г. Хабаровск |
|
12 ноября 2009 г. |
N 06АП-4853/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Карасева В.Ф.
судей Песковой Т. Д., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Архипова Эдуарда Александровича: не явились; от Администрации города Благовещенска: не явились;
от Министерства имущественных отношений Амурской области: не явились рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Благовещенска
на решение от 09.09.2009 по делу N А04-4858/2009
Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Антоновой С.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Архипова Эдуарда Александровича к Администрации города Благовещенска, Министерству имущественных отношений Амурской области
об оспаривании ненормативных правовых актов Индивидуальный предприниматель Архипов Эдуард Александрович (далее - ИП Архипов Э.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным отказа администрации города Благовещенска (далее - администрация г. Благовещенска, орган местного самоуправления), выраженного в письме от 08.05.2009 N 01-19/2160 и отказа Министерства имущественных отношений Амурской области, выраженного в письме от 10.06.2009 N 14-35/3503 в выборе земельного участка, расположенного в городе Благовещенске в районе ул. Кузнечная, д.14, для строительства гаражей боксового типа.
В обоснование заявленных требований предприниматель указал, что отказы администрации г.Благовещенска и Министерства имущественных отношений Амурской области являются незаконными, поскольку выбора земельного участка с их стороны обеспечено не было. Запрашиваемый земельный участок позволяет осуществить его корректировку по площади в сторону уменьшения, или сдвиг в ту или иную сторону, как это установлено статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Решением суда от 09.09.2009 заявленные ИП Архиповым Э.А. требования удовлетворены. Отказ администрации города Благовещенска в выборе земельного участка, расположенного в городе Благовещенске, в районе ул. Кузнечная, д.14, для строительства гаражей боксового типа, выраженный в письме от 08.05.2009 N 01-19/2160, и отказ Министерства имущественных отношений Амурской области в выборе названного земельного участка, выраженный в письме от 10.06.2009 N 14-35/3503, признаны недействительными. Администрация г. Благовещенска обязана повторно рассмотреть вопрос выбора земельного участка по заявлению Архипова Э.А.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые отказы органа местного самоуправления и Министерства имущественных отношений Амурской области противоречат положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Закона Амурской области от 26.12.2008 N 166-03 "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области".
Не согласившись с судебным актом, администрация г. Благовещенска обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы орган местного самоуправления указывает на ошибочность вывода суда о том, что обстоятельства, приведенные администрацией г.Благовещенска в обоснование оспариваемых решений, не могут являться основанием для вынесении решения об отказе в выборе земельного участка лишь только потому, что в пределах запрашиваемого участка имеются территории, занятые инженерными коммуникациями.
Считает, что подача предпринимателем в уполномоченный орган соответствующего заявления не влечет безусловной обязанности последнего осуществить выбор земельного участка, поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность отказа в осуществлении земельного участка.
Министерство имущественных отношений Амурской области, администрация г.Благовещенска, ИП Архипов Э.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали. Администрацией г.Благовещенска и предпринимателем заявлены ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие, в связи с невозможностью участия в судебном заседании.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 159 АПК РФ удовлетворил указанные выше ходатайства.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ИП Архипов Э.А. обратился в Министерство имущественных отношений Амурской области с заявлением о рассмотрении вопроса об оформлении акта выбора земельного участка для размещения и строительства гаражей боксового типа, принятии решения о согласовании места размещения и предоставлении в аренду земельного участка 25Х25 м, расположенного в городе Благовещенске, в районе ул. Кузнечная, д.14, согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка.
Письмом от 08.05.2009 N 01-19/2160 Администрация г.Благовещенска сообщила Министерству имущественных отношений Амурской области о невозможности обеспечить выбор запрашиваемого земельного участка, поскольку на запрашиваемом земельном участке расположены инженерные коммуникации. В частности, в границах запрашиваемого земельного участка находятся инженерные коммуникации: теплотрасса и электрические кабели 0,4 кВ, а также расположена разворотная площадка для автотранспорта, осуществляющего вывод ТБО с контейнерных площадок.
