Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 30 мая 2001 г. N КА-А41/2669-01
(извлечение)
Инспекция MНС России по г. Ступино обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Государственному Учреждению Ступинский лесхоз о взыскании с ответчика штрафных санкций на основании решения N 6 от 05.01.01 о привлечении к налоговой ответственности.
ГУ Ступинский лесхоз заявлен встречный иск, с учетом его изменения, о признании частично недействительным решения N 6 налогового органа.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица на стороне истца по встречному иску привлечено Московское управление лесами.
Решением от 02.03.2001 г. Арбитражного суда Московской области в иске ИМНС России по г. Ступино о взыскании с ГУ Ступинский лесхоз 77.711 руб. налоговых санкций отказано.
Встречные исковые требования Лесхоза удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным, за исключением доначисленных сумм налогов, а именно: 750 руб. по налогу на пользователей автодорог, 2.458 руб. - налогу с владельцев транспортных средств, 450 руб. до налогу на содержание жилфонда и объектов соцкультсферы, а также соответствующих им пеней и штрафных санкций.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция МНС России по г. Ступино просит решение суда отменить как принятое с неправильным применением норм материального права.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены и изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в результате проведенной выездной налоговой проверки соблюдения Лесхозом налогового законодательства за период с 01.10.98 по 01.01.00 выявила ряд нарушений, в том числе установила, что в 1999 г. Лесхоз, получая средства от реализации древесины от рубок ухода за лесом, семян, посадочного материала и др. не включил их в выручку, облагаемую налогом на пользователей автодорог и налогом на содержание жилфонда и объектов соцкультсферы. Названное нарушение повлекло недоплату этих налогов, в связи с чем налоговая инспекция доначислила налоги, начислила пени и привлекла Лесхоз к налоговой ответственности.
Судом установлено и не оспаривается налоговым органом, что Лесхоз является некоммерческим государственным учреждением, финансируемым из федерального, республиканского и местного бюджетов.
Согласно пунктам 21, 22, 23, 24 Общего положения о лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.98 N 188, на лесхозы возложено в том числе:
- осуществление ухода за лесами;
- выполнение работ по улучшению породного состава лесов, повышению их продуктивности и защитных свойств;
- обеспечение сохранности и своевременного воспроизводства ценных древесных пород;
- осуществление рубок промежуточного пользования.
Рубки ухода - рубки, направленные на выращивание хозяйственно ценных высокопродуктивных насаждений и повышение полезных функций леса, поэтому не принимается довод налогового органа о том, что Лесхоз производил данные работы не как обязанное лицо, а как субъект хозяйственной деятельности в целях получения налогооблагаемой выручки от реализации древесины.
Как следует из пункта 2.1.1 Наставлений по рубкам ухода в равнинных лесах европейской части России, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 22.12.93 N 347, рубки ухода являются важнейшим лесовосстановительным мероприятием, направленным на формирование устойчивых, высокопродуктивных хозяйственно-ценных насаждений, сохранение и усиление их полезных функций, и своевременное использование древесины. Они осуществляются путем удаления из насаждений нежелательных деревьев для создания благоприятных условий роста лучшим деревьям главных пород.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что рубки ухода за лесом, как вид лесохозяйственных работ, осуществляемых специально созданным государством учреждением - Лесхозом, не могут рассматриваться как предпринимательская деятельность, поскольку их целью не является получение прибыли.
Из материалов дела следует и подтверждается налоговым органом, что средства, полученные Лесхозом от реализации древесины от рубок ухода за лесом, семян, посадочного материала и др. зачислялись им не на расчетный, а на текущий счет "Средства по поручениям" и расходовались исключительно на финансирование основной лесохозяйственной деятельности.
Зачисление этих средств на текущий счет "Средства по поручениям" обусловлено тем, что одним из источников покрытия затрат на лесное хозяйство являются собственные средства лесхозов, полученные в том числе от реализации вышеуказанной древесины.
