г. Москва |
N 09АП-22094/2009-АК |
20.11.2009 |
Дело N А40-56324/09-106-359 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2009.
Полный текст постановления изготовлен 20.11.2009.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Я.,
судей: Свиридова В.А., Москвиной Л.А.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Коваленко В.В.,
при участии:
от заявителя: Паничкин Д.А. по дов. от 03.06.2009, паспорт 46 99 251567;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления ФСФБН в г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.09.2009 по делу N А40-56324/09-106-359
судьи Кузнецовой С.А.
по заявлению Федерального государственного учреждения здравоохранения Клиническая больница N 83 Федерального медико-биологического агентства к Территориальному управлению ФСФБН в г. Москве об оспаривании постановления от 30.04.2009 N 10-21/73 по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ
Федеральное государственное учреждение здравоохранения Клиническая больница N 83 Федерального медико-биологического агентства РФ (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве (далее - административный орган, ответчик) от 30.04.2009 N 10-21/73 о привлечении учреждения к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.09.2009 заявление удовлетворено.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях учреждения состава указанного административного правонарушения.
Ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение по делу в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что учреждение, закупив дезинфекционные средства на деньги, выделенные по целевой статье расходов 4700200, допустило нецелевое использование бюджетных средств, что образует состав вмененного ему административного правонарушения. Указывает при этом на возможность закупки названных медикаментов по общей статье расходов 4709900.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) заявителем не направлен.
Представитель административного органа, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл.
При отсутствии возражений со стороны заявителя, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.123, 156 и 266 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Пояснил, что закупка 24.09.2008 медикаментов (дезинфекционного средства секусепт актив) произведена на основании статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (далее - статья 340) из денежных средств, поступивших по целевой статье расходов 4700200 (далее - статья 4700200), в рамках выполнения государственного задания на оказание высокотехнологической помощи (далее - ВМП) гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, что не противоречит действующему законодательству и подтверждено разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов РФ от 22.07.2009 N 12-03-09/3223. Представил Инструкцию N 03/05-06 к названному медикаменту и копию расходного расписания от 28.04.2008 N 388/32410/007, согласно которой расходы по статье 340 осуществлялись по статье 4700200.
Пояснил, что в действиях учреждения отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и объяснений заявителя, полагает, что предусмотренных ст. 270 АПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, административным органом в учреждении в период с 05.03.2009 по 18.03.2009 проведена проверка использования средств федерального бюджета, выделенных в 2008 г. на реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" по направлению "Высокотехнологичные виды медицинской помощи".
По результатам проверки составлен акт от 18.03.2009, в котором, в частности, зафиксирован факт приобретения учреждением дезинфекционного средства по платежному поручению от 24.09.2008 N 3641 на сумму 70323 руб. 24 коп. за счет средств федерального бюджета, полученных по целевой статье расходов 4700200 "Высокотехнологичные виды медицинской помощи", экономической статье расходов 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" на приобретение медикаментов (л.д.111-126, 108-110).
31.03.2009 ответчиком в отношении учреждения в присутствии его законного представителя составлен протокол об административном правонарушении N 10-21/73 по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ (л.д.97-99).
Постановлением заместителя руководителя Территориального управления ФСФБН в г. Москве от 30.04.2009 N 10-21/73 с участием полномочного представителя учреждения заявитель привлечен к административной ответственности (л.д.75-80,85-86).
Частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно ст. ст. 38 и 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей, и получатели бюджетных средств обязаны эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением.
Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), проекту для осуществления бюджетных инвестиций, подпадающему под установленные в соответствии с настоящим Кодексом критерии, присваиваются уникальные коды целевых статей и (или) видов расходов соответствующего бюджета.
Порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также обеспечению деятельности (выполнению полномочий) органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации (п. 4 ст. 21 БК РФ).
Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, являются в соответствии со ст. 289 БК РФ нецелевым использованием средств федерального бюджета.
