город Омск |
N 08АП-6846/2009 |
09 ноября 2009 года |
Дело N А75-2429/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семеновой Т.П.,
судей Гладышевой Е.В., Зориной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кичигиной З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6846/2009) общества с ограниченной ответственностью "Северспецстрой"
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.07.2009
по делу N А75-2429/2009 (судья Лобасова Е.А.), принятое
по иску Нефтеюганского районного муниципального учреждения "Управление капитального строительства"
к обществу с ограниченной ответственностью "Северспецстрой"
о взыскании 253 865 руб. 27 коп., об обязанности передать проектную документацию,
по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северспецстрой"
к Нефтеюганскому районному муниципальному учреждению "Управление капитального строительства"
о взыскании 667 718 руб. 43 коп.
В судебном заседании участвуют представители:
от ООО "Северспецстрой" - не явился, извещен, от Нефтеюганского районного муниципального учреждения "Управление капитального строительства" - Кильтау Г.А. по дов. N 29 от 10.12.2008, паспорт;
Старцева Р.Н. по дов. N 17 от 12.10.2009, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Нефтеюганское районное муниципальное учреждение "Управление капитального строительства" (далее - НРМУ "УКС") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Северспецстрой" (далее - ООО "Северспецстрой") о взыскании 253 865 руб. 57 коп., из них: излишне полученную сумму аванса в размере 248 394 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 5471 руб. 27 коп., а также об обязании передать проектную документацию по объекту "Водоочистные сооружения и сети водоснабжения в сп. Куть-Ях Нефтеюганского района ХМАО-Югры", выполненную на момент расторжения контракта, а именно: альбомы чертежей, альбом сметной документации стадии РД, всю проектную документацию на электронном носителе, согласования разработанной проектной документации во всех контролирующих и инспектирующих органах.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) НРМУ "УКС" уточнило исковые требования, просило взыскать с ООО "Северспецстрой" излишне полученную сумму аванса в размере 248 394 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 5 471 руб. 27 коп., а также обязать ответчика в тридцатидневный срок передать выполненную на момент расторжения контракта и оформленную в соответствии с Единой системой конструкторских документов и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 проектную документацию по объекту "Водоочистные сооружения и сети водоснабжения в сельском поселении Куть-Ях Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" в следующем составе: 1. Альбомы чертежей в 4 экземплярах:
сооружения очистки воды для хозяйственно-питьевых целей производительностью 800 куб.м./сутки; операторская; насосная станция подачи воды 2-го подъема производительностью 60 куб.м./час; КТПН; сети электроснабжения; дренажные карты; генеральный план; сети теплоснабжения; бурение скважин; резервуар стальной вертикальный цилиндрический для запаса чистой воды емкостью 100 куб.м.; наружное водоснабжение.
2. Разделы проектной документации в 4 экземплярах:
общая пояснительная записка; сметная документация (сводно-сметный расчет, объектные сметы, локальные сметы); охрана окружающей среды; проект организации строительства.
3. Всю проектную документацию на электронном носителе в 1 экземпляре.
4. Согласования разработанной проектной документации во всех контролирующих и инспектирующих органах: обществом с ограниченной ответственностью "Сибтрансэлектро"; отделом по надзору в электроэнергетике Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу -Югре; Нефтеюганским районным муниципальным унитарным предприятием "Салымское РЭУ"; отделом по надзору за общепромышленными опасными объектами и техническому надзору Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Уточненные исковые требования приняты судом к рассмотрению.
В порядке статьи 132 АПК РФ ООО "Северспецстрой" обратилось в арбитражный суд со встречным исковым заявлением к НРМУ "УКС" о взыскании стоимости дополнительных работ в сумме 667 718 руб. 43 коп. Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 мая 2009 года встречное исковое заявление ООО "Северспецстрой" принято к рассмотрению с первоначальным иском.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 июля 2009 года по делу N А 75-2429/2009 исковые требования по первоначальному иску удовлетворены частично. С ООО "Северспецстрой" в пользу НРМУ "УКС" взыскан основной долг в размере 248 394 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 4 636 руб. 67 коп. В удовлетворении требований по встречному иску отказано. С ООО "Северспецстрой" в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в сумме 7 555 руб. 69 коп.
