город Омск |
N 08АП-7424/2009 |
17 ноября 2009 года |
Дело N А46-9751/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Радченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7424/2009) Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 08.09.2009
по делу N А46-9751/2009 (судья Стрелкова Г.В.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Инмарко"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
3-е лицо: Правительство Омской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата",
о признании незаконными действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка 55:36:12 01 02:0027, местоположение которого Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, ул. 10 лет Октября, д. 205, в размере 253 141 474 руб.14 коп., совершенные 27.12.2007, и обязать заинтересованное лицо исключить указанные сведения из государственного кадастра недвижимости путем сохранения указанной записи в АИС ГКН со статусом "архивная",
при участии в судебном заседании представителей: от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области - Хоменко В.А. по доверенности от 20.04.2009 N 44, действительной до 31.12.2009 (удостоверение N 206 выдано 20.04.2009);
от открытого акционерного общества "Инмарко" - Дмитренко Н.А. по доверенности от 01/18-03-09/3, действительной до 31.12.2009 (паспорт); от Правительства Омской области - Мельникова Т.Н. по доверенности от 27.05.2009 N ИСХ-09/ПП-516/01, действительной 3 года (удостоверение N 141 выдано 28.06.2005);
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Инмарко" (далее по тексту - ОАО "Инмарко", общество) обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее по тексту - Управление Роснедвижимости по Омской области), с привлечением Правительства Омской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, о признании незаконным действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка 55:36:12 01 02:0027, местоположение которого Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, ул. 10 лет Октября, д. 205, в размере 253 141 474 руб. 14 коп., совершенные 27.12.2007, и обязании заинтересованное лицо исключить указанные сведения из государственного кадастра недвижимости путем сохранения указанной записи в АИС ГКН со статусом "архивная".
Определением от 30.07.2009 по делу N А46-9751/2009 к участию в деле в соответствии с положениями статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по инициативе суда первой инстанции было привлечено федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" (далее - ФГУ "ЗКП").
Решением от 08.09.2009 по делу N А46-9751/2009 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования ОАО "Инмарко", признал действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенные 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка 55:36:12 01 02:0027, местоположение которого Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, ул. 10 лет Октября, д. 205, в размере 253 141 474 руб. 14 коп., как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Правилам проведения государственной оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
В качестве способа восстановления нарушенных прав суд первой инстанции обязал Управление Роснедвижимости по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Инмарко".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что о нарушении прав и законных интересов, а именно о документе, на основании которого в государственный земельный кадастр была внесена оспариваемая кадастровая стоимость, ОАО "Инмарко" узнало из письма Управления Роснедвижимости по Омской области от 14.04.2009 исх.N 07-07/1740, полученного в качестве ответа на запрос об основаниях и дате утверждения кадастровой стоимости в государственный информационный ресурс, в связи с чем процессуальный срок на обращение в суд с заявлением пропущен не был.
Рассмотрев заявление по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении Управлением Роснедвижимости по Омской области порядка внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельном участке общества. Позиция суда мотивирована тем, что в силу норм действующего законодательства кадастровая стоимость земельного участка является результатам государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, правомочие по утверждению результатов которой возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П не может являться актом, утверждающим государственную кадастровую оценку земель, поскольку постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П, на основании которого заинтересованным лицом 27.12.2007 была внесена кадастровая стоимость в размере 253 141 474 руб. 14 коп., ни для одного из 15 видов разрешенного использования для кадастрового квартала имеющего номер 55:36:12 01 02:0027, в котором расположен принадлежащий заявителю земельный участок, не был утвержден показатель, внесенный в государственный земельный кадастр и впоследствии с государственный кадастр недвижимости.
В апелляционной жалобе Управление Роснедвижимости по Омской области просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Инмарко" требований. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не дал оценку доводам Управления Роснедвижимости по Омской области в части пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: общество с заявленными требованиями о признании незаконными действий, совершенных 27.12.2007, обратилось в апреле 2009 года, не заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с момента их опубликования 25.12.2007 в издании "Омский вестник" N 127 и повторно 29.02.2008 в издании "Третья столица" N 10, а также размещения их на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Омской области, стали общедоступными, и именно с указанного момента, с учетом подачи ОАО "Инмарко" расчетов по земельному налогу в 2008 году, по мнению подателя жалобы, следует исчислять процессуальный срок, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Управление Роснедвижимости по Омской области указывает, что после утверждения Постановлением N 174-П от 19.12.2007 результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36, результаты кадастровой оценки письмом Управления Роснедвижимости по Омской области были направлены в территориальный отдел N 1 Управления для внесения в государственный земельный кадастр (письмо N 2100 от 26.12.2007) в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 01.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент совершения оспариваемых действий, которым установлено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе о кадастровой стоимости) подлежали внесению в государственный земельный кадастр не только на основании положений нормативных правовых актов органов государственной власти, но и на основании данных (материалов) государственной кадастровой оценки земель. В данном случае это Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования город Омск по состоянию на 01.01.2007, подготовленный Омским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля".
