город Омск |
11 ноября 2009 года |
|
Дело N А46-10773/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7252/2009) Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2009 по делу N А46-10773/2009
(судья Стрелкова Г. В.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, 3-и лица: Правительство Омской области, федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" - Мелихова О.В. (паспорт, доверенность N 99-Д от 24.06.2009 сроком действия до 31.12.2009 года);
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области - Хоменко В.А. (удостоверение N 206, выдано 20.04.2009, доверенность N 44 от 20.04.2009 действительна по 31.12.2009);
от Правительства Омской области - Мельникова Т.Н. (удостоверение N 141 выдано 28.06.2005, доверенность N ИСХ-09/ПП-516/01 от 27.05.2009 сроком действия 3 года);
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Газпромнефть-Омск" (далее по тексту - ОАО "Газпромнефть-Омск", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее по тексту - Управление Роснедвижимости по Омской области), с привлечением Правительства Омской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, о признании незаконными:
1) действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенные 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 6 784 896 руб. 30 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1440 руб. 53 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 38:1 площадью 4710,00 кв.м., предоставленного для автозаправочной станции N 90, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Мельничная, дом 132 по Русско - Полянскому тракту и обязании заинтересованное лицо внести изменения в государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 6 784 896 руб. 30 коп., удельного показателя в размере 1440 руб. 53 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 38:1 с учетом постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", с обязательным указанием даты утверждения указанных сведений указанным постановлением, а именно - 26.11.2008;
2) действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенные 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 678 183 руб. 99 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 130 руб. 42 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 18:5 площадью 5200,00 кв.м., предоставленного под строительство стационарной автозаправочной станции, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: г. Омск, Советский административный округ, Северо- Западный промузел; и обязании заинтересованное лицо внести изменения в государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 678 183 руб. 99 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 130 руб. 42 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 18:5 с учетом постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", с обязательным указанием даты утверждения указанных сведений указанным постановлением, а именно - 26.11.2008;
3) действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенные, 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 15 609 026 руб. 50 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2278 руб. 69 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 08:13 площадью 6850,00 кв.м., предоставленного под строительство АЗС для личного автотранспорта с пунктом технического обслуживания, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: г. Омск, Октябрьский административный округ, Восточный промузел, ул. 3 Молодежная и обязании заинтересованное лицо внести изменения в государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 15 609 026 руб. 50 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2278,69 руб. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 08:13 с учетом постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", с обязательным указанием даты утверждения указанных сведений указанным постановлением, а именно - 26.11.2008;
4) признать незаконными действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенные 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 5 937 242 руб. 32 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1349 руб. 68 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 38:2 площадью 4399,00 кв.м., предоставленного для строительства АЗС N 120, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Мельничная, дом 134 а; и обязании заинтересованное лицо внести изменения в государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 5 937 242 руб. 32 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1349 руб. 68 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 38:2 с учетом постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", с обязательным указанием даты утверждения указанных сведений указанным постановлением, а именно - 26.11.2008;
5) действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенные 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 11 760 937 руб. 04 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2484 руб. 88 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 01:24 площадью 4733,00 кв.м., предоставленного для общественно-деловых целей под здание, сооружения, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение установлено относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1 Красной звезды, дом 53; и обязании заинтересованное лицо внести изменения в государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 11760937,04 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2484 руб. 88 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 01:24 с учетом постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", с обязательным указанием даты утверждения указанных сведений указанным постановлением, а именно - 26.11.2008;
6) действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенные 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 9 005 199 руб. 72 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1968 руб. 78 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 07:42 площадью 4574,00 кв.м., предоставленного для общественно-деловых целей, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение установлено относительно здания АЗС-122, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. 34 Рабочая, дом 9 а; и обязании заинтересованное лицо внести изменения в государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 9 005 199 руб. 72 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1968,78 руб. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 07:42 с учетом постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", с обязательным указанием даты утверждения указанных сведений указанным постановлением, а именно - 26.11.2008;
7) действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенные 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 12 245 636 руб. 76 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 839 руб. 72 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:20 01 02:503 площадью 14583,00 кв.м., предоставленного для общественно-деловых целей под нежилое строение - АЗС, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение установлено относительно одноэтажного кирпичного здания АЗС, расположенного на 817 км. Новосибирского тракта (Челябинск - Новосибирск), г. Омск, Ленинский административный округ, пос. Карьер; и обязании заинтересованное лицо внести изменения в государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 12 245 636 руб. 76 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 839 руб. 72 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:20 01 02:503 с учетом постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", с обязательным указанием даты утверждения указанных сведений указанным постановлением, а именно - 26.11.2008;
8) действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенные 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 71 359 639 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1338 руб. 83 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:9 площадью 53300,00 кв.м., фактически занимаемого участком темных нефтепродуктов, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: г. Омск, Советский административный округ, Северо-Западный промузел и обязании заинтересованное лицо внести изменения в государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 10 211 214 руб. 09 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 191 руб. 58 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:9 с учетом постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", с обязательным указанием даты утверждения указанных сведений указанным постановлением, а именно - 26.11.2008;
9) действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенные 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 90 210 570 руб. 24 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2097 руб. 53 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 08 01:11 площадью 43008,00 кв.м., предоставленного для промышленного строительства, расположенного на землях населенных пунктов, место положение установлено относительно здания Омского отделения сбыта, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский административный округ, Северо-Западный промузел; и обязании заинтересованное лицо внести изменения в государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 90 210 570 руб. 24 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2097 руб. 53 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 08 01:11 с учетом постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", с обязательным указанием даты утверждения указанных сведений указанным постановлением, а именно - 26.11.2008;
10) действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенные 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 268 649 620 руб. 80 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3358 руб. 96 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 35:36:12 01 04:2 площадью 79980,00 кв.м., фактически занимаемого производственной территорией управления автозаправочных станций, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: г, Омск, Центральный административный округ, ул. 10 лет Октября; и обязании заинтересованное лицо внести изменения в государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 268 649 620 руб. 80 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3358 руб. 96 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 04:2 с учетом постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", с обязательным указанием даты утверждения указанных сведений указанным постановлением, а именно - 26.11.2008;
11) действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенные 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 7 953 842 руб. 70 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4651 руб. 37 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 09:1503 площадью 1710,00 кв.м., предоставленного для общественно-деловых целей под строение, сооружение, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение установлено относительно 1-этажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, Черлакский тракт, дом 3; и обязании заинтересованное лицо внести изменения в государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 7 953 842 руб. 70 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4651 руб. 37 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 09:1503 с учетом постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", с обязательным указанием даты утверждения указанных сведений указанным постановлением, а именно - 26.11.2008;
12) действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенные 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 11 047 175 руб. 70 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1761 руб. 91 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:15 01 03:5 площадью 6270,00 кв.м., предоставленного под АЗС N 65, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, Космический проспект; и обязании заинтересованное лицо внести изменения в государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 11 047 175 руб. 70 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1761 руб. 91 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:15 01 03:5 с учетом постановления Правительства Омской области N 193-П от 26.11.2008 года "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", с обязательным указанием даты утверждения указанных сведений указанным постановлением, а именно - 26.11.2008;
13) действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенные 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 8 201 745 руб. 20 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1962 руб. 14 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 40:319 площадью 4180,00 кв.м., предоставленного под автозаправочную станцию N 66, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Мельничная; и обязании заинтересованное лицо внести изменения в государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 8 201 745 руб. 20 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1962 руб. 14 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 40:319 с учетом постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", с обязательным указанием даты утверждения указанных сведений указанным постановлением, а именно - 26.11.2008;
14) действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенные 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 16 439 541 руб. 90 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2869 руб. 03 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 02:19 площадью 5730,00 кв.м., предоставленного под автозаправочную станцию N 70, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: г. Омск, Кировский административный округ, ул. 2 Солнечная; и обязании заинтересованное лицо внести изменения в государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 16 439 541 руб. 90 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2869 руб. 03 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 02:19 с учетом постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", с обязательным указанием даты утверждения указанных сведений указанным постановлением, а именно - 26.11.2008;
15) действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенные 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 19 622 036 руб. 48 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3873 руб. 28 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:08 01 16:35 площадью 5066,00 кв.м., предоставленного для общественно-деловых целей под автозаправочную станцию, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение установлено относительно одноэтажного здания АЗС-72, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Завертяева, 22, и обязании заинтересованное лицо внести изменения в государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 19 622 036 руб. 48 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3873 руб. 28 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:08 01 16:35 с учетом постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", с обязательным указанием даты утверждения указанных сведений указанным постановлением, а именно - 26.11.2008.