Кроме того, указанным решением арбитражный суд обязал ООО "Северспецстрой" передать НРМУ "УКС" в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу проектно-изыскательскую документацию "Водоочистные сооружения и сети водоснабжения в сельском поселении Куть-Ях Нефтеюганского района (стадия "рабочий проект")" в 4 экземплярах на бумажном носителе и 1 экземпляр на электронном носителе, по следующим объектам проектирования: сооружения очистки воды для хозяйственно-питьевых целей производительностью 800 куб.м./сутки; насосная станция подачи воды 2-го подъема производительностью 60 куб.м./час; наружное водоснабжение полиэтиленовый трубопровод Ду 160x9,1 мм, длиной 1055 м. В удовлетворении остальной части исковых требований по первоначальному иску отказано. Не согласившись с решением суда, ООО "Северспецстрой" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт о взыскании с НРМУ "УКС" 667 718 руб. 43 коп.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Северспецстрой" ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. По мнению ООО "Северспецстрой", дополнительные работы были выполнены им на сумму 921 584 руб. (работы по проектированию наружных сетей водоснабжения - полиэтиленовой трубопровод ДУ 160 х 9,1 мм, длиной 1055 м., водозабор подземного источника). С учетом требований истца по первоначальному иску, задолженность НРМУ "УКС" перед ООО "Северспецстрой" составила 667 718 руб. 43 коп. (921 584 руб. стоимость дополнительных работ - 253 865 руб. 57 коп. аванс под проведение государственной экспертизы, проценты). Вся проектно-изыскательская документация была передана НРМУ "УКС".
В письменном отзыве на апелляционную жалобу НРМУ "УКС" указывает на то, что поименованные подателем жалобы дополнительные работы, таковыми не являются, поскольку выполнены и учтены в рамках муниципального контракта от 01.10.2007 N 126-04. Доказательства передачи проектной документации не представлено.
Представитель ООО "Северспецстрой", надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без участия представителя ООО "Северспецстрой".
В судебном заседании представители НРМУ "УКС" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Заявили ходатайство о возмещении судебных расходов в сумме 25 356 руб. 80 коп.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителя НРМУ "УКС", проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 01.10.2007 между НРМУ "УКС" (заказчик) и ООО "Северспецстрой (исполнитель) заключен муниципальный контракт (на выполнение проектно - изыскательских работ для муниципальных нужд Нефтеюганского района) N 126-04 (далее - контракт N 126-04).
Пунктом 1.1. контракта N 126-04 установлено, что исполнитель обязался по заданию заказчика выполнить проектно-изыскательские работы по объекту "Водоочистные сооружения и сети водоснабжения в сельском поселении Куть-Ях Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (стадия "Рабочий проект", стадия "Рабочая документация"), а также провести государственную вневедомственную экспертизу документации, санитарно - эпидемиологическую и иные необходимые для утверждения документации экспертизы, получить согласование проектной документации у эксплуатирующей организации.
В соответствии с пунктом 1.4 контракта N 126-04 исполнитель передает заказчику разработанную документацию в объеме, предусмотренном в задании на проектирование, результаты положительного заключения по разработанной документации органов государственной вневедомственной экспертизы, санитарно-эпидемиологической экспертизы, положительное согласование проектной документации эксплуатирующей организации, а заказчик принимает работу и оплачивает ее в размере, предусмотренном в контракте.
Согласно пункту 4.1 контракта N 126-04 цена работ в соответствии со сводным расчетом составляет 3 497 957 руб., включая налог на добавленную стоимость 18%.
Пунктом 4.3 контракта N 126-04 установлено, что оплата выполненных работ производится заказчиком в течение 20 банковских дней после даты подписания сторонами акта сдачи-приемки документации согласно календарному графику, предъявления исполнителем счета-фактуры, с учетом производственного авансового платежа и в пределах стоимости выполненных работ.
Срок выполнения работ определен: начало работ - 01.10.2007, окончание работ-25.02.2008 (пункт 5.1. контракта).
