Гор. Москва |
Дело N А40-56321/09-21-372 |
19 ноября 2009 года |
N 09АП-15728/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2009 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: Бекетовой И.В., Попова В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Титаренковым В.С.,
при участии:
от заявителя: Паничкин Д.А. по дов. от 03.06.2009г. N 1080, паспорт 46 99 251567;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения здравоохранения Клиническая больница N 83 Федерального медико-биологического агентства
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.07.2009 г.
по делу N А40-56321/09-21-372
по заявлению Федерального государственного учреждения здравоохранения Клиническая больница N 83 Федерального медико-биологического агентства
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение здравоохранения Клиническая больница N 83 Федерального медико-биологического агентства РФ (далее учреждение, больница) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве (далее - ТУ ФСФБН, управление, административный орган) N 10-21/71 от 30.04.2009.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 июля 2009 г. в удовлетворении заявленных требований было отказано, поскольку суд посчитал доказанным нецелевое использование бюджетных средств и соблюдение порядка привлечения к административной ответственности.
Заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение по делу и принять новый судебный акт, поскольку полагает, что выводы суда о нецелевом использовании бюджетных средств не соответствуют Приказу Минфина РФ N 74н от 24.08.2007, Приказам Минздравсоцразвития РФ N 812 от 28.12.2007, N 458н от 27.08.2008, Приказу Минздрава СССР N 747 от 02.06.1987, предусматривающим возможность расходования выделенных средств на медикаменты и перевязочные средства, в том числе дезинфекционные средства, которые могут быть отнесены к медикаментам.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представил письменные объяснения и письма от 19.10.2009г., 22.07.2009г., 23.09.2009г, которые приобщены судом к материалам дела. Пояснил, что приобретение дезинфекционных средств, в рамках выполнения государственного задания по оказанию высокотехнологической медицинской помощи, представляется возможным.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Утверждал, что заявитель совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.15.14 КоАП РФ, что подтверждается материалами дела. Пояснил, что заявитель использовал федеральные целевые средства на цели, не соответствующие условиям их получения и тем самым нарушил бюджетное законодательство.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки, результаты которой оформлены актом от 18.03.2009 установлено, что ФГУЗ Клиническая Больница N 83 допущено использование средств федерального бюджета, полученных ФГУЗ КБ N83 на выполнение государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, на цели, не предусмотренные приказами Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2007 N 812, от 27.08.2008 N 458н "О государственном задании на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в 2008 году", регламентирующими порядок выделения указанных средств, а именно: в нарушение требований Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н, приказами Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2007 N 812, от 27.08.2008 N 458н "О государственном задании на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в 2008 году" за счет средств федерального бюджета, полученных по целевой статье расходов 4700200 "Высокотехнологичные виды медицинской помощи", экономической статье расходов 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (код классификации расходов бюджетов РФ - 388.0901.4700200.001.340) на приобретение медикаментов, произведена оплата дезинфекционных средств по платежному поручению от 15.04.2008 N 2978 на сумму 127200 руб. 00 коп.
31 марта 2009 Главным контролером-ревизором Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве советником государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса Шаповаловой В.А был составлен протокол об административном правонарушении за нарушение ФГУ Клиническая Больница N 83 бюджетного законодательства Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.14 КоАП РФ.
30 апреля 2009 административным органом вынесено постановление N 10-21/71, которым ФГУЗ Клиническая Больница N 83 привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст.15.14 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением ФГУЗ Клиническая Больница N 83 обратилось в суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно статьям 38 и 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей, и получатели бюджетных средств обязаны эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением.
Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, являются в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием средств федерального бюджета.
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, в силу пункта 4 статьи 23.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Реализуя указанные полномочия, Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок применения статей и подстатей классификации. В частности, Министерство финансов Российской Федерации устанавливает перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи классификации.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н, по целевой статье расходов 4700200 "Высокотехнологичные виды медицинской помощи" отражаются расходы на финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам России федеральными медицинскими учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию и Российской академии медицинских наук, осуществляемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с государственным заданием на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам России, которое утверждается Минздравсоцразвития Российской Федерации. Судом было установлено, что больницей были получены средства на выполнение государственного задания по оказанию высокотехнологичной помощи по целевой статье 4700200. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н данная статья отражает расходы на финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации федеральными медицинским учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федерального медико-биологического агентства и Российской академии медицинских наук, осуществляемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с государственным заданием на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам России.
Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.12.2007 N 812, от 27.08.2008 N458н утверждены нормативы финансовых затрат на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в разрезе профилей расчете на одного пролеченного больного, из которых не менее 60% составляют расходы по статье экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации 340 увеличение стоимости материальных запасов.
Порядок применения бюджетной классификации РФ на 2008 год был утверждён приказом Минфина РФ от 24.08.2007 г. N 74н. Приказами Министерства здравоохранения и социального развития от 28.12.2007 N 812 и от 27.08.2008 N 458н утверждены нормативы финансовых затрат на оказание ВМП.
В соответствии с порядком применения бюджетной классификации РФ на 2008 год утверждённой приказом Минфина РФ N 74н от 24.08.2007 г. к расходам по статье 340 КОСГУ относят расходы по оплате договоров на приобретение в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящегося к основным средствам, в том числе: медикаментов и перевязочных средств.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ N 458н от 27.08.2008 года, нормативы финансовых затрат на оказание высокотехнологичной медицинской помощи включают расходы в расчете на одного пролеченного больного: на приобретение медикаментов, включая оплату дорогостоящих расходных материалов (имплантов, имплантатов, других изделий медицинского назначения, вживляемых в организм человека, и т.д.), предусмотренных стандартами оказания медицинской помощи, утвержденными Минздравсоцразвития России - в среднем не менее 60% от норматива финансовых затрат (указанные средства федерального бюджета предусмотрены по статье экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации: 340 "Увеличение стоимости материальных запасов"). Отсутствие, по мнению заявителя, в вышеуказанных нормативных актах ограничений по оплате материалов медицинского назначения, а также прямого запрета на приобретение по статье 340 КОСГУ расходов дезинфекционных средств, предназначенных для обеспечения процесса оказания медицинской помощи, не означает возможность таких расходов при ВМП поскольку упомянутые приказы в данной части носят предписывающий характер и не регулируют спорные правоотношения путем установления запретов.
Ввиду изложенного вывод в обжалуемом постановлении ТУ Росфиннадзора в г. Москве и в решении суда о том, что приобретение дезинфекционных средств по коду 388.0901.4700200.001.340 классификации расходов бюджетов Российской Федерации не предусмотрено, соответствует характеру и содержанию упомянутых нормативных правовых актов.
Что касается ссылки заявителя на письма ФМБЛ от 04.06.2009 N 32-031/98 и на письмо Министерства финансов РФ от 22.07.2009 N 12-03-09/3223, то они не содержат в себе разрешения использовать средства федерального бюджета, выделяемые по целевой статье 4700200, на оплату дезинфекционных средств. В этих письмах не указано, из какой целевой статьи следует выделять необходимые средства.
Указанные письма-ответы Минфина России и ФМБА России содержат в себе лишь положения ст.340 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н, при этом в рамках ст. 340 может иметь место несколько целевых статей, в том числе и рассматриваемая, и, как было указано выше, исходя из стоимости лицевого счета следует, что по общей целевой статье на обеспечение деятельности подведомственных учреждений (4709900) также предусмотрены расходы в рамках ст. 340 КОСГУ.
К тому же, данные письма не являются нормативными правовыми актами в отличии от упомянутых приказов, на которые сослалось ТУ ФСФБН обосновывая наличие вмененного правонарушения. Таким образом, дезинфекционные средства, необходимые для выполнения государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ были закуплены ФГУЗ КБ N 83 ФМБА России по платежному поручению от 15.04.2008 N2978 на сумму 127200,00 руб., за счет средств федерального бюджета, полученных по целевой статье расходов 4700200 "Высокотехнологичные виды медицинской помощи" без достаточных к тому оснований, предусмотренных приказами Минфина РФ и Минздравсоцразвития РФ.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Толкование же в апелляционной жалобе нормативных правовых актов является ошибочным.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266-269, 270 и 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2009 г. по делу N А40-56321/09-21-372 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-56321/09-21-372
Истец: ФГУЗ КБ N 83 ФМБА России
Ответчик: Территориальное управление Росфиннадзора в г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5997/10
29.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5997/10
26.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/15247-09
19.11.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15728/2009