Определением от 21.07.2009 по делу N А46-10773/2009 к участию в деле в соответствии с положениями статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по инициативе суда первой инстанции было привлечено федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" (далее - ФГУ "ЗКП").
Решением от 10.09.2009 по делу N А46-10773/2009 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования ОАО "Газпромнефть-Омск" в полном объеме.
В качестве способа восстановления нарушенных прав суд первой инстанции обязал Управление Роснедвижимости по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Газпромнефть-Омск".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что о нарушении прав и законных интересов, а именно о документе, на основании которого в государственный земельный кадастр была внесена оспариваемая кадастровая стоимость, ОАО "Газпромнефть-Омск" узнало из писем Управления Роснедвижимости по Омской области, полученных в качестве ответа на запрос об основаниях и дате утверждения кадастровой стоимости в государственный информационный ресурс, в связи с чем процессуальный срок на обращение в суд с заявлением пропущен не был.
Рассмотрев заявление по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении Управлением Роснедвижимости по Омской области порядка внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков организации. Позиция суда мотивирована тем, что в силу норм действующего законодательства кадастровая стоимость земельного участка является результатам государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, правомочие по утверждению результатов которой возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П не может являться актом, утверждающим государственную кадастровую оценку земель, поскольку постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П, на основании которого заинтересованным лицом 27.12.2007 была внесена кадастровая стоимость в размере 6 784 896 руб. 30 коп., 678 183 руб. 99 коп., 15 609 026 руб. 50 коп., 5 937 242 руб. 32 коп., 11 760 937 руб. 04 коп., 9 005 199 руб. 72 коп., 12 245 636 руб. 76 коп., 71 359 639 руб., 90 210 570 руб. 24 коп., 268 649 620 руб. 80 коп., 7 953 842 руб. 70 коп., 11 047 175 руб. 70 коп., 8 201 745 руб. 20 коп., 16 439 541 руб. 90 коп., 19 622 036 руб. 48 коп., ни для одного из 15 видов разрешенного использования для кадастровых кварталов, имеющих номера 55:36:19 01 38:1, 55:36:03 01 18:5, 55:36:12 03 08:13, 55:36:19 01 38:2, 55:36:16 01 01:24, 55:36:12 03 07:42, 55:36:20 01 02:503, 55:36:03 01 15:9, 55:36:03 08 01:11, 55:36:12 01 04:2, 55:36:17 01 09:1503, 55:36:15 01 03:5, 55:36:19 01 40:319, 55:36:10 09 02:19, 55:36:08 01 16:35, в которых расположены принадлежащие заявителю земельные участки, не были утверждены показатели, внесенные в государственный земельный кадастр и впоследствии в государственный кадастр недвижимости.
