г. Хабаровск |
N 06АП-4707/2009 |
05 ноября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М. В.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Комбинат детского питания "Молочный край": Сичкаренко Наталья Александровна, паспорт 0801 408640, выдан 19.01.2002 УВД Железнодорожного района г.Хабаровска, представитель по доверенности от 24.03.2009 б/н; от Министерства финансов Хабаровского края: Маслакова Алена Геннадьевна, удостоверение N 156, представитель по доверенности от 15.01.2009 N 19-06/47, Власенко Николай Владимирович, удостоверение N 5, представитель по доверенности от 11.08.2009 N 19-06/1326;
от третьего лица - Краевого государственного унитарного предприятия "Комбинат детского питания": не явились рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Комбинат детского питания "Молочный край"
на решение от 09.09.2009 по делу N А73-456/2009
Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Луговой И.М.
по заявлению Открытого акционерного общества "Комбинат детского питания "Молочный край" к Министерству финансов Хабаровского края
третье лицо: Краевое государственное унитарное предприятие "Комбинат детского питания" о признании незаконным представления от 11.01.2009 N 51
Открытое акционерное общество "Комбинат детского питания "Молочный край" (далее - ОАО Комбинат детского питания, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Министерству финансов Хабаровского края о признании незаконным представления от 11.01.2009 N 51.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено - Краевое государственное унитарное предприятие "Комбинат детского питания" (далее - КГУП "Комбинат детского питания").
Определением от 20.04.2009 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А73-3306/2009.
Арбитражным судом Хабаровского края 19.06.2009 вынесено определение о прекращении производства по делу N А73-3306/2009, которое вступило в законную силу 21.07.2009.
Производство по настоящему делу определением от 06.08.2009 судом первой инстанции возобновлено.
В обоснование требований общество указало на то, что задолженности по договору цессии перед Министерством финансов Хабаровского края не имеется. Считает, что требование о признании незаконным представления от 11.01.2009 N 51 необходимо удовлетворить, несмотря на то, что по делу N А73-3306/2009, в рамках которого общество заявляло требование о признании договора уступки права требования (цессии) от 30.10.2007, общество заявило об отказе от заявленных требований.
Решением суда от 09.09.2009 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием правовых оснований для признания представления от 11.01.2009 N 51, поскольку не имеется предмета и оснований оспаривания, в связи с тем, что обществом не представлено доказательств нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.
Не согласившись с решением суда, ОАО Комбинат детского питания обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, в связи с нарушением судом норм материального права, а также несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает на то, что дополнительным соглашением ему предоставлена рассрочка погашения задолженности согласно графику, следовательно, Министерство финансов Хабаровского края утратило право требования денежных средств по договору цессии от 30.10.2007, в связи с чем, оспариваемое представление является неправомерным.
Кроме того, по мнению общества, судом нарушены его права, поскольку Министерство финансов Хабаровского края сможет предъявить в будущем в банк инкассовое поручение о безакцептном списании задолженности по названному договору цессии.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании апелляционной инстанции объявлялся перерыв до 02.11.2009.
В судебном заседании представитель ОАО Комбинат детского питания поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители Министерства финансов Хабаровского края в заседании суда апелляционной инстанции просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу общества - без удовлетворения.
КГУП "Комбинат детского питания", извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимал.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что на основании приказа от 12.12.2008 N 121П Управлением финансового контроля Министерства финансов Хабаровского края в период с 15 по 19 декабря 2008 проведена проверка ОАО "Комбинат детского питания "Молочный край" по вопросу установления возможности погашения просроченной задолженности краевому бюджету по договору цессии от 30.10.2007 N МФ-04/07-34.
Результаты проверки зафиксированы в справке проверки от 19.12.2008.
Разногласия по справке проверки обществом в установленный срок - до 25.12.2008 представлены не были.
По результатам рассмотрения справки Министерством финансов Хабаровского края вынесено представление от 11.01.2009 N 51.
В соответствии с названным представлением обществу предложено в срок до 25.01.2009 погасить просроченную задолженность перед краевым бюджетом по договору цессии от 30.10.2007.
27.01.2009 Министерством финансов Хабаровского края вынесено постановление о взыскании денежных средств в размере 32 211 472 руб. 65 коп., на основании которого в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю направлены инкассовые поручения от 27.01.2009 N 1 и N 2.
Не согласившись с вынесенным Министерством финансов Хабаровского края представлением от 11.01.2009 N 51, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего. В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в частности, обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении, а также организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности; Согласно Положению о порядке организации финансового контроля, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края, утвержденному Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.01.2008 N 12-пр (далее - Положение), органом финансового контроля исполнительной власти Хабаровского края является министерство финансов края. Министерство финансов края осуществляет финансовый контроль в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации, Хабаровского края, а также настоящего Положения.