Таким образом, размещение объекта на земельном участке не соответствует нормам СНиП 2.07.01-89*, поскольку расстояние от подземных тепловых сетей до фундаментов зданий и сооружений должно составлять 5,0 метров.
Кроме того, проложены четыре электрических кабеля 0,4 кВ. Согласно Правилам охраны электрических сетей напряжением до 1000 Вольт (0,4 кВ), охранная зона вдоль подземных кабельных линий должна составлять 1,0 метр в каждую сторону.
Министерство имущественных отношений Амурской области письмом от 10.06.2009 N 14-35/3503 сообщило Архипову Э.А. о том, что в соответствии с заключением Администрации г.Благовещенска обеспечить выбор интересующего земельного участка не представляется возможным.
Предприниматель, посчитав, что названные письма администрации г.Благовещенска и Министерства имущественных отношений Амурской области по отказу в выборе земельного участка являются необоснованными и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 29-32 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Амурской области от 29.12.2008 N 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), Постановлением Губернатора Амурской области от 26.01.2009 N 15 "Об уполномоченном органе" уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим распоряжение в городе Благовещенске, являющемся административно-политическим центром области, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, определено Министерство имущественных отношений Амурской области.
Статья 30 Земельного кодекса РФ предусматривает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (часть 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (часть 2 статьи 30 Земельного кодекса РФ). Следовательно, по общему правилу, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов, в том числе предоставление названных участков в аренду.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) утратил силу - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (часть 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ). Согласно части 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В названном заявлении должны быть указаны: назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (часть 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Из заявления Архипова Э.А. от 12.03.2009, вх. N 1581з (л.д. 12), адресованного Министерству имущественных отношений Правительства Амурской области, усматривается, что заявитель обратился с вопросом об оформлении акта выбора земельного участка для размещения и строительства гаражей боксового типа, принятии решения о согласовании места размещения и предоставления в аренду земельного участка 25Х25 м, расположенного в городе Благовещенске, в районе ул. Кузнечная, 14, в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка. Таким образом, в заявлении Архипова Э.А. от 12.03.2009, вх. N 1581з указаны все реквизиты, предусмотренные частью 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, суд первой инстанции путем толкования выше названных норм пришел к обоснованному выводу о том, что действующим земельным законодательством бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Постановлением мэра города Благовещенска от 16.03.2009 N 422 утвержден состав и регламент комиссии по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования города Благовещенска (далее - Регламент).
Согласно названному Регламенту, процедура выбора земельного участка не проводится только при наличии утвержденной документации по планировке территории, на которой расположен запрашиваемый участок (п. 1.2). При отсутствии утвержденной документации комиссия обеспечивает выбор земельного участка для размещения объекта строительства в соответствии с порядком согласования акта о выборе земельного участка членами комиссии.
Пунктом 2.1. Регламента установлено, что выбор земельного участка для размещения объекта строительства оформляется актом о выборе земельного участка.
Члены комиссии обеспечивают подготовку заключения органа, организации, представителями которых они являются, по вопросам, входящим в компетенцию соответствующего органа, организации, в случаях, предусмотренных законодательством. На основании имеющихся документов член комиссии в графе акта о выборе "решение" делает отметку "согласовано (не согласовано)" со ссылкой на заключение и указанием его реквизитов.
В соответствии с пунктом 2.5 Регламента при выявлении в ходе согласования членами комиссии акта выбора обстоятельств, препятствующих выбору земельного участка, комиссия имеет право вносить необходимые изменения в схему расположения земельного участка. Измененная (окончательная) схема расположения земельного участка подлежит повторному согласованию всеми членами комиссии в порядке, установленном настоящим Регламентом.
Пункт 2.6 Регламента предусматривает, что согласованный всеми членами комиссии акт о выборе земельного участка подписывается председателем комиссии, при его отсутствии - заместителем председателя комиссии.
К акту о выборе земельного участка прилагается утвержденная заместителем мэра города Благовещенска схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пункт 2.7 Регламента).
Следовательно, Земельным кодексом РФ и названным Регламентом, утвержденным постановлением мэра города Благовещенска, установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом выбора земельного участка (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ, пункт 2.1 Регламента). Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ). При выявлении в ходе согласования членами комиссии акта обстоятельств, препятствующих выбору земельного участка, комиссия имеет право вносить необходимые изменения в схему расположения земельного участка (пункт 2.5 Регламента).
Учитывая, что земля (земельный участок) является особым объектом права (земельного, гражданского, муниципального и т.д.), при предоставлении земельного участка, в том числе в аренду, соблюдение процедуры такого предоставления, одним из элементов которой является выбор земельного участка, оформляемый актом, предусмотренным законодательством, является необходимым. Обязанность соблюдения названной процедуры в соответствии с земельным законодательством возложена на органы местного самоуправления.
Судом установлено, что Министерство имущественных отношений Амурской области, Администрация города Благовещенска, отказывая Архипову Э.А. в выборе запрашиваемого спорного участка и предварительном согласовании места размещаемого объекта по причине невозможности обеспечить выбор названного земельного участка, не предприняли мер для соблюдения вышеназванной процедуры выбора запрашиваемого земельного участка. В частности, Администрация города Благовещенска не приняла мер для выезда специалиста на запрашиваемый земельный участок, подготовки схемы расположения земельного участка на топооснове в удобном для работы масштабе, обеспечения членов комиссии необходимыми графическими материалами, не обеспечила выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования, а также не составила акт выбора земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, разрешая вопрос выбора спорного земельного участка и отказывая в выборе этого участка, Министерство имущественных отношений Амурской области, Администрация города Благовещенска не выполнили обязанности по осуществлению процедуры выбора земельного участка, предусмотренной частью 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы об отсутствии у администрации города Благовещенска обязанности по осуществлению выбора земельного участка, поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность отказа в осуществлении земельного участка, подлежит отклонению.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку администрация г. Благовещенска не обеспечила возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, следовательно, права и законные интересы ИП Архипова Э.А. нарушены.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что отказ Министерства имущественных отношений Амурской области в выборе земельного участка является недействительным.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод Администрации города Благовещенска о том, что на спорном земельном участке расположены инженерные коммуникации и разворотная площадка для автотранспорта, поскольку согласно выкопировки из карты градостроительного зонирования запрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж-3И - многоэтажной застройки с ограничениями по условиям регулирования застройки. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска, утвержденным Решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 N 38/09, виды использования в указанной зоне аналогичны зоне Ж-3. Гаражи боксового типа относятся к условно разрешенным видам использования. Минимальная площадь земельного участка для данной зоны не устанавливается.
Из фотографий земельного участка (л.д.28-31) усматривается, что на нем расположены гаражи, являющиеся движимым имуществом и расположенные на нем самовольно, что не отрицается ответчиком, поскольку договоры, либо иные акты о предоставлении земельных участков под указанными гаражами отсутствуют. Самовольные постройки не являются препятствием для осуществления выбора земельного участка. То же самое относится и к разворотной площадке для автотранспорта, поскольку земельный участок под неё не сформирован.
Как следует из электронной схемы квартала на топографической основе (л.д.25,27), электрокабели и тепловые сети проходят по названной территории. В то же время, в пределах запрашиваемого земельного участка имеются территории, не занятые инженерными коммуникациями.
В связи с тем, что выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования обстоятельств и оценки представленных по делу доказательств, с правильным применением норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Амурской области от 09 сентября 2009 года по делу N А04-4858/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Ф. Карасев |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4858/2009
Истец: Индивидуальный предприниматель Архипов Эдуард Александрович
Ответчик: Министерство имущественных отношений Амурской области, Администрация г. Благовещенска
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4964/2010
11.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5543/10
23.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5543/10
27.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-8113/2009
12.11.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4853/2009