город Омск |
|
12 ноября 2009 года |
Дело N А70-7084/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Зиновьевой Т.А., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мокшиной С.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7110/2009) открытого акционерного общества "Тюменьэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20 августа 2009 года
по делу N А70-7084/2009 (судья Куприна Н.А.),
принятое по иску Прокурора Тюменской области
к открытому акционерному обществу "Тюменьэнергосбыт", Государственному лечебно-профилактическому учреждению "Тюменская областная клиническая больница" о признании недействительными абзацев 2, 4 пункта 3.2.14, пункта 3.2.15, подпунктов а, б, в, д, е, ж, пункта 8.6, пункта 8.7 государственного контракта N 966 от 11.02.2009,
в судебном заседании приняли участие:
от открытого акционерного общества "Тюменьэнергосбыт" -представитель Смолькова О.В. по доверенности N 5/16-09 от 01.01.2009, сохраняющей свою по 31.12.2009; от Прокурора Тюменской области -Пересыпкин К.С. (служебное удостоверение ТО N 081049 выдано 24.04.2009);
от Государственного лечебно-профилактического учреждения "Тюменская областная клиническая больница" - представитель не явился,
установил:
На основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) Прокурор Тюменской области обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к открытому акционерному обществу "Тюменьэнергосбыт" (далее - ОАО "Тюменьэнергосбыт", ответчик) и государственному лечебно-профилактическому учреждению "Тюменская областная клиническая больница" (далее - ГЛПУ "ТОКБ", ответчик) о признании недействительными абзаца 2, 4 пункта 3.2.14, пункта 3.2.15, подпунктов "а,б,в,д,е,ж" пункта 8.6, пункта 8.7 государственного контракта N 966 от 11.02.2009, заключённого между ответчиками.
До разрешения спора по существу истец в порядке статьи 49 АПК РФ заявил отказ от исковых требований в части признания недействительным абзаца 2, 4 пункта 3.2.14, подпунктов "а,б,в,д,е,ж" пункта 8.6, пункта 8.7 государственного контракта N 966 от 11.02.2009, заключённого между ответчиками.
Поскольку частичный отказ от требований не противоречит закону, не нарушает права других лиц и заявлен полномочным лицом, он принят судом.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.08.2009 по делу N А70-7084/2009 признан недействительным пункт 3.2.15 государственного контракта N 966, заключённого 11.02.2009 между ОАО "Тюменьэнергосбыт" и ГЛПУ "ТОКБ", в части возложения на заказчика обязанности принимать меры к безаварийному прекращению технологического процесса. В остальной части исковых требований производство по делу прекращено. Этим же решением с ОАО "Тюменьэнергосбыт" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 2 000 руб. Не соглашаясь с решением суда первой инстанции в части признания недействительным пункт 3.2.15 государственного контракта N 966 от 11.02.2009 и взыскания в доход бюджета государственной пошлины в сумме 2 000 руб., ОАО "Тюменьэнергосбыт" в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что включая в государственный контракт N 966 от 11.02.2009 пункт 3.2.15 ОАО "Тюменьэнергосбыт" не нарушает и не ущемляет права и интересы ГЛПУ "ТОКБ", а лишь возлагает на него обязанность предпринять все меры, предусмотренные законодательством РФ, для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды при полном прекращении технологического процесса предприятия.
Прокуратура Тюменской области и ГЛПУ "ТОКБ" в отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ГЛПУ "ТОКБ", надлежащим образом извещенный в соответствии со статьёй 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
На основании статей 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника процесса.
В судебном заседании, открытом 03.11.2009, в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, был объявлен перерыв до 10.11.2009. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте в сети Интернет, а также дополнительно доведена до ответчика (ГЛПУ "ТОКБ") путем направления телеграммы (отчет о доставке телеграммы приобщен к материалам дела). Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене в этой части исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 11.02.2009 между ОАО "Тюменьэнергосбыт", именуемым в договоре "исполнитель", и ГЛПУ "ТОКБ", именуемым в договоре "заказчик", заключен государственный контракт N 966, в соответствии с которым исполнитель обязуется осуществлять продажу электрической энергии, оказывать услуги по передаче электрической энергии через сетевую организацию и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией заказчика, а заказчик обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги в порядке, предусмотренном настоящим государственным контрактом (пункт 2.1 контракта). В пункте 3.2.15 данного государственного контракта предусмотрено, что заказчик обязан принимать меры к безаварийному прекращению технологического процесса, а также обеспечивать безопасность жизни и здоровья людей и сохранность оборудования в случаях введения ограничения электроснабжения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением заказчиком обязательств по настоящему контракту.
Ссылаясь на то, что возложение на заказчика обязанности по безаварийному прекращению технологического процесса не основано на нормах закона, поскольку допускает возможность прекращения поставки электрической энергии ГЛПУ "ТОКБ" по основаниям и в порядке, не предусмотренным законом, Прокурор Тюменской области обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворение требований Прокурора Тюменской области послужило поводом для подачи ОАО "Тюменьэнергосбыт" апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции принял во внимание следующее.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
11.02.2009 между ОАО "Тюменьэнергосбыт" и ГЛПУ "ТОКБ" заключен государственный контракт N 966, в соответствии с которым исполнитель обязуется осуществлять продажу электрической энергии, оказывать услуги по передаче электрической энергии через сетевую организацию и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией заказчика.
При этом в качестве приложения N 1 к данному государственному контракту сторонами подписан "Перечень точек поставки и характеристика коммерческого учёта электроэнергии на границе балансовой принадлежности".
Исходя из смысла статей 209, 539 и 1079 ГК РФ ответственность за соответствие техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, в пределах балансовой принадлежности, а также за вред, причинённый источником повышенной опасности, несёт абонент.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
20.07.2009 ОАО "Тюменьэнергосбыт" и ГЛПУ "ТОКБ подписали дополнительное соглашение о внесении изменений в государственный контракт N 966 от 11.02.2009, согласно которому право исполнителя на полное прекращение подачи электроэнергии заказчику, закрепленное в пунктах 3.2.14, 8.6, 8.7 контракта было заменено на право "вводить частичное ограничение режима потребления не ниже уровня аварийной брони" в соответствии с требованиями Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждённых постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 (далее - Правила).
Запрета в прекращении подачи либо ограничении подачи энергии для медицинских учреждений как потребителей электроэнергии при нарушении ими условий договора теплоснабжения законодательством не установлено.
В соответствии с пунктом 168 Правил в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается (к которым относится заказчик как медицинское учреждение согласно Приложению N 6 к данным Правилам), применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления.
Пунктом 177 Правил предусмотрено поэтапное введение ограничения электропотребления сначала до уровня технологической брони, а затем до уровня аварийной брони в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком своих обязательств, а также в случае прекращения исполнения обязательств сторон по договору (контракту). При этом п.п. "а" указанного пункта Правил закреплено положение о том, что инициатор введения ограничения направляет заказчику уведомление о возможном ограничении режима потребления до уровня технологической брони. В данном подпункте также предусмотрена обязанность Заказчика принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования.
Следовательно, при введении режима частичного ограничения потребления электрической энергии до уровня аварийной (технологической) брони, со стороны заказчика должна быть обеспечена возможность безаварийного перевода технологического процесса в безопасное состояние функционирования производства, путем выделения на отдельные питающие линии, а также использования автономных резервных источников питания и (или) использования аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики.
Таким образом, пункт 3.2.15 государственного контракта N 966 от 11.02.2009 не изменяет распределение обязанностей между заказчиком и исполнителем, установленное нормативными актами.
Включение данного пункта в государственный контракт не ухудшает положение заказчика.
Следует отметить, что пункт 1.1 контракта содержит прямое указание на то, что при исполнении настоящего контракта стороны руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законами РФ, постановлениями Правительства, решениями органов исполнительной власти и субъектов РФ в области регулирования тарифов и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения купли-продажи, передачи, распределения и потребления электрической энергии. В соответствии с данным пунктом договора при реализации условий договора энергоснабжения стороны обязаны соблюдать обязательные предписания закона и иных нормативных актов.
Содержание пункта 3.2.15 государственного контракта в части обязания заказчика принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса само по себе не противоречит действующему законодательству, более того, оно соответствует положениям, закреплённым в пункте 177 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждённых постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения заявленных Прокурором Тюменской области требований отсутствуют.
В связи с вышеизложенным, решение суда в обжалуемой части в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права следует отменить, апелляционную жалобу ОАО "Тюменьэнергосбыт" - удовлетворить.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления и за подачу апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на Прокурора Тюменской области. Учитывая, что в силу абзаца 1.1 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины иску и по апелляционной жалобе не подлежат взысканию с Прокурора Тюменской области. В связи с чем ОАО "Тюменьэнергосбыт" из федерального бюджета следует возвратить государственную пошлину в сумме 1 000 руб., уплаченную при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 20 августа 2009 года по делу N А70-7084/2009 в обжалуемой части отменить.
Отказать в удовлетворении требований о признании недействительным пункта 3.2.15 государственного контракта N 966, заключённого 11.02.2009 между открытым акционерным обществом "Тюменьэнергосбыт" и государственным лечебно-профилактическим учреждением "Тюменская областная клиническая больница" в части возложения на заказчика обязанности принимать меры к безаварийному прекращению технологического процесса.
Возвратить открытому акционерному обществу "Тюменьэнергосбыт" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб., перечисленную по платёжному поручению N 1646 от 11.09.2009.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
Т. А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7084/2009
Истец: Прокурор Тюменской области
Ответчик: Открытое акционерное общество "Тюменьэнергосбыт", Государственное лечебно-профилактическое учреждение "Тюменская областная клиническая больница"
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7110/2009