В соответствии с пунктом 5.3 контракта N 126-04 исполнитель при завершении всей работы, обусловленной контрактом, представляет заказчику комплект разработанной документации на бумажном носителе в 4 экземплярах и 1 экземпляр на электронном носителе в виде пригодном для последующего копирования и тиражирования в соответствии с пунктом 3.5 контракта.
Согласно пункту 5.4 контракта N 126-04 заказчик в течение 15 рабочих дней рассматривает представленную исполнителем документацию и устанавливает ее соответствие заданию на проектирование и установленным в контракте требованиям, письменно уведомляет исполнителя о приемке работы и готовности оплатить принятую документацию.
18.12.2007, 21.02.2008. сторонами подписаны Соглашение N 1, N 2 об изменении контракта N 126-04, согласно которым, подрядчик обязался выполнить дополнительные проектно-изыскательские работы по объекту в соответствии с изменением к заданию на проектирование N 1 на сумму 296 436 руб. 44 коп., общая твердая стоимость работ установлена в размере 3 847 752 руб. (л.д. 20, 26).
Кроме того, указанными соглашениями пункт 5.1. контракта N 126-04 изложен в следующей редакции: начало работ - 01.10.2007, окончание - 10.05.2008.
Во исполнение условий контракта N 126-04 истцом платежными поручениями от 12.10.2007 N 352, от 25.12.2007 N 616 перечислено ответчику 3 847 752 руб.
Письмом Управления Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.11.2008 N Э-836 отказано в проведении государственной экспертизы проектной документации по объекту "Водоочистные сооружения и сети водоснабжения в сельском поселении Куть-Ях Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" в связи с тем, что отсутствуют проектные решения по источнику водоснабжения (водяным скважинам), поскольку ввод сетей в эксплуатацию проектируемого объекта не возможен, выявленные недостатки невозможно устранить в процессе проведения государственной экспертизы (л.д. 48).
В связи с тем, что в ходе исполнения контракта выявлены обстоятельства, препятствующие вводу в эксплуатацию проектируемого объекта (отсутствие проектных решений по источнику водоснабжения, а также наружным инженерным сетям -электроснабжения, теплоснабжения, канализации) стороны расторгли муниципальный контракт соглашением от 10.12.2008.
Согласно пункту 3 соглашения о расторжении муниципального контракта от 10.12.2008 обязательства сторон, к исполнению которых стороны уже приступили, будут исполнены следующим образом:
А) подрядчик в семидневный срок с момента расторжения контракта передает заказчику с составлением двухстороннего акта рабочую документацию, выполненную на момент расторжения контракта; Б) подрядчик в семидневный срок с момента расторжения контракта возвращает заказчику сумму излишне полученного (неотработанного) по контракту аванса.
По утверждению НРМУ "УКС", работы в рамках контракта N 126-04 не были выполнены ООО "Северспецстрой" на сумму 248 394 руб. В связи с тем, что ООО "Северспецстрой" в добровольном порядке денежные средства не возвратило, НРМУ "УКС" на основании статей 309, 314 395 ГК РФ обратилось с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции правильно оценил сложившиеся между сторонами отношения как основанные на договоре подряда на выполнение проектных работ для муниципальных нужд, регулируемые главой 37 ГК РФ, нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и условиями заключенного муниципального контракта.
Согласно статье 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством согласно пункту 8 статьи 9 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со статьей 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Как следует из материалов дела, дополнительное соглашение о расторжении контракта сторонами подписано 10.12.2008, т.е. контракт расторгнут по соглашению сторон.
При расторжении договора обязательства сторон прекращаются (часть 2 статьи 453 ГК РФ). Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон (часть 4 статьи 453 ГК РФ).
Вместе с тем, в случае расторжения договора сторона не лишена права истребовать ранее исполненное, если другая сторона неосновательно обогатилась (п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении").
Последствия расторжения контракта в части уплаченного аванса, установлены в соглашении о его расторжении, согласно которому ответчик обязался в семидневный срок с момента расторжения контракта передать с составлением двухстороннего акта рабочую документацию выполненную на момент расторжения договора, возвратить заказчику сумму излишне полученного (неотработанного) аванса.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции правильно установил, что факт получения ответчиком неосвоенного аванса в размере 248 394 руб. подтверждается платежными поручениями от 12.10.2007 N 352, от 25.12.2007 N 618, двухсторонним актом от 03.12.2008 N 00000019, письмом Управления Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.11.2008 N Э-836.
Ответчик получил от истца денежные средства, не предоставив встречного исполнения на сумму 248 394 руб., в связи с чем на его стороне возникло неосновательное обогащение за счет истца.
В силу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу изложенного требования НРМУ "УКС" о взыскании с ООО "Северспецстрой" суммы аванса в размере 248 394 руб. являются обоснованными.
Кроме того, НРМУ "УКС" заявлено требование о взыскании с ООО "Северспецстрой" процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 5 417 руб. 27 коп. за период с 18.12.2008 по 19.02.2009.
Согласно части 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму этих средств. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 разъяснено, что на излишне уплаченные денежные средства начисляются проценты в соответствии с пунктом 2 статьи 1107 ГК РФ с момента, когда обогатившееся лицо узнало или должно было узнать о неосновательности своего обогащения. В соответствии с частью 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о привлечении ООО "Северспецстрой" к ответственности, установленной частью 1 статьи 395 ГК РФ.
Проверив расчет процентов представленный НРМУ "УКС", суд первой инстанции, исключив из суммы долга НДС, признал требование о взыскании процентов обоснованным в сумме 4 636 руб. 67 коп. В удовлетворении остальной части отказал.
Представители сторон, расчет процентов не оспорили, контррасчет не представили.
Кроме того, НРМУ "УКС" заявлено требование об обязании ООО "Северспецстрой" передать выполненную на момент расторжения контракта N 126-04 проектную документацию по объекту "Водоочистные сооружения и сети водоснабжения в сп. Куть-Ях Нефтеюганского района ХМАО-Югры" Обязательство ответчика передать истцу проектную документацию, разработанную к моменту расторжения муниципального контракта, в семидневный срок после его расторжения, возникло в силу части 2 статьи 453 ГК РФ, соглашения от 10.12.2008 (пункту 3).
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции правильно установил, что перечень разработанной ответчиком документации к моменту расторжения контракта N 126-04 подтверждается актами приема-передачи (л.д. 56, 57), в составе которых отражены следующие объекты проектирования, по которым истцом по первоначальному иску заявлены требования: сооружения очистки воды для хозяйственно-питьевых целей производительностью 800 куб.м./сутки; насосная станция подачи воды 2-го подъема производительностью 60 куб.м./час; наружное водоснабжение полиэтиленовый трубопровод ДУ 160x9,1 мм, длиной 1055 м.
Оценив материалы дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что поскольку материалами дела не подтверждено наличие у ООО "Северспецстрой" проектной документации, перечисленной в заявлении об уточнении исковых требований в части требования неимущественного характера (л.д. 83-85 том 1) по иным объектам проектирования в заявленном составе, в том числе согласованной с обществом с ограниченной ответственностью "Сибтрансэлектро", отделом по надзору в электроэнергетике Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Нефтеюганским районным муниципальным унитарным предприятием "Салымское РЭУ", отделом по надзору за общепромышленными опасными объектами и техническому надзору Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, то указанное требование не подлежит удовлетворению.
Ссылка ООО "Северспецстрой" о том, что акты сдачи-приемки работ по контракту N 126-04 свидетельствуют о передаче всей проектной документации заказчику, являются несостоятельными, поскольку указанные документы не подтверждают передачу документов. Сопроводительные письма или накладные на передачу проектной документации с перечнем документов, количеством страниц, в дело не представлено.
Доказательств ненадлежащего качества разработанной ответчиком проектной документации, в том числе с учетом положений статьи части 5 статьи 720 ГК РФ, истец в нарушение статей 9, 65 АПК РФ не представил.
Встречное исковое заявление ООО "Северспецстрой" мотивировано неисполнением НРМУ "УКС" денежных обязательств по оплате выполненных ООО "Северспецстрой" дополнительных работ по проектированию наружных сетей водоснабжения - полиэтиленовый трубопровод ДУ 160x9,1 мм длиной 1055 (переходы под дорогами), водозабора подземного источника (три артезианские скважины). Факт выполнения указанных работ и приемка их истцом подтверждается двухсторонним актом N 2 (пункты 4, 5). Стоимость работ согласно заключению независимого эксперта составляет 921 584 руб.