По мнению Управления Роснедвижимости по Омской области, утвержденные Постановлением N 174-П от 19.12.2007 средние удельные показатели кадастровой стоимости являются производными от кадастровой стоимости конкретных земельных участков в соответствующих кадастровых кварталах по видам разрешенного использования, что соответствует рекомендуемой форме предоставления результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе населенных пунктов на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ, направленной письмом Роснедвижимости от 11.10.2007 N КЯ/2470@ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Роснедвижимости по Омской области поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "Инмарко" заявленные в апелляционной жалобе требования отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение арбитражного суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Правительства Омской области, ФГУ "ЗКП" отзывов на апелляционную жалобу не представили.
В устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Правительства Омской области поддержал правовую позицию подателя жалобы.
ФГУ "ЗКП", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей Управления Роснедвижимости по Омской области, ОАО "Инмарко", Правительства Омской области, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "Инмарко" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 58686,00 кв.м. с кадастровым номером 55:36:12 01 02:0027, фактически занимаемый предприятием, расположенный на землях поселений по адресу: г.Омск, Центральный административный округ, ул. 10 лет Октября, д. 205, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АВ N 186911 от 22.12.2005.
Письмом от 14.04.2009 исх.N 07-07/1740 по запросу общества Территориальный отдел N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области сообщил, что кадастровая стоимость земельного участка, имеющего номер 55:36:12 01 02:0027, составляет 253 141 474 руб. 14 коп., внесена в государственный земельный кадастр 27.12.2007, данные сведения были внесены на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", которым были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов по видам функционального использования, и постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
По данным выписки из государственного кадастра недвижимости от 16.06.2008 за исх. N 39/08-5680 земельному участку номер 55:36:12 01 02:0027 соответствует кадастровая стоимость в размере 253 141 474 руб. 14 коп. исходя из удельного показателя 4313 руб. 49 коп./кв.м.
ОАО "Инмарко", считая действия Управления Роснедвижимости по Омской области, выразившиеся во внесении в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 02:0027, во-первых, незаконными, во-вторых, нарушающими его права и законные интересы как налогоплательщика, оспорило данные действия, обратившись в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
08.09.2009 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 этой же нормы Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Как усматривается из материалов дела, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Управлением Роснедвижимости по Омской области и Правительством Омской области было заявлено о пропуске заявителем предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока (т. 1, л.д. 83-88, 81-82).
Как следует из материалов дела, ОАО "Инмарко" обратилась в Арбитражный суд Омской области с требованием о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Омской области 20.04.2009, что подтверждается штампом Арбитражного суда Омской области на заявлении организации (т. 1, л.д. 7-9).
В обоснование заявленного требования ОАО "Инмарко" сослалось на то, что кадастровая стоимость земельного участка номер 55:36:12 01 02:0027, внесенная в государственный земельный кадастр 27.12.2007, в нарушение требований Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органом исполнительной власти Омской области в виде нормативного правового акта утверждена не была. По мнению заявителя, усредненный удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, входящих в квартал, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П, не может быть отождествлен с кадастровой стоимостью отдельного земельного участка. Таким образом, фактически общество связывает момент того, когда, по его мнению, действия по внесению сведений о кадастровой стоимости его земельных участков в ГКН стали незаконными и нарушающими права общества, с фактом издания Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П были утверждены усредненные удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков квартала, в который они включены, но не кадастровая стоимость спорного земельного участка.
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 Постановление Пленума от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
В соответствии с пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30.03.2004 N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области" официальным опубликованием правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области является публикация их полного текста в газетах "Омский вестник" или "Омская правда".
Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П было официально опубликовано в издании "Омский вестник" от 25.12.2007 за N 127. Соответственно, с этой даты доведено до сведения неограниченного круга лица, в том числе до сведения заявителя.
Таким образом, фактически с момента публикации Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П, то есть с декабря 2007 года, общество имело возможность узнать о том, что кадастровая стоимость их земельных участков не определена, и соответственно, уже с этого момента могло оценить действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости земельных участков, как незаконные и нарушающие её права и законные интересы.
Кроме того, учитывая, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П является нормативным правовым актом, то есть содержит обязательные для исполнения неограниченного круга лиц правила поведения, при этом в силу основных принципов права незнание закона не освобождает от обязанности исполнения установленных им правил, суд апелляционной инстанции считает, что по смыслу части 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации опубликование нормативного правового акта является общеизвестным фактом, то есть отсутствует необходимость доказывания того, что лицо знало о существовании данного факта, поскольку это презюмируется законом.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", принятого в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Факт использования для расчета земельного налога в 2008 году указанных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, находящихся на официальном и общедоступном сайте Управления Роснедвижимости по Омской области в сети Интернет, обществом подтверждается в поданном в суд первой инстанции заявлении (т. 1, л.д. 7-9).