Подпунктом 1.4 пункта 1 Положения установлено, что главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета являются органы исполнительной власти Хабаровского края, распределяющие бюджетные ассигнования, определенные ведомственной классификацией расходов краевого бюджета на очередной финансовый год, осуществляют ведомственный финансовый контроль в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации, Хабаровского края и настоящего Положения.
К полномочиям Министерства финансов Хабаровского края относятся, в том числе, проведение проверок и принятие мер по устранению выявленных нарушений по материалам проверок и применение мер принуждения, установленных бюджетным законодательством.
По окончанию контрольных мероприятий должны быть составлены и оформлены в установленном порядке акты (справки), которые подписываются лицом, проводившим проверку, руководителем и главным бухгалтером (либо уполномоченными на это лицами) проверяемой организации Пунктом 3 Положения определено, что предложения и указания по устранению выявленных нарушений оформляются органами, осуществляющими финансовый контроль, в форме представления и направляются в проверяемую организацию в десятидневный срок с момента подписания акта (справки).
Аналогичные положения содержатся в Положении о Министерстве финансов Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 23.01.2008 N 18-пр (т.2 л.д.53-64).
Как следует из материалов дела, в обоснование признания оспариваемого представления незаконным, общество указывает на недействительность договора уступки права требования (цессии) от 30.10.2007 (т.1 л.д.87-91).
Министерство финансов Хабаровского края (Цедент) уступило ОАО "Комбинат детского питания "Молочный край" (Цессионарий) на возмездной основе в полном объеме права требования к Краевому государственному унитарному предприятию "Комбинат детского питания" (Должник) по уплате денежных средств и иные права, связанные с указанными правами требования.
В соответствии с актом сверки по состоянию на 14.08.2007 задолженность Должника перед Цедентом как Кредитором по кредитным договорам составляет 32 211 472 руб.65 коп. (пункты 1.1, 1.2 договора). Согласно пункту 2.1 названного договора, стоимость прав требования по кредитным договорам в соответствии с настоящим договором устанавливается сторонами в размере 32 211 472 руб.65 коп.
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что оплата приобретаемых прав требования по кредитным договорам производится путем безналичного перечисления денежных средств Цессионарием на счет Цедента, указанный в разделе 7 настоящего договора, в срок не позднее 31.03.2008. Обязательство Цессионария по оплате прав требования по Кредитным договорам считается выполненным с момента зачисления денежных средств, указанных в 2.1 настоящего договора, на счет Цедента.
Права требования по Кредитным договорам переходят к Цессионарию с момента поступления денежных средств в размере, указанном в пункте 2.1 настоящего договора, на счет Цедента.
В соответствии с абзацем 44 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администраторами источников финансирования дефицита бюджета являются иные организации.
Следовательно, на основании договора цессии от 30.10.2007 к обществу перешли полномочия Министерства финансов Хабаровского края как администратора источников финансирования дефицита краевого бюджета в части возврата задолженности по бюджетным кредитам.
В соответствии со статьей 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации осуществляют финансовый контроль за операциями не только с бюджетными средствами, но и со средствами администраторов - источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, осуществляя проверку общества на предмет возможности оплаты им обязательств по договору цессии от 30.10.2007 и давая оценку проводимых им операций с собственными денежными средствами, Министерство финансов Хабаровского края не превысило своих полномочий.
Судом установлено и не оспаривается представителем общества, что 22.05.2009 заключено дополнительное соглашение N 2(МФ-04/09-4) (т.2 л.д.112-113), согласно которому договор цессии пролонгирован и обществу предоставлена рассрочка исполнения обязательств по договору по установленному графику до 2018 года.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы о том, что дополнительным соглашением ему предоставлена рассрочка погашения задолженности согласно графику, следовательно, Министерство финансов Хабаровского края утратило право требования денежных средств по договору цессии от 30.10.2007, в связи с чем, оспариваемое предписание является неправомерным, подлежит отклонению.
Довод апелляционной жалобы о том, Министерство финансов Хабаровского края сможет предъявить в банк инкассовое поручение о безакцептном списании задолженности по названному договору цессии, судом отклоняется, поскольку орган исполнительной власти субъекта федерации заключил указанное дополнительного соглашения от 22.05.2009 и письмом от 24.06.2009 N 13-14/1313 оспариваемое представление N 51 отозвал, как и инкассовые поручения N1 и N 2 из Хабаровского филиала Банка "Возрождение" (ОАО).
Таким образом, суд первой инстанции, оценив, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о том, что Министерством финансов Хабаровского края правомерно выдано представление N 51 от 11.01.2009, которое не затрагивает права и законные интересы общества в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09 сентября 2009 года по делу N А73-456/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-456/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Комбинат детского питания "Молочный край"
Ответчик: Министерство финансов Хабаровского края, Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: КГУП "Комбинат детского питания", Замилова Ольга Ивановна
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4707/2009