ООО "Северспецстрой" просит взыскать с НРМУ "УКС" задолженность в сумме 667 718 руб. 43 коп. (разницу между стоимостью дополнительных работ 921 584 руб. за минусом 253 865 руб. 57 коп. неизрасходованного аванса под проведение государственной экспертизы и процентов за пользование чужими денежными средствами) В соответствии с императивными нормами статьи 758, части 2 статьи 759, части 1 статьи 760 ГК РФ исполнитель обязан выполнять работы в соответствии с выданным заказчиком заданием на проектирование, иными исходными данными и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
Из содержания пункта 2 соглашения к муниципальному контракту от 18.12.2007 N 1, сводной сметы, локальных смет NN 1-5 следует, что стороны установили твердую цену подрядных работ в размере 3 847 752 руб. (л.д. 20, 28-36).
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно установил, что в перечень подрядных работ по контракту N 126-04 включены водозаборные скважины, место и количество которых должно быть определено подрядчиком. Стоимость указанных работ согласно сводной смете, локальной смете N 5 составляет 296 436 руб. 44 коп, и учтена согласно пункту 1 дополнительного соглашения от 18.12.2007 N 1 в общей стоимости работ (3 847 752 руб.) (приложение N 1 к дополнительному соглашению от 18.12.2007 N 1).
Выполнение работ по проектированию наружных сетей водоснабжения -полиэтиленовый трубопровод ДУ 160x9,1 мм длиной 1055 учтено в общей стоимости подрядных работ, что следует из пункта 4 локальной сметы N 1.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные ответчиком работы не являются дополнительными и были выполнены им в соответствии с условиями контракта. Требования об их оплате сверх общей стоимости подрядных работ являются неправомерными.
Выводы суда первой инстанции являются обоснованными и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу вышеизложенного, суд апелляционной инстанции рассмотрев апелляционную жалобу, не установил нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения, в связи с чем, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
НРМУ "УКС" в порядке статьи 110 АПК РФ заявило об отнесении на ООО "Северспецстрой" судебных издержек, связанных с рассмотрением дела в апелляционном суде, в сумме 25 356 руб. 80 коп.
В силу статьи 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
При этом право на возмещение таких расходов возникает при условии фактически понесённых стороной затрат с документально подтверждённым размером расходов.
Расходы НРМУ "УКС" на оплату проезда к месту судебного разбирательства и проживания представителей учреждения (Кильтау Г.А., Старцевой Р.Н.) подтверждены представленными суду железнодорожными билетами, платежными поручениями N 441 от 07.10.2009, N 440 от 07.10.2009, приказом о направлении работников в командировку КОМ-8 от 01.10.2009, счетами N 0003202 от 01.11.09, N 0003202 от 01.11.09, выставленными ООО "Гостиничный комплекс "НИКА" и кассовыми чеками от того же числа об оплате.
Согласно пункту 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" при определении разумности понесенных расходов следует учитывать стоимость экономных транспортных услуг.
С учетом удаленности местонахождения НРМУ "УКС" (г. Нефтеюганск) от места расположения Восьмого арбитражного апелляционного суда (г. Омск), у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания считать, что использование представителем истца иного вида транспорта было бы целесообразно.
Оценив представленные НРМУ "УКС" доказательства в обоснование требования о возмещении судебных издержек, суд апелляционной инстанции считает, что судебные расходы в указанной сумме документально подтверждены, отвечают критерию разумности и подлежат отнесению на ООО "Северспецстрой".
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ООО "Северспецстрой".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 июля 2009 года по делу N А 75-2429/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Северспецстрой" в пользу Нефтеюганского районного муниципального учреждения "Управление капитального строительства" судебные расходы в сумме 25 356 руб. 80 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.П. Семенова |
Судьи |
Е.В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-2429/2009
Истец: Нефтеюганское районное муниципальное учреждение "Управление капитального строительства"
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Северспецстрой"