Гор. Москва |
N 09АП-16348/2009-АК |
13 ноября 2009 года |
Дело N А40-56325/09-119-425 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2009 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: Бекетовой И.В., Попова В.И.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Титаренковым В.С.,
при участии:
от заявителя:
Паничкин Д.А. по дов. от 03.06.2009г. N 1080, паспорт 46 99 251567;
от ответчика:
не явился, извещен; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения здравоохранения Клинической больницы N 83 Федерального медико-биологического агентства
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.07.2009 г.
по делу N А40-56325/09-119-425
по заявлению Федерального государственного учреждения здравоохранения Клиническая больница N 83 Федерального медико-биологического агентства
к Территориальному управлению Росфиннадзора в г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления от 30.04.2009 N 10-21/76
УСТАНОВИЛ
Федеральное государственное учреждение здравоохранения Клиническая больница N 83 Федерального медико-биологического агентства РФ (далее учреждение, больница) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве (далее - ТУ ФСФБН, управление, административный орган) N 10-21/76 от 30.04.2009.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2009 в удовлетворении заявленных требований было отказано, поскольку суд посчитал доказанным нецелевое использование бюджетных средств и соблюдение порядка привлечения к административной ответственности.
Заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение по делу и принять новый судебный акт, поскольку полагает, что выводы суда о нецелевом использовании бюджетных средств не соответствуют Приказу Минфина РФ N 74н от 24.08.2007, Приказам Минздравсоцразвития РФ N 812 от 28.12.2007, N 458н от 27.08.2008, Приказа Минздрава СССР N 747 от 02.06.1987, предусматривающие возможность расходования выделенных средств на медикаменты и перевязочные средства, в том числе дезинфекционные средства, которые могут быть отнесены к медикаментам.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указал, что приобретение дезинфекционных средств в рамках выполнения государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи представляется возможным.
При этом представитель заявителя представил письменные объяснения с копиями запроса от 23.09.2009г. N 1880 и ответа на него от 19.10.2009г. N 26-3-7735, которые приобщены судом к материалам дела. Представитель ответчика в судебное заседании поддержал решение суда первой инстанции и, полагая апелляционную жалобу необоснованной, просил отказать в ее удовлетворении, а решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, сотрудниками ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве в период с 05.03.2009г. по 18.03.2009г. была проведена проверка использования средств федерального бюджета, выделенных в 2008 году на реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" по направлению "Высокотехнологичные виды медицинской помощи"(далее - ВМП) в ФГУЗ КБ N 83 ФМБА России.
По результатам проверки был составлен акт от 18.03.2009г., в котором зафиксирован факт оплаты дезинфекционных средств по платежному поручению от 06.11.2008 N 4395 на сумму 60975,20 руб., за счет средств федерального бюджета, полученных по целевой статье расходов 4700200 "Высокотехнологичные виды медицинской помощи", экономической статье расходов 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" на приобретение медикаментов.
31.03.2009г. ответчиком в отношении ФГУЗ КБ N 83 ФМБА России был составлен протокол об административном правонарушении N 10-21/76 по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.
Постановлением от 30.04.2009 N 10-21/76 на основании ч.1 ст.15.14 КоАП РФ заявитель привлечен к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 40000 рублей.
Частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно статьям 38 и 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей, и получатели бюджетных средств обязаны эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением.
Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, являются в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием средств федерального бюджета.
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, в силу пункта 4 статьи 23.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Реализуя указанные полномочия, Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок применения статей и подстатей классификации. В частности, Министерство финансов Российской Федерации устанавливает перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи классификации.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н, по целевой статье расходов 4700200 "Высокотехнологичные виды медицинской помощи" отражаются расходы на финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам России федеральными медицинскими учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию и Российской академии медицинских наук, осуществляемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с государственным заданием на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам России, которое утверждается Минздравсоцразвития Российской Федерации. Судом было установлено, что больницей были получены средства на выполнение государственного задания по оказанию высокотехнологичной помощи по целевой статье 4700200. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н данная статья отражает расходы на финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации федеральными медицинским учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федерального медико-биологического агентства и Российской академии медицинских наук, осуществляемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с государственным заданием на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам России.
Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.12.2007 N 812, от 27.08.2008 N458н утверждены нормативы финансовых затрат на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в разрезе профилей расчете на одного пролеченного больного, из которых не менее 60% составляют расходы по статье экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации 340 увеличение стоимости материальных запасов.
Порядок применения бюджетной классификации РФ на 2008 год был утверждён приказом Минфина РФ от 24.08.2007 г. N 74н. Приказами Министерства здравоохранения и социального развития от 28.12.2007 N 812, и от 27.08.2008 N 458н утверждены нормативы финансовых затрат на оказание ВМП.
В соответствии с порядком применения бюджетной классификации РФ на 2008 год утверждённой приказом Минфина РФ N 74н от 24.08.2007 г. к расходам по статье 340 КОСГУ относят расходы по оплате договоров на приобретение в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящегося к основным средствам, в том числе: медикаментов и перевязочных средств.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ N 458н от 27.08.2008 года, нормативы финансовых затрат на оказание высокотехнологичной медицинской помощи включают расходы в расчете на одного пролеченного больного: на приобретение медикаментов, включая оплату дорогостоящих расходных материалов (имплантов, имплантатов, других изделий медицинского назначения, вживляемых в организм человека, и т.д.), предусмотренных стандартами оказания медицинской помощи, утвержденными Минздравсоцразвития России - в среднем не менее 60% от норматива финансовых затрат (указанные средства федерального бюджета предусмотрены по статье экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации: 340 "Увеличение стоимости материальных запасов"). Таким образом, статья 340 КОСГУ включает в себя расходы по оплате услуг сырья, материалов и других изделий медицинского назначения предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения включая медикаменты и дорогостоящие расходные материалы.
В приказе N 812 от 28.12.2007 года Министерства здравоохранения и социального развития отсутствуют ограничения по оплате материалов медицинского назначения. Вышеназванные нормативные акты не содержат прямого запрета на приобретение по данной статье расходов дезинфекционных средств, предназначенных для обеспечения процесса оказания медицинской помощи. Приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 года N 747, действующего в части не противоречащей законодательству РФ, в которой к медикаментам отнесены: лекарственные средства, вакцины и сыворотки, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п.
Ввиду изложенного вывод в обжалуемом постановлении ТУ Росфиннадзора в г. Москве и в решении суда заявление о том, что приобретение дезинфекционных средств по коду 388.0901.4700200.001.340 классификации расходов бюджетов Российской Федерации не предусмотрено, не соответствует характеру и содержанию упомянутых нормативных правовых актов.
Возможность приобретения медикаментов (к которым относятся и дезинфекционные средства) напрямую прописана в статье 340 КОСГУ, т.е. этими тремя последними цифрами кода.
Как видно из Приказов Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2007 N 812, и от 27.08.2008 N458н, в нормативах финансовых затрат предусмотрена возможность закупки медикаментов в рамках оказания ВМП гражданам РФ.
Таким образом, дезинфекционные средства, необходимые для выполнения государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ были закуплены ФГУЗ КБ N 83 ФМБА России по платежному поручению от 06.11.2008 N4395 на сумму 60975,20 руб., за счет средств федерального бюджета, полученных по целевой статье расходов 4700200 "Высокотехнологичные виды медицинской помощи" в соответствии с существующими приказами Минфина РФ и Минздравсоцразвития РФ.
С учетом исследованных доказательств и установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции полагает необходимым принять по делу новое решение, отменив оспоренное решение суда первой инстанции ввиду того, что судом неправильно применены нормы материального права и сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам дела. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266-269, 270 и 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.07.2009 г. по делу N А40-56325/09-119-425 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве от 30.04.2009г. N 10-21/76 о привлечении Федерального государственного учреждения здравоохранения "Клинической больницы N 83 Федерального медико-биологического агентства" к административной ответственности по ч.1 ст.15.14 КоАП РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-56325/09-119-425
Истец: Федеральное государственное государственное учреждение здравоохранения Клиническая больница N 83
Ответчик: Территориальное управление Росфиннадзора в г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5669/10
22.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5669/10
20.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/14975-09
13.11.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16348/2009