г. Москва |
Дело N А40-77370/09-61-627 |
29.10.2009 |
N 09АП-20125/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2009
Постановление изготовлено в полном объеме 29.10.2009.
Девятый арбитражный апелляционный суд
в составе
председательствующего судьи М.С. Сафроновой,
судей Л.Г. Яковлевой, П.В. Румянцева, при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.А. Корсаковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.08.2009, принятое судьей О.Н. Зверевой,
по делу N А40-77370/09-61-627
по иску ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" к Министерству финансов Российской Федерации, третье лицо - ФГУП "Рособоронэкспорт" о взыскании долга,
при участии в судебном заседании: от истца - Фомина Н.В. по дов. N УК-УУАЗ-74д/41 от 01.01.2009,
от ответчика - Петлина Н.Б. по дов. N 01-06-08/137 от 09.09.2009, от третьего лица - Софрин П.Г. по дов. от 15.12.2008, Ельцов по дов. от 02.10.2009,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Улан-Удэнский авиационный завод" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации задолженности в размере 22.325.686,57 руб. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.08.2009 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу. Считает апелляционную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Третье лицо также представило отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Материалами дела установлено, что 24.07.2006 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Хорватия заключено соглашение об урегулировании обязательств бывшего СССР по расчетам, связанным с товарооборотом между бывшим СССР и бывшей СФРЮ, в соответствии с которым погашение задолженности Россией производится путем поставок в Хорватию товаров и услуг по экспортно-импортным контрактам, заключаемым российскими поставщиками и хорватскими покупателями. Согласно пункту 4 статьи 5 соглашения функции контроля за заключением и реализацией контрактов осуществляют Министерство Финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Республики Хорватия.
Во исполнение межправительственного соглашения указанными министерствами подписан протокол от 29.12.2006 об утверждении перечня товаров и услуг, поставляемых в счет погашения задолженности Российской Федерации перед Республикой Хорватия.
04.07.2006 между ФГУП "Рособоронэкспорт" и государственным предприятием РХ "Agencija Alan" d. о.о." подписан поставочный контракт N Р/619111420937/АА-0272060-06/03-8, на основании которого ФГУП "Рособоронэкспорт" заключен государственный контракт от 07.06.2007 N Р/619111420937-612459 с ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" на поставку 10 вертолетов типа МИ-171Ш и авиаимущества в Республику Хорватия.
Для обеспечения финансирования указанной поставки 29.10.2007 Министерством Финансов Российской Федерации, ФГУП "Рособоронэкспорт", и ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" подписано соглашение N 01-01-06/04-176 о порядке финансирования производства и поставок в Республику Хорватия машинотехнической продукции, осуществляемых ФГУП "Рособоронэкспорт" и ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод, в счет частичного погашения задолженности Российской Федерации перед Республикой Хорватия в сумме 65.071.000 долларов США, что в рублевом эквиваленте составляет 1.707.944.565, 40 руб. по курсу 26, 2474 руб. за один доллар США на 26.02.2007.
Данным соглашением определены порядок и условия финансирования Министерством финансов Российской Федерации поставщика - ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" и государственного посредника в лице ФГУП "Рособоронэскпорт": Минфин России должен осуществить финансирование истца в соответствии с условиями государственного контракта согласно протокола согласования договорной цены на продукцию от 26.02.2007 (приложение N 11 к госконтракту N Р/619111420937-612459) в объеме 1.602.171.000 руб. (п. 2.1.1. соглашения); оплатить ФГУП "Рособоронэкспорт" комиссионное вознаграждение и компенсировать накладные расходы по фактическим затратам в рамках отдельного соглашения (п. 2.1.2.); финансирование Минфином России по п. 2.1.1. и п. 2.1.2. не должно превысить 1.707.944.565,4 руб.
Согласно п. 3.1. соглашения оплата производится следующим образом: в течение 30 рабочих дней с момента подписания соглашения и при наличии договора поручительства между Минфином и госзаказчиком на возврат авансового платежа, Минфин перечисляет предприятию авансовый платеж в размере 1.121.500.000, 00 руб.; окончательный расчет производится в течение 30 рабочих дней после получения подтверждения от Внешэкономбанка о списании РХ задолженности в сумме, согласованной с госзаказчиком (п. 3.2.).
По факту реализации поставочного контракта, осуществленного заводом в установленные сроки и в полном объеме, финансирование предприятия через ФГУП "Рособоронэкспорт" произведено в размере 1.579.845.313, 43 руб. следующими платежами: авансовый платеж в размере 1.121.500.000 руб. (платежное поручение от 07.11.2007 N 764); оплата по факту отгрузки первой партии продукции платежное поручение от 30.01.2008 N 159); оплата по факту отгрузки второй партии продукции (платежное поручение от 27.03.2008 N 112); оплата по факту отгрузки третьей партии продукции (платежное поручение от 14.08.2008 N 779); оплата по факту отгрузки четвертой партии продукции (платежное поручение от 14.08.2008 N 781).
