г. Хабаровск |
|
17 ноября 2009 г. |
N 06АП-4849/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карасева В.Ф.
судей Михайловой А.И., Песковой Т. Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в судебном заседании:
от федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Магадан": не явился;
от линейного отдела внутренних дел в аэропорту г. Хабаровска Дальневосточного управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации: представитель Бурдинский А.А. по дов. от 07.09.2009 N 5335, представитель Посухов Р.В. по дов. от 07.09.2009 N 5336
от Дальневосточного управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации: представитель Цурик Н.В. по дов. от 12.01.2009 N 17/Юр-2 рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Дальневосточного управления внутренних дел на транспорте
на решение от 08 сентября 2009 года по делу N А73-9272/2009
Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Луговой И.М.
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Магадан"
о признании незаконным отказа линейного отдела внутренних дел в аэропорту г. Хабаровска Дальневосточного управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации в выдаче лицензии на право приобретения служебного оружия, выраженного в письме от 08.06.2009 N 3146
третье лицо: Дальневосточное управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел на транспорте
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Аэропорт Магадан" (далее - ФГУП "Аэропорт Магадан", предприятие) обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании незаконным отказа линейного отдела внутренних дел в аэропорту г. Хабаровска Дальневосточного управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ЛОВД г. Хабаровска) в выдаче лицензии на право приобретения служебного оружия, выраженного в письме от 08.06.2009 N 3146.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Дальневосточное управлении внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Дальневосточное УВД на транспорте МВД России).
Решением от 08.09.2009 суд требование удовлетворил частично. Признал незаконным отказ ЛОВД г. Хабаровска в выдаче лицензии предприятию на право приобретения служебного оружия, в удовлетворении требования об обязании выдать заявителю лицензию на право приобретения служебного оружия отказал.
Не согласившись с решением суда в части признания незаконным отказа ЛОВД г. Хабаровска в выдаче лицензии ФГУП "Аэропорт Магадан" на право приобретения служебного оружия и в части взыскания с ЛОВД г. Хабаровска в пользу предприятия судебных расходов в сумме 2000 рублей, Дальневосточное управление внутренних дел на транспорте обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит в обжалуемой части его отменить. По мнению заявителя, судом не верно применены нормы материального и процессуального права, а также не полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. В судебном заседании представитель Дальневосточного УВД на транспорте МВД России поддержала доводы жалобы.
Представители ЛОВД г. Хабаровска в судебном заседании поддержали доводы заявителя жалобы, просили решение суда в обжалуемой части отменить.
ФГУП "Аэропорт Магадан", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании не присутствовало. В представленном отзыве просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать Заслушав представителя заявителя жалобы, представителей ЛОВД г. Хабаровска, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
ФГУП "Аэропорт Магадана" является юридическим лицом, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 2054900044582 от 30.09.2005.
В своем составе предприятие имеет обособленное структурное подразделение - Службу авиационной безопасности.
Для обеспечения авиационной безопасности в целях выполнения аэропортовой деятельности, ФГУП "Аэропорт Магадана" обратилось в ЛОВД г. Хабаровска с заявлением о выдаче лицензии на приобретение оружия и патронов к нему. Письмом от 08.06.2009 N 3146 ЛОВД г. Хабаровска отказал в выдаче лицензии, сославшись на пробел в законодательстве, который не позволяет выдавать указанные лицензии службам авиационной безопасности, являющимся службами с особыми уставными задачами, однако не являющимся юридическими лицами, и самим юридическим лицам - аэропортам, поскольку аэропорты не являются службами с особыми уставными задачами.
Не согласившись с данным отказом, ФГУП "Аэропорт Магадан" обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным, а также просило обязать ЛОВД г. Хабаровска выдать ему лицензию на право приобретения служебного оружия.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав отказ ЛОВД г. Хабаровска недействительным, как противоречащий Федеральному закону от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии". Требование об обязании выдать лицензию отклонил, указав не необходимость представления всего пакета документов, предусмотренных законом.
Оспаривая решение в части удовлетворения заявленных требований, Дальневосточное УВД на транспорте МВД России указывает на нарушение судом процессуальных норм в части не привлечения его как юридического лица в качестве обязанного лица по делу, возложении на ЛОВД г. Хабаровска расходов по уплате государственной пошлины в полном объеме, не указание судом норм материального права, которые нарушены при вынесении оспариваемого ненормативного правового акта, а также в обоснование правомерности отказа в выдаче лицензии ссылается на те же доводы, которые указаны в тексте отказа.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в связи со следующим.
В соответствии со статьей 27 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе. Производство по таким делам возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (часть 2 статьи 197 АПК РФ).
При этом в заявлении должно быть указано наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие) (пункт 1 части 1 статьи 199 АПК РФ).