Согласно пункту 10 Инструкции о порядке финансирования операционных расходов предприятий и организаций лесного хозяйства, утвержденной Минфином СССР, Госкомлесом СССР и Госбанком СССР от 14.07.87 N 159, 183, 116-87, собственные средства лесхозов, наряду с бюджетными ассигнованиями, являются источником финансирования расходов по ведению лесного хозяйства. Минфин России письмом от 06.01.95 N 9-5-2/1 подтвердил, что зачисление на текущий счет "Суммы по поручениям" средств, полученных от лесохозяйственной деятельности и направляемых на покрытие затрат лесного хозяйства, является мобилизацией собственных средств и налогообложению не подлежат.
Таким образом, судом установлено и не оспаривается налоговой инспекцией, что средства, не включенные Лесхозом в оборот, облагаемый вышеназванными налогами:
- получены от реализации древесины от рубок ухода за лесом как вида лесохозяйственных работ, относящихся к основной деятельности лесхозов;
- зачислены на текущий счет "Средства по поручениям", а не на расчетный;
- являясь средствами целевого назначения, расходовались исключительно на финансирование затрат на ведение лесного хозяйства.
Контроль за движением и расходованием Лесхозом данных средств осуществляется вышестоящей организацией и органом федерального казначейства, в связи с чем Лесхозами в эти органы представляются соответствующие отчеты установленной формы.
Остаток неиспользованных средств включается план финансирования лесохозяйственных и лесовосстановительных мероприятий Лесхоза на следующий год, поэтому Лесхоз не может распоряжаться ими как выручкой в собственных интересах.
Суд кассационной инстанции также принимает во внимание то обстоятельство, что в Плане финансирования на 1999 год не предусмотрено финансирование Лесхоза из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Таким образом, затраты лесного хозяйства покрывались лишь собственными средствами и за счет ассигнований из Федерального бюджета (л.д. 158).
Объектом обложения налогом на пользователей автодорог и налога на содержание жилфонда и объектов соцкультсферы является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг).
А поскольку, как сказано выше, спорные денежные средства, полученные Ступинским лесхозом, являются целевыми и не включаются в выручку от реализации продукции (работ, услуг), они не подлежат обложению налогом на пользователей автомобильных дорог и налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы.
Оставляя без изменения обжалуемое судебное решение, суд кассационной инстанции принимает во внимание письмо ГНС Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. N ВЗ-6-15/114 "О порядке уплаты налога на пользователей автомобильных дорог предприятиями и организациями лесного хозяйства", в котором указано, что средства за отпущенную лесхозами и лесничествами лесопродукцию, получаемую от рубок ухода за лесом, семена, посадочный материал и другие материалы, за оказанные услуги зачисляются с 1992 года на текущие счета "Суммы по поручениям", открытые в учреждениях Госбанка для учета собственных средств лесхозов, и направляются на финансирование лесного хозяйства. Таким образом, получение доходов в этом случае связано не с предпринимательской деятельностью, а с естественным циклом проведения лесохозяйственных работ.
В связи с этим указанные целевые средства лесхозов не облагаются налогом на пользователей автомобильных дорог.
Этим же письмом Госналогслужба Российской Федерации разъяснила, что налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается предприятиями системы лесного хозяйства лишь с доходов, получаемых ими от предпринимательской деятельности.
Данное письмо действовало в спорный период, что подтверждается письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11.09.2000 г. N 03-3-06/2/525 (л.д. 144-145).
Что касается ссылки в решении суда на п. 21.2 Инструкции ГНС РФ N 30 (л.д. 112), то это является технической опечаткой, исправление которой не влияет на существо рассмотренного спора. Следует указать на п. 21.1. Инструкции.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция находит, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела. Нарушения судом норм материального и процессуального права не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 171, 173-175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 2 марта 2001 г. по делу N А41-К2-1263/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Ступино - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 мая 2001 г. N КА-А41/2669-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании