город Омск |
N 08АП-7526/2009 |
19 ноября 2009 года |
Дело N А46-12008/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7526/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска
на решение Арбитражного суда Омской области от 14.09.2009
по делу N А46-12008/2009 (судья Суставова О.Ю.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистая линия"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска
о признании недействительными решения от 26.12.2008 N 13483 и требования от 24.02.2009 N 5231/1,
при участии в судебном заседании представителей: от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска - Крайнюкова Л.П. (удостоверение N 338953 действительно до 31.12.2009, доверенность N 12362 от 18.07.2007 сроком действия 3 года);
от общества с ограниченной ответственностью "Чистая линия" - Пастухов П.А. (паспорт серия 5200 N 274167 выдан 13.01.2001, доверенность N 1-Ф от 15.05.2009 сроком действия 3 года);
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Чистая линия" Омской области (далее - ООО "Чистая линия", Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г.Омска (далее - ИФНС России по ЛАО г.Омска, Инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительными решения от 26.12.2008 N 13483 и требования N 5231/1 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.02.2009.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.09.2009 по делу N А46-12008/2009 требования ООО "Чистая линия" удовлетворены. При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Чистая линия" не является собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 02 01:3009 и не может являться субъектом налогообложения. Таким образом, доначисление решением от 26.12.2008 N 13483 сумм авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 года и начисление пеней за несвоевременную уплату сумм доначисленного земельного налога, а также обязание уплатить указанные суммы на основании требования N 5231/1 по состоянию на 19.02.2009 является незаконным.
В апелляционной жалобе ИФНС России по ЛАО г.Омска просит решение арбитражного суда об удовлетворении требований, заявленных ООО "Чистая линия", отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. По мнению ИФНС России по ЛАО г.Омска, суд первой инстанции формально подошел к рассмотрению данного спора, не оценив должным образом доводы Инспекции, явившиеся основанием для принятия оспоренного решения.
При этом налоговый орган настаивает на том, что, поскольку право собственности на нежилые здания и строения, расположенные на спорном земельном участке, зарегистрировано за ООО "Чистая линия", а сам спорный земельный участок сформирован, сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости, Общество является плательщиком земельного налога, в частности за 2 квартал 2008 года.
Кроме того, податель жалобы указывает на несоответствие фактическим обстоятельствам дела вывода суда первой инстанции о незаконности оспариваемого требования об уплате налога в связи с выставлением его по решению, не вступившему в законную силу, по причине апелляционного обжалования.
Также податель жалобы считает, что у налогового органа отсутствует обязанность представлять налогоплательщику расчет пеней по доначисленному налогу.
В заблаговременно представленном в апелляционный суд отзыве и устном выступлении в судебном заседании представитель ООО "Чистая линия" отклонил доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Чистая линия" зарегистрировано 17.08.2006 в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы по Омскому району Омской области, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1065528019435.
ИФНС России по ЛАО г.Омска в адрес ООО "Чистая линия" было направлено требование о предоставлении налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу N 08-34/30 от 29.07.2008.
19.08.2008 ООО "Чистая линия" был представлен налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2008 года в ИФНС России по ЛАО г.Омска.
ИФНС России по ЛАО г.Омска была проведена камеральная налоговая проверка на основании представленного ООО "Чистая линия" налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2008 года, по результатам которой был составлен акт N 7435 от 17.10.2008.
По итогам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 17.10.2008 N 7435, в отсутствие представителя ООО "Чистая линия", было вынесено решение N 13483 от 26.12.2008, которым отказано в привлечении ООО "Чистая линия" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (неуплата или неполная уплата сумм налога) в результате неправильного исчисления налога в связи с отсутствием состава правонарушения на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации; доначислена сумма авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 года 20453 руб., сумма пеней за несвоевременную уплату авансового платежа в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 656 руб.
ИФНС России по ЛАО г.Омска в адрес ООО "Чистая линия" в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации было выставлено требование N 5231/1 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.02.2009, согласно которому обществу предлагалось в срок до 07.03.2009 уплатить недоимку по земельному налогу по сроку уплату 31.07.2008 в сумме 20453 руб., пени за несвоевременную уплату недоимки по земельному налогу в сумме 656 руб.
ООО "Чистая линия" в Управление Федеральной налоговой службы по Омской по области была подана жалоба на решение ИФНС России по ЛАО г.Омска от 26.12.2008 N 13483.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области N 03-03-14/05769 от 30.04.2009 жалоба ООО "Чистая линия" оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение ИФНС России по ЛАО г.Омска от 26.12.2008 N 13483 и требование N 5231/1 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.02.2009 не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы ООО "Чистая линия", последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области.
14.09.2009 Арбитражный суд Омской области вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав все имеющиеся в материалах дела доказательства, признанные судом первой инстанции достаточными для удовлетворения требований Общества, оценив их в совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователями являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Данная правовая позиция закреплена в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога".
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, у ООО "Чистая линия" отсутствуют документы, удостоверяющие его право на земельный участок.
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Чистая линия" не заключало сделок о приобретении земельного участка, следовательно, не является собственником земельного участка.
Не свидетельствует о возникновении какого-либо права, с которым Налоговый кодекс Российской Федерации связывает обязанность по уплате земельного налога, и то обстоятельство, что Распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 11.04.2008 N 1797-р "О предоставлении в собственность за плату Обществу с ограниченной ответственностью "Чистая линия" земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного в городе Омске" ООО "Чистая линия" предоставлен в собственность земельный участок площадью 12026 кв.м., местоположение которого установлено относительно здания с почтовым адресом: г.Омск, пос. Дальний, д.1, корп. 14, поскольку, как обоснованно указал суд первой инстанции, переход прав на земельный участок в собственность связан с соблюдением определенной процедуры (заключение договора купли-продажи, который согласно ответу Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 17.08.2009 не был заключен; регистрация права собственности в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Не может служить основанием для признания законной позиции налогового органа и утверждение подателя жалобы о возникновении в рассматриваемом случае объекта налогообложения, подкрепленное ссылкой на пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", в соответствии с которым объект налогообложения по земельному налогу возникает, когда конкретный земельный участок сформирован.
Как установлено судом первой инстанции и следует из выписки из Государственного кадастра недвижимости от 08.09.2008 N 36/08-36610, сведения о регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 55:36:17 02 01:3009 площадью 12026_38 кв.м. отсутствуют; сведения об участке носят временный характер.
Аналогичные сведения содержит выписка из Государственного кадастра недвижимости от 29.12.2008 N 36/08-50986.
В соответствии со статьями 30, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 4, 16, 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" земельные участки формируются путем выполнения работ, в результате которых определяются границы и иные характеристики земельных участков в объеме, позволяющем описать их в качестве объектов государственного кадастрового учета и имущественного права.
Статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" предусмотрено, что государственным кадастровым учетом земельных участков является описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Пункт 2 статьи 14 названного Закона предусматривает, что к основным сведениям о земельных участках, которые должны содержаться в Едином государственном реестре земель, в числе прочих относятся: площадь земельного участка, категория земель и его экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю.
Как следует из ответа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (территориальный отдел N 1) от 09.09.2009 N 07- 06/5100, поступившего в Арбитражный суд Омской области 09.09.2009, в соответствии с пунктом 1 статьи 25, пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет объекта недвижимости, образованного в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости, носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 55:36:17 02 01:3009 учтен в Государственном кадастре недвижимости со статусом - "временный". В случае неоформления в установленном порядке права собственности в отношении данного земельного участка, сведения о нем будут аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для утверждения, что спорный земельный участок сформирован и полностью отвечает требованиям действующего земельного законодательства.
Доказательств, опровергающих изложенное, или иным образом свидетельствующих о наличии законных оснований для доначисления ООО "Чистая линия" земельного налога за 2 квартал 2008 года налоговым органом, в нарушение требований статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ни суду первой инстанции, ни в апелляционный суд не представлено.
Таким образом, учитывая непредставление Инспекцией документов, подтверждающих, что ООО "Чистая линия" владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 55:36:17 02 01:3009 или является его пользователем на правах, установленных статьями 20, 21 Земельного кодекса Российской Федерации, по убеждению суда апелляционной инстанции, решение ИФНС России по ЛАО г.Омска N 13483 от 26.12.2008 правомерно и обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
Поскольку решение ИФНС России по ЛАО г.Омска N 13483 от 26.12.2008 признается судом недействительным, то соответственно и требование N 5231/1 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.02.2009, выставленное на основании данного решения, также является недействительным.
Помимо этого, Восьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым указать следующее.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок эту неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о суммах задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления N 5 от 28 февраля 2001 года "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что требование об уплате пеней должно содержать сведения о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени (установленный законодательством срок уплаты налога), и ставке пеней.
Требование N 5231/1 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.02.2009 не соответствует вышеназванным положениям, поскольку в нем не указано, за какой период начислены пени, а также их расчет.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Из приведенной нормы следует, что налоговая инспекция должна доказать правомерность направления Обществу требования и подтвердить размер пеней соответствующими расчетами.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по ЛАО г.Омска не был представлен расчет пеней по земельному налогу на сумму 656 руб. в подтверждении правомерности предложения таковой к уплате.
При этом Восьмой арбитражный апелляционный суд находит обоснованным довод подателя жалобы о несоответствии фактическим обстоятельствам дела вывода суда первой инстанции о незаконности оспариваемого требования об уплате налога в связи с выставлением его по решению, не вступившему в законную силу, однако, данный довод не имеет правового значения для настоящего спора, поскольку описанные выше обстоятельства являются достаточными для признания требований заявителя правомерно удовлетворенными, а апелляционной жалобы - подлежащей оставлению без удовлетворения.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба ИФНС по ЛАО г.Омска удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 14.09.2009 по делу N А46-12008/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12008/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Чистая линия"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска
Кредитор: Территориальный отдел N 1 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ, Главное Управление по земельным ресурсам Омской области