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, в силу п. 4 ст. 23.1 БК РФ устанавливается Министерством финансов РФ. Реализуя указанные полномочия, Министерство финансов РФ определяет порядок применения статей и подстатей классификации. В частности, Министерство финансов РФ устанавливает перечни расходов бюджетов бюджетной системы РФ, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи классификации.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н (далее - Указания), по целевой статье расходов 4700200 "Высокотехнологичные виды медицинской помощи" отражаются расходы на финансовое обеспечение оказания ВМП гражданам России федеральными медицинскими учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию и Российской академии медицинских наук, осуществляемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с государственным заданием на оказание ВМП гражданам России, которое утверждается Минздравсоцразвития РФ. При этом на статью 340 относятся, в частности, расходы бюджетов бюджетной системы РФ на приобретение медикаментов, к которым в силу п. 1 Инструкции по учету медикаментов, перевязочных материалов и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР (утверждена приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747, с изменениями от 30.12.1987) относятся дезинфекционные средства.
Государственное задание на оказание ВМП гражданам РФ за счет средств федерального бюджета утверждено приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.12.2007 N 812. Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.12.2007 N 812, от 27.08.2008 N 458н утверждены нормативы финансовых затрат на оказание ВМП.
При этом определено, что нормативы финансовых затрат на оказание ВМП включают расходы в расчете на одного пролеченного больного: на оплату труда работников с учетом начисления на заработную плату - в среднем до 30 % от норматива финансовых затрат; на приобретение медикаментов, включая оплату дорогостоящих расходных материалов (имплантов, имплантатов, других изделий медицинского назначения, вживляемых в организм человека, и т.д.), предусмотренных стандартами оказания медицинской помощи, утверждаемыми Минздравсоцразвития России - в среднем до 60 % от норматива финансовых затрат; на приобретение, техническое обеспечение и ремонт медицинского оборудования, используемого при оказании ВМП - в среднем до 10 % от норматива финансовых затрат) указанные средства федерального бюджета предусмотрены по статьям экономической классификации расходов бюджетов РФ: 211 "Заработная плата", 213 "Начисление на оплату труда", подстатье 225 "Услуги по содержанию имущества", 310 "Увеличение стоимости основных средств" и 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
В связи с этим довод административного органа о том, что выделенные по целевой статье 4700200 денежные средства на ВМП могли расходоваться учреждением лишь на приобретение дорогостоящих расходных материалов, вживляемых в организм человека является несостоятельным.
В силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Из исследованного судом лицевого счета учреждения от 01.01.2009 N 03388324100 усматривается, что лимиты бюджетных обязательств по статье 340 предусмотрены как по целевой статье расходов 4700200, так и по общей целевой статье расходов 4709900 (л.д.49).
Доказательств того, что учреждение обязано было в 2008 г. приобретать дезинфекционные средства только за счет денежных средств, поступивших по общей статье расходов 4709900 ответчиком не представлено. Согласно исследованного судом письма Федерального агентства медико-биологического агентства (ФМБА России) от 04.06.2009 N 32-031/98 порядок и привязка бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности в 2008 г. определены приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н. На статью 340 КОСГУ включаются расходы на приобретение дезинфекционных средств в рамках выполнения государственного задания на оказание ВМП за счет средств федерального бюджета (л.д.33).
Отсутствие нецелевого использования бюджетных средств, кроме того, подтверждается исследованными судом апелляционной инстанции письмом Минфина России от 22.07.2009 N 12-03-09/3223.
Довод подателя апелляционной жалобы о некорректном запросе учреждения является несостоятельным, поскольку ничто не мешало административному органу уточнить позицию Министерства финансов РФ на этот счет.
Таким образом, дезинфекционные средства, необходимые для выполнения государственного задания по оказанию ВМП закуплены учреждением по платежному поручению от 24.09.2008 N 3641 на сумму 70 323 руб. 24 коп. на основании статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" за счет средств федерального бюджета, полученных по целевой статье расходов 4700200 "Высокотехнологичные виды медицинской помощи" в соответствии с названными нормами БК РФ, существующими приказами Минфина РФ и Минздравсоцразвития РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными.
В связи с отсутствием оснований для привлечения учреждения к административной ответственности за совершение названного административного правонарушения, в силу ч. 2 ст. 211 АПК РФ суд обоснованно признал постановление административного органа незаконным и отменил его.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269 и 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.09.2009 по делу N А40-56324/09-106-359 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
В.Я. Гончаров |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-56324/09-106-359
Истец: ФГУ здравоохранения "Клиническая больница N 83 Федерального медико-биологического агентства Российской Федерации
Ответчик: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Территориальное управление по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5994/10
29.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5994/10
28.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/15559-09
20.11.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-22094/2009