В апелляционной жалобе Управление Роснедвижимости по Омской области просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Газпромнефть-Омск" требований. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не дал оценку доводам Управления Роснедвижимости по Омской области в части пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: общество с заявленными требованиями о признании незаконными действий, совершенных 27.12.2007, обратилось в мае 2009 года, не заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с момента их опубликования 25.12.2007 в издании "Омский вестник" N 127 и повторно 29.02.2008 в издании "Третья столица" N 10, а также размещения их на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Омской области, стали общедоступными, и именно с указанного момента, с учетом подачи ОАО "Газпромнефть-Омск" расчетов по земельному налогу в 2008 году, по мнению подателя жалобы, следует исчислять процессуальный срок, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Управление Роснедвижимости по Омской области указывает, что после утверждения Постановлением N 174-П от 19.12.2007 результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36, результаты кадастровой оценки письмом Управления Роснедвижимости по Омской области были направлены в территориальный отдел N 1 Управления для внесения в государственный земельный кадастр (письмо N 2100 от 26.12.2007) в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 01.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент совершения оспариваемых действий, которым установлено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе о кадастровой стоимости) подлежали внесению в государственный земельный кадастр не только на основании положений нормативных правовых актов органов государственной власти, но и на основании данных (материалов) государственной кадастровой оценки земель. В данном случае это Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования город Омск по состоянию на 01.01.2007, подготовленный Омским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля".
По мнению Управления Роснедвижимости по Омской области, утвержденные Постановлением N 174-П от 19.12.2007 средние удельные показатели кадастровой стоимости являются производными от кадастровой стоимости конкретных земельных участков в соответствующих кадастровых кварталах по видам разрешенного использования, что соответствует рекомендуемой форме предоставления результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе населенных пунктов на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ, направленной письмом Роснедвижимости от 11.10.2007 N КЯ/2470@ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Роснедвижимости по Омской области поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "Газпромнефть-Омск" заявленные в апелляционной жалобе требования отклонили по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение арбитражного суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Правительства Омской области просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Свою позицию Правительство Омской области обосновывает тем, что суд первой инстанции в нарушение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исследовал должным образом вопрос о пропуске заявителем трехмесячного срока для обращения за судебной защитой, который, по мнению Правительства Омской области, необходимо исчислять с момента официального опубликования в газете "Омский вестник" от 25.12.2007 N 127 и от 30.11.2008 N 141 постановлений правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П и от 26.11.2008 N 193-П, которыми для сведения неопределенного круга лиц, в том числе заявителя доведены результаты работ по государственной кадастровой оценке земель, как в виде средних удельных показателей по кадастровым кварталам, так и в виде кадастровой стоимости конкретного земельного участка заявителя.
Выражая несогласие с существом вынесенного судом решения, Правительство Омской области ссылается на необоснованность вывода суда о том, что на момент совершения оспариваемых действий результаты государственной кадастровой оценки не были утверждены Правительством Омской области. Утверждение средних удельных показателей кадастровой стоимости по кварталам является самостоятельным результатом работ по государственной кадастровой оценке земель, производным от кадастровой стоимости конкретных земельных участков.
ФГУ "ЗКП" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 29.10.2009 до 03.11.2009, информация о перерыве была размещена на официальном сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда. ФГУ "ЗКП", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, дополнительные доводы к отзыву выслушав представителей Управления Роснедвижимости по Омской области, ОАО "Газпромнефть-Омск", Правительства Омской области, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "Газпромнефть-Омск" на праве собственности и праве бессрочного (постоянного) пользования принадлежат:
1) земельный участок площадью 4710 кв.м с кадастровым номером 55:36:19 01 38:0001; предоставлен под автозаправочную станцию N 90, расположен на землях поселений, по адресу: г.Омск, Кировский административный округ, ул. Мельничная, д. 132 по Русско-Полянскому тракту;
2) земельный участок площадью 5200 кв.м, кадастровый номер 55:36:03 01 18:0005, разрешенное использование: под строительство стационарной автозаправочной станции, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: г.Омск, Советский административный округ, ул. Северо-Западный промузел;
3) земельный участок площадью 6850 кв.м, кадастровый номер 55:36:12 03 08:0013, разрешенное использование: под строительство АЗС для личного автотранспорта с пунктом технического обслуживания, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Октябрьский АО, г.Омск, Восточный промузел, ул. 3 Молодежная;
4) земельный участок площадью 4399 кв.м, кадастровый номер 55:36:19 01 38:0002, разрешенное использование: для строительства АЗС N 120, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Кировский АО, г.Омск, ул. Мельничная, д. 134a;
5) земельный участок площадью 4733 кв.м с кадастровым номером 55:36:16 01 31:0024, предоставлен под строительство, расположен на землях поселений относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: г.Омск, Ленинский административный округ, ул. 1-й Красной Звезды, д.53;
6) земельный участок площадью 4574 кв.м с кадастровым номером 55:36:12 03 07:0042, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общественно-деловых целей, АЗС-122, местоположение: установлено относительно здания АЗС-122, имеющего почтовый адрес: Октябрьский АО, г. Омск, ул. 34 Рабочая, Д.9а;
7) земельный участок площадью 14583 кв.м с кадастровым номером 55:36:20 01 02:0503, предоставлен для общественно-деловых целей под нежилое строение АЗС, расположен на землях поселений относительно одноэтажного кирпичного здания АЗС, пос. Карьер, 817 км Новосибирского тракта (Челябинск-Новосибирск) Ленинский административный округ, г.Омск;
8) земельный участок площадью 53300 кв.м с кадастровым номером 55:36:03 01 15:0009; разрешенное использование: фактически занимаемый участком темных нефтепродуктов, категория земель: земли населенных пунктов; местоположение: Советский АО, г.Омск, Северо-Западный промузел;
9) земельный участок площадью 43 008 кв.м с кадастровым номером 55:36:03 08 01:0011, разрешенное использование: для промышленного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: установлено относительно здания Омского отделения сбыта, имеющего почтовый адрес: Советский АО, г.Омск, Северо- Западный промузел;
10) земельный участок площадью 79980 кв.м с кадастровым номером 55:36:12 01 04:0002, разрешенное использование: фактически занимаемый производственной территорией управления автозаправочных станций, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Центральный АО, г.Омск, ул.10 лет Октября;
11) земельный участок площадью 1710 кв.м с кадастровым номером 55:36:17 01 09:1503, предоставлен под общественно-деловые цели, расположен на землях поселений по адресу: установлено относительно 1-этажного здания, имеющего почтовый адрес: г.Омск, Ленинский административный округ, тракт Черлакский, д. 3;
12) земельный участок площадью 6 270 кв.м с кадастровым номером 55:36:15 01 03:0005, предоставлен под АЗС N 65, расположен на землях поселений по адресу: г.Омск, Центральный административный округ, пр. Космический;
13) земельный участок площадью 4180 кв.м, кадастровый номер 55:36:19 01 40:0319; предоставлен под автозаправочную станцию N 66, расположен на землях поселений по адресу: г.Омск, Кировский административный округ, ул. Мельничная;
14) земельный участок площадью 5730 кв.м с кадастровым номером 55:36:10 09 02:0019, разрешенное использование: автозаправочная станция N70, категория земель: земли населенных пунктов; местоположение: Омская область, г.Омск, Кировский административный округ, ул. 2-я Солнечная;
15) земельный участок площадью 5 066 кв.м с кадастровым номером 55:36:08 01 16:0035, разрешенное использование: для общественно-деловых целей под автозаправочную станцию АЗС-72, категория земель: земли населенных пунктов, местонахождение: установлено относительно одноэтажного здания АЗС-72, имеющего почтовый адрес: Центральный АО, г.Омск, ул.3авертяева,22.
По данным выписок из государственного кадастра недвижимости: - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 38:0001, составляющая 6 784 896 руб. 30 коп. (кадастровая выписка от 18.03.2008 N 36/08-9677);
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 0118:0005, составляющая 678 184 руб. (кадастровая выписка от 18.03.2008 N 36/08-7446); - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 08:0013, составляющая 15 609 026 руб. 50 коп. (кадастровая выписка от 18.03.2008 N 36/08-9687);
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 38:0002, составляющая 5 937 242 руб. 32 коп. (кадастровая выписка от 18.03.2008 N 36/08- 9648); - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 01:0024, составляющая 11 760 937 руб. 37 коп. (кадастровая выписка от 18.03.2008 N 36/08-9643);
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 0307:0042, составляющая 9 005 199 руб. 72 коп. (кадастровая выписка от 18.03.2008 N 36/08-9657); - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:20 01 02:0503, составляющая 12 245 636 руб. 76 коп. (кадастровая выписка от 18.03.2008 N 36/08-9649);
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:0009, составляющая 71 359 639 руб. (кадастровая выписка от 18.03.2008 N 36/08-9641); - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 08 01:0011, составляющая 90 210 570 руб. 24 коп. (кадастровая выписка от 18.03.2008 N 36/08- 9689);
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 04:0002, составляющая 5 937 242 руб. 32 коп. (кадастровая выписка от 18.03.2008 N 36/08- 9646); - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 09:1503, составляющая 7 953 842 руб. 70 коп. (кадастровая выписка от 18.03.2008 N 36/08-9645);
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:15 01 03:0005, составляющая 11 047 175 руб. 70 коп. (кадастровая выписка от 18.03.2008 N 36/08-9664); - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 40:0319, составляющая 8 201 745 руб. 20 коп. (кадастровая выписка от 18.03.2008г. N 36/08-9652);
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 02:0019, составляющая 16 439 541 руб. 90 коп. (кадастровая выписка от 18.03.2008 N 39/08-2505); -кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:08 01 16:0035, составляющая 19 622 036 руб. 48 коп. (кадастровая выписка от 18.03.2008 N 36/08-9681).
18.03.2009 ОАО "Газпромнефть-Омск" направило в Управление Роснедвижимости по Омской области письма N 20/659, N 20/660, N 20/661, в которых просило разъяснить результаты государственной кадастровой оценки земли и предоставить информацию о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, дате утверждения результатов определения кадастровой стоимости, форме ее утверждения, органе, уполномоченным на ее утверждение, об официальном источнике опубликования, а также представить заверенную копию документа, на основании которого сведения о кадастровой стоимости внесены в Государственный кадастр недвижимости.
Письмом от 16.04.2009 N 01-19/581 Роснедвижимости по Омской области сообщило ОАО "Газпромнефть-Омск", что результаты государственной кадастровой оценки земель города Омска утверждены постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П (в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008г. N 193-П) "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" и внесены Управлением Роснедвижимости по Омской области в Государственный земельный кадастр 27.12.2007 на основании данных Отчета от 27.11.2007 N 05-09/02 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования город Омск".
ОАО "Газпромнефть-Омск", считая действия Управления Роснедвижимости по Омской области, выразившиеся во внесении в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участка с кадастровыми номерами 55:36:19 01 38:1, 55:36:03 01 18:5, 55:36:12 03 08:13, 55:36:19 01 38:2, 55:36:16 01 01:24, 55:36:12 03 07:42, 55:36:20 01 02:503, 55:36:03 01 15:9, 55:36:03 08 01:11, 55:36:12 01 04:2, 55:36:17 01 09:1503, 55:36:15 01 03:5, 55:36:19 01 40:319, 55:36:10 09 02:19, 55:36:08 01 16:35, во-первых, незаконными, во-вторых, нарушающими его права и законные интересы как налогоплательщика, оспорило данные действия, обратившись в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
10.09.2009 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 этой же нормы Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Как усматривается из материалов дела, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Управлением Роснедвижимости по Омской области и Правительством Омской области было заявлено о пропуске заявителем предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока (т. 2, л.д. 1-8; т. 1, л.д. 90-92).
Как следует из материалов дела, ОАО "Газпромнефть-Омск" обратилась в Арбитражный суд Омской области с требованием о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Омской области 05.05.2009, что подтверждается штампом Арбитражного суда Омской области на заявлении организации (т. 1, л.д. 7-17).