По мнению суда апелляционной инстанции, незнание конкретной даты совершения действий Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в Государственный земельный кадастр кадастровой стоимости земельного участка не может служить основанием для вывода об отсутствии пропуска срока на их обжалование, поскольку уже при сдаче налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2008 года общество знало о совершении указанных действий, так как обладало сведениями как о кадастровой стоимости земельного участка, являющейся объектом налогообложения земельным налогом, так и о нормативном акте, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36, и на основании которых вносились в государственный земельный кадастр указанная кадастровая стоимость земельного участка. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что 20.04.2009 - на день обращения ОАО "Инмарко" в Арбитражный суд Омской области, трехмесячный срок на обращение в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов истек. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока ОАО "Инмарко" заявлено не было.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока подачи заявления об оспаривании ненормативного акта государственного органа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В связи с изложенным, учитывая отсутствие ходатайства ОАО "Инмарко" о восстановлении срока, а также то, что немотивированное восстановление процессуального срока нарушает принцип равноправия сторон, предусмотренный статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и пропуск срока без уважительных причин не соответствует требованиям частей 2 и 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что в удовлетворении требований ОАО "Инмарко" следует отказать в связи с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Инмарко" оспаривало действие Управления Роснедвижимости по Омской области, произведенное 27.12.2007 по внесению в Государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ему на праве бессрочного (постоянного) пользования, без надлежащего, по мнению общества, утверждения его размера нормативным правовым актом, то есть, фактически заявило о нарушении Управлением Роснедвижимости по Омской области процедуры внесения в государственный кадастр недвижимости размера кадастровой стоимости принадлежащего ОАО "Инмарко" земельного участка.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно Закону Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 N 731-03 к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области (пункты 35, 36 статьи 4).
Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", приняло Постановление N 174-П, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.
Как следует из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции от 04.12.2006, действовавшей в период издания Постановления N 174-П), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.2007, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за N 9913 от 26.07.2007, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункта 4 Административного регламента, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры:
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; - разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Как указано в пункте 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 10, 11 Административного регламента).
Таким образом, общество необоснованно отождествило утверждение кадастровой стоимости земель, производимое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и внесение сведений об экономических характеристиках земельного участка (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, производимое Управлением после утверждения кадастровой стоимости земель.
То есть, утверждение, что кадастровая стоимость каждого земельного участка, расположенного в пределах кадастрового района 55:36 города Омска, должна быть утверждена Правительством Омской области, является необоснованным, что также подтверждается, во-первых, пунктом 13 Административного регламента, который предусматривает возможность разъяснений как в отношении общих результатов государственной кадастровой оценки земель определенной категории, так и в отношении результатов государственной кадастровой оценки конкретного земельного участка; во-вторых, особым порядком доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, установленным пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации N 52 от 07.02.2008.
Управление Роснедвижимости по Омской области не утверждало кадастровую стоимость земельного участка, а внесло сведения об экономических характеристиках земельного участка (в том числе, сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный земельный кадастр, в том числе, в целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации N 52 от 07.02.2008 по предоставлению плательщикам земельного налога сведений о кадастровой стоимости земельных участков, после утверждения кадастровой стоимости земель Постановлением N 174-П в декабре 2007 года.
То обстоятельство, что в ноябре 2008 года приложение к Постановлению N 174-П было дополнено второй таблицей, - "кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска...", не означает, что кадастровая стоимость земель не была утверждена 19.12.2007, и, соответственно, не означает, что Управление Роснедвижимости по Омской области не имело права вносить в кадастр экономические характеристики земельного участка.
Учитывая приведенные обстоятельства, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Инмарко" требований, апелляционная жалоба Управления Роснедвижимости по Омской области - удовлетворению.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы Управления Роснедвижимости по Омской области и отказе в удовлетворении требований общества на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на ОАО "Инмарко". Поскольку Управление Роснедвижимости по Омской области при подаче апелляционной жалобы не платило государственную пошлину, с ОАО "Инмарко" подлежит взысканию в бюджет государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в соответствии с подпунктами 12, 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1000 руб. 00 коп.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 08.09.2009 по делу N А46-9751/2009 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Инмарко" отказать полностью.
Взыскать с открытого акционерного общества "Инмарко" (644031, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 205) в доход федерального бюджета 1000 руб. 00 коп. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9751/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Инмарко"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
Третье лицо: Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата", Правительство Омской области
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6938/10
17.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6938/10
12.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6938/10
22.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6938/10
27.02.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-9751/2009
17.11.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7424/2009