Исходя из содержания указанных правовых норм, заинтересованное лицо должно указать в своем заявлении по данной категории дел именно тот орган, либо должностное лицо, который принял оспариваемый акт, решение, вне зависимости от его юридического статуса в гражданско-правовых отношениях. Следовательно, поскольку оспариваемый отказ в выдаче лицензии вынес ЛОВД г. Хабаровска, ФГУП "Аэропорт Магадан" правомерно указал его в качестве обязанного лица, в связи, с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для замены его на Дальневосточное УВД на транспорте МВД России.
Поскольку частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, суд правомерно взыскал судебные расходы по уплате государственной пошлины с ЛОВД г. Хабаровска.
Возложение судебных расходов на ЛОВД г. Хабаровска в полном объеме произведено также правомерно, поскольку заявленные предприятием требования, по существу, удовлетворены полностью. Указание заявителем на необходимость обязать ЛОВД г. Хабаровска выдать лицензию самостоятельным требованием не является, государственной пошлиной не облагалось, а заявлено лишь в целях восстановления нарушенного права заявителя. Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы заявителя жалобы относительно неуказания судом первой инстанции в резолютивной части названия закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которого проверен оспариваемый акт, так как данное нарушение частью 4 статьи 270 АПК РФ не отнесено к безусловным основаниям для отмены решения суда.
Что касается доводов жалобы по существу заявленных требований, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 83 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
Согласно статье 84 ВК РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством:
1) предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; 2) охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;
3) исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; 4) предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции";
5) реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 N 142 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности", пунктом 3 которых также установлено, что авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
САБ аэропорта, САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.
Порядок приобретения оружия и патронов к нему, использования и применения служебного оружия регулируются нормами Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон "Об оружии").
Так, в соответствии со статьей 9 Закона "Об оружии" приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные и регистрационные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:
непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий;
другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.
Статьей 10 Закона "Об оружии" определен круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия, к которым, в том числе отнесены юридические лица с особыми уставными задачами.
Из материалов дела следует, что ФГУП "Аэропорт Магадан" является комплексом сооружений, предназначенных для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок.
Пунктом 2 Устава предприятия к видам деятельности предприятия отнесено обеспечение мер авиационной безопасности.
Во исполнение указанной задачи, в соответствии с нормами ВК РФ, Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности", предприятием создано структурное подразделение Служба авиационной безопасности, пунктом 1.2 Положения о которой установлено, что Служба осуществляет комплекс мероприятий по обеспечению гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, а также усиливает меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или чрезвычайных обстоятельств. Одной из основных задач Службы является, в том числе, организация и обеспечение охраны воздушных судов и объектов аэропорта в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда и охраняемые объекты посторонних лиц.
ФГУП "Аэропорт Магадана" имеет сертификат соответствия на вид аэропортовой деятельности - авиационная безопасность N 2051080047 сроком действия до 24.01.2010, выданный Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Кроме того, предприятие имеет лицензию на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности Серии АБ N 0908040 от 21.03.2008 сроком действия до 24.01.2013, в том числе на охрану воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц, исключение возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющих веществ и других опасных предметов и веществ, предполетный досмотр, реализацию мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе осуществляемых с участием правоохранительных органов.
При таких обстоятельствах ФГУП "Аэропорт Магадана", имея в своей структуре Службу авиационной безопасности, отвечающую всем предъявляемым к ней требованиям, что подтверждено, в том числе органами по сертификации и лицензионным органом в сфере осуществления деятельности по обеспечению авиационной безопасности, является юридическим лицом с особыми уставными задачами, которое может претендовать на получение лицензии на приобретение оружия и патронов к нему.
Доводы ЛОВД г. Хабаровска о том, что особыми уставными задачами обладает Служба авиационной безопасности - структурное подразделение ФГУП "Аэропорт Магадан" и не обладает само юридическое лицо - ФГУП "Аэропорт Магадан" противоречат нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Так, согласно статьям 48 - 49 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Ограничение в правах юридического лица возможно лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Таким образом, весь комплекс прав и обязанностей при осуществлении лицензируемого вида деятельности, в том числе по обеспечению авиационной безопасности, возложен на юридическое лицо, которое и является субъектом данных правоотношений.
Более того, статьей 4 Закона "Об оружии" установлено, что Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.
При этом, как указано выше, согласно пункту 3 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности" службы авиационной безопасности аэропорта оснащаются служебным оружием, следовательно, в силу данного обстоятельства ФГУП "Аэропорт Магадана" относится к юридическим лицам с особыми уставными задачами.
Следовательно, отказ ЛОВД г. Хабаровска в выдаче ФГУП "Аэропорт Магадана" лицензии на право приобретения служебного оружия является незаконным, о чем правомерно указано судом первой инстанции.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Хабаровского края от 08 сентября 2009 года по делу N 9272/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Ф. Карасев |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9272/2009
Истец: Федеральное государственное унитарное предприятие "Аэропорт Магадан"
Ответчик: Линейный отдел внутренних дел в аэропорту г.Хабарвска Дальневосточного управления внутренних дел на транспорте
Третье лицо: Дальневосточное управление внутренних дел на транспорте
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4849/2009