В обоснование заявленного требования ОАО "Газпромнефть-Омск" сослалось на то, что кадастровая стоимость земельных участков номер 55:36:19 01 38:1, 55:36:03 01 18:5, 55:36:12 03 08:13, 55:36:19 01 38:2, 55:36:16 01 01:24, 55:36:12 03 07:42, 55:36:20 01 02:503, 55:36:03 01 15:9, 55:36:03 08 01:11, 55:36:12 01 04:2, 55:36:17 01 09:1503, 55:36:15 01 03:5, 55:36:19 01 40:319, 55:36:10 09 02:19, 55:36:08 01 16:35, внесенная в государственный земельный кадастр 27.12.2007, в нарушение требований Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органом исполнительной власти Омской области в виде нормативного правового акта утверждена не была. По мнению заявителя, усредненный удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, входящих в квартал, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П, не может быть отождествлен с кадастровой стоимостью отдельного земельного участка.
Таким образом, фактически общество связывает момент того, когда, по его мнению, действия по внесению сведений о кадастровой стоимости его земельных участков в ГКН стали незаконными и нарушающими права общества, с фактом издания Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П были утверждены усредненные удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков квартала, в который они включены, но не кадастровая стоимость спорных земельных участков.
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 Постановление Пленума от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
В соответствии с пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30.03.2004 N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области" официальным опубликованием правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области является публикация их полного текста в газетах "Омский вестник" или "Омская правда".
Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П было официально опубликовано в издании "Омский вестник" от 25.12.2007 за N 127. Соответственно, с этой даты доведено до сведения неограниченного круга лица, в том числе до сведения заявителя.
Таким образом, фактически с момента публикации Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П, то есть с декабря 2007 года, общество имело возможность узнать о том, что кадастровая стоимость их земельных участков не определена, и соответственно, уже с этого момента могло оценить действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости земельных участков, как незаконные и нарушающие её права и законные интересы.
Кроме того, учитывая, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П является нормативным правовым актом, то есть содержит обязательные для исполнения неограниченного круга лиц правила поведения, при этом в силу основных принципов права незнание закона не освобождает от обязанности исполнения установленных им правил, суд апелляционной инстанции считает, что по смыслу части 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации опубликование нормативного правового акта является общеизвестным фактом, то есть отсутствует необходимость доказывания того, что лицо знало о существовании данного факта, поскольку это презюмируется законом.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", принятого в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Факт использования для расчета земельного налога в 2008 году указанных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, находящихся на официальном и общедоступном сайте Управления Роснедвижимости по Омской области в сети Интернет, обществом подтверждается в поданном в суд первой инстанции заявлении (т. 1, л.д. 7-17).
Относительно земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:0009 общество имело возможность узнать о том, что кадастровая стоимость его земельного участка не соответствует размеру, установленному Постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П с момента его публикации, то есть с 30 ноября 2008. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что 05.05.2009 - на день обращения ОАО "Газпромнефть-Омск" в Арбитражный суд Омской области, трехмесячный срок на обращение в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов истек. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока ОАО "Газпромнефть-Омск" заявлено не было.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока подачи заявления об оспаривании ненормативного акта государственного органа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В связи с изложенным, учитывая отсутствие ходатайства ОАО "Газпромнефть-Омск" о восстановлении срока, а также то, что немотивированное восстановление процессуального срока нарушает принцип равноправия сторон, предусмотренный статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и пропуск срока без уважительных причин не соответствует требованиям частей 2 и 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что в удовлетворении требований ОАО "Газпромнефть-Омск" следует отказать в связи с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Газпромнефть-Омск" оспаривало действия Управления Роснедвижимости по Омской области, произведенные 27.12.2007 по внесению в Государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности и праве бессрочного (постоянного) пользования, без надлежащего, по мнению общества, утверждения их размера нормативным правовым актом, то есть, фактически заявило о нарушении Управлением Роснедвижимости по Омской области процедуры внесения в государственный кадастр недвижимости размера кадастровой стоимости принадлежащих ОАО "Газпромнефть-Омск" земельных участков.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно Закону Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 N 731-03 к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области (пункты 35, 36 статьи 4).
Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", приняло Постановление N 174-П, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.
Как следует из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции от 04.12.2006, действовавшей в период издания Постановления N 174-П), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.2007, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за N 9913 от 26.07.2007, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункта 4 Административного регламента, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры:
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; - разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Как указано в пункте 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 10, 11 Административного регламента).
Таким образом, общество необоснованно отождествило утверждение кадастровой стоимости земель, производимое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, производимое Управлением после утверждения кадастровой стоимости земель.
То есть, утверждение, что кадастровая стоимость каждого земельного участка, расположенного в пределах кадастрового района 55:36 города Омска, должна быть утверждена Правительством Омской области, является необоснованным, что также подтверждается, во-первых, пунктом 13 Административного регламента, который предусматривает возможность разъяснений как в отношении общих результатов государственной кадастровой оценки земель определенной категории, так и в отношении результатов государственной кадастровой оценки конкретного земельного участка; во-вторых, особым порядком доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, установленным пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации N 52 от 07.02.2008.
Управление Роснедвижимости по Омской области не утверждало кадастровую стоимость земельных участков, а внесло сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе, сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, в том числе, в целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации N 52 от 07.02.2008 по предоставлению плательщикам земельного налога сведений о кадастровой стоимости земельных участков, после утверждения кадастровой стоимости земель Постановлением N 174-П в декабре 2007 года.
То обстоятельство, что в ноябре 2008 года приложение к Постановлению N 174-П было дополнено второй таблицей, - "кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска...", не означает, что кадастровая стоимость земель не была утверждена 19.12.2007, и, соответственно, не означает, что Управление Роснедвижимости по Омской области не имело права вносить в кадастр экономические характеристики земельных участков.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что в государственном земельном кадастре согласно кадастровому паспорту N 36/08-9641 от 18.03.2008 (т. 1, л.д. 54-56) содержатся сведения о кадастровой стоимости земельного участка общества с кадастровым номером 55:36:03 01 15:0009 в размере 71 359 639 руб., в то время как Постановлением N 193-П от 26.11.2008 утверждена кадастровая стоимость указанного выше земельного участка, в размере 10 211 214 руб. 09 коп. (пункт 4430 приложения к постановлению N 193-П, т. 2, л.д. 80), что ущемляет права общества как плательщика земельного налога, порядок исчисления которого прямо связан статьями 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации с правильностью установления и внесения в кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков как объектов налогообложения, судом апелляционной инстанции отклоняется, исходя из следующего.
Действительно, Постановлением Правительства от 26.11.2008 N 193-П утверждена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 10 211 214 руб. 09 коп. (пункт 4430 приложения к постановлению N 193-П), а в государственный кадастр 27.11.2007 была внесена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 71 359 639 руб.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что несоответствие кадастровой стоимости земельного участка общества с кадастровым номером 55:36:03 01 15:0009 является технической ошибкой. В соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибкой в государственном реестре недвижимости является техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях).
Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Таким образом, для исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости установлен специальный порядок, которым не воспользовался заявитель, но право на которое за ним сохраняется.
Учитывая приведенные обстоятельства, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Газпромнефть-Омск" требований, апелляционная жалоба Управление Роснедвижимости по Омской области - удовлетворению.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы Управления Роснедвижимости по Омской области и отказе в удовлетворении требований организации на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на ОАО "Газпромнефть-Омск". Поскольку Управление Роснедвижимости по Омской области при подаче апелляционной жалобы не платило государственную пошлину, с ОАО "Газпромнефть-Омск" подлежит взысканию в бюджет государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в соответствии с подпунктами 12, 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1000 руб. 00 коп.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2009 по делу N А46-10773/2009 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" отказать полностью.
Взыскать с открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" (644099, г. Омск, ул. Фрунзе, д. 54) в доход федерального бюджета 1000 руб. 00 коп. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10773/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Газпромнефть-Омск"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
Третье лицо: Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата", Правительство Омской области
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6897/10
16.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6897/10
11.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6897/10
15.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6897/10
20.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6897/10
09.02.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-10773/2009
11.11.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7252/2009