принятии к исполнению исполнительного документа - постановления N 34 от 21.07.2009.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований Заявителя и в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые действия (бездействия) государственного органа не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд правомерно признал незаконными действия Отделения по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, выразившиеся в возврате исполнительного документа - постановления Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Спасску-Дальнему и Спасскому району Приморского края от 21.07.2009 N 34 взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Войсковой части 86792 в сумме 727,32 рублей, и обязал Казначейство принять к исполнению данное постановление.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 23 сентября 2009 года по делу N А51-14494/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-14494/2009
Истец: ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по г.Спасску-Дальнему и Спасскому району Приморского края
Ответчик: Отделение по г.Спасску-Дальнему и Спасскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9116/10
25.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9116/10
16.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-874/2010
24.11.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5548/2009