Задолженность Министерства финансов Российской Федерации перед истцом по п. 2.1.1. соглашения по состоянию на 27.08.2008 (плановую дату окончательного расчета) составила 22.325.686,57 руб.
Истец по вопросу погашения долга обращался с письмами к Заместителю Министра финансов Российской Федерации Панкину Д.В. (от 16.09.2008 исх. N 12/9-4027) и Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Кудрину А.Л. (от 21.10.2008 исх. N 12/9-4710), Министру финансов Российской Федерации Кудрину А.Л. (от 28.04.2009 исх. N 30/81-111) (т.2 л.д.90-93).
Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по договору послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаев, предусмотренных законом.
Доводы апелляционной жалобы о превышении бюджетного финансирования экспортной поставки и отсутствии задолженности Минфина России перед истцом несостоятельны в связи со следующим.
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 685-рс установлена сумма в размере 65.071.000 долларов США, на которую ФГУП "Рособоронэкспорт" должна быть осуществлена экспортная поставка продукции в счет погашения задолженности Российской Федерации перед Республикой Хорватия, и на которую должно быть произведено списание внешнего долга между государствами.
При этом данный нормативный акт, несмотря на то, что валютой Российской Федерации является рубль, и обязательства резидентов Российской Федерации должны быть выражены в валюте Российской Федерации, никак не регламентирует вопрос фиксирования или перерасчета данной суммы по отношению к рублю на какую-либо определенную дату.
Истец, являясь исполнителем государственного контракта в рамках гособоронзаказа по экспортной поставке в счет погашения внешнего долга, не может нести риски и принимать на себя неблагоприятные последствия, связанные с изменением курса доллара по отношению к рублю, а также принятием нормативного акта, не учитывающего данные обстоятельства.
Судом первой инстанции правильно установлено, что общая сумма бюджетного финансирования составила 1.657.822.259, 9 руб. и не превысила установленную соглашением договорную цену.
Доводы ответчика о том, что в случае перерасчета указанной суммы в доллары США на каждую дату платежа, соответствующий долларовый эквивалент суммы составит 67.787.759, 04 доллара США, что превышает договорную стоимость на 2.716.759, 04 доллара США, подлежат отклонению.
Сумма погашения внешнего долга Российской Федерации перед Республикой Хорватия, выраженная в иностранной валюте, имеет значение только при производстве расчетов между государствами.
Лица, участвующие в исполнении государственного контракта на поставку продукции в счет внешнего долга Российской Федерации, в том числе истец, ФГУП "Рособоронэкспорт" и Минфин России, являются резидентами Российской Федерации. Валютой договора и валютой платежа в соответствии контрактом и соглашением является валюта Российской Федерации - рубль, при этом порядок ее пересчета или фиксирования на определенные даты исполнения контракта не установлен данными договорными документами. При этом ответчик не учитывает, что в соглашении о финансировании определена фиксированная цена продукции в рублях, а порядок ее перерасчета в инвалюту не предусмотрен.
В соответствии с п. 1 ст. 532 Гражданского кодекса Российской Федерации при поставке товаров для государственных нужд оплата товаров производится покупателем по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен госконтрактом.
Пунктом 5.1 государственного контракта N Р/619111420937-612459 на поставку 10 вертолетов типа МИ-171Ш и авиаимущества в Республику Хорватия стоимость поставляемого имущества установлена в размере 1.602.171.000, 00 руб. на основании протокола согласования договорных цен между ФСВТС России и заводом от 26.02.2007.
Согласно п. 5.2. контракта расчеты производятся за счет бюджетных средств, перечисляемых Минфином России на счет истца в порядке, предусмотренном трехсторонним соглашением от 29.10.2007 N 01-01-06/04-176.
В п. 2.1.1. соглашения Минфин России принял на себя обязательства по финансированию завода в сумме 1.602.171.000, 00 руб., являющейся 100 % экспортной выручкой предприятия.
При таких обстоятельствах, поскольку договорная цена товара составляет 1.602.171.000, 00 руб., а оплата Минфином России произведена в размере 1.579.845.313,13 руб., доводы истца ответчиком документально не опровергнуты, требование истца о взыскании задолженности в размере 22.325.686,57 руб. правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Судом первой инстанции полно и правильно установлены фактические обстоятельства по делу, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований к отмене решения суда нет.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.08.2009 по делу N А40-77370/09-61-627 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий: |
М.С. Сафронова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-77370/09-61-627
Истец: ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: ФГУП "Рособоронэкспорт"
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20125/2009