г. Москва |
N 10АП-5337/2009 |
16 ноября 2009 года |
Дело N А41-25239/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2009 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Диаковской Н.В., Черниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Дараевой Д.А.,
при участии в заседании:
от заявителя СНТ "Жаворонки-Север" - Матросов В.Л. - представитель по доверенности от 14 августа 2009 года, Рындина Л.Н. - представитель по доверенности N 27-С от 7 ноября 2009 года, Гаврюшенко Н.С. - председатель СНТ - паспорт, от Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москва - Теренина И.А. - представитель по доверенности N 10/5825 от 16 октября 2009 года, Малышева Е.С. - представитель по доверенности N 10/3650 от 19 июня 2009 года,
от третьих лиц: Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации - Малышева Е.С. - представитель по доверенности N АС-03-28/4225 от 9 июля 2009 года, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Шершинев Р.С. - представитель по доверенности N 14-8/115 от 30 марта 2009 года,
представители Федерального государственного управления "Мосрегионлес",
третьих лиц Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области в судебное заседание не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу СНТ "Жаворонки-Север"
на решение Арбитражного суда Московской области от 7 сентября 2009 года
по делу N А41-25239/08, принятое судьей Бычковой А.В.,
по заявлению СНТ "Жаворонки-Север" к Управлению лесного хозяйства по Московской области и городу Москва, Федеральному государственному управлению "Мосрегионлес"
о признании незаконным отказа N 1/1182 от 17 ноября 2008 года в согласовании границ земельного участка, обязании совершить определенные действия, с участием третьих лиц Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Жаворонки-Север" (далее по тексту - СНТ "Жаворонки-Север") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению лесного хозяйства Московской области и городу Москва, Федеральному государственному управлению "Мосрегионлес" (далее по тексту - ФГУ "Мосрегионлес") о признании отказа в согласовании границ земельного участка для садоводства, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 28, 7676 га, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, Жаворонковское сельское поселение, СНТ "Жаворонки-Север", незаконным; - обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем:
внесения изменений в материалы лесоустройства 2001 года (планшет N 12) в части, определяющей границу земельного участка государственного лесного фонда с точки 148 по точку 160, расположенного в Москворецком лесничестве, Пионерское участковое лесничество, в квартале 91 выдела 11, 13, в квартале 92 выдела 10, 11 в квартале 94 выдела 3, 7 и в квартале 95 выдел 1, путем сдвижки обозначения границ земель государственного лесного фонда до совпадения с координатами точек с 1 по 35, согласно каталога координат (приложение 17) границ земельного участка СНТ "Жаворонки-Север" согласно прилагаемой карты (плана) границ, вариант 1, 2 (приложение 18, 19); согласования расположения границ земельного участка для садоводства, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 28, 7676 га., расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, Жаворонковское сельское поселение, СНТ "Жаворонки-Север", по точкам с 1 по 58 с координатами согласно прилагаемой карты (плана) границ, путем подписания акта согласования границ (л.д.4-10 т.1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 28 ноября 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация Одинцовского муниципального района Московской области (л.д.1 т.1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2009 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (л.д.45-46 т.2).
Определением Арбитражного суда Московской области от 4 июня 2009 года произведена замена третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на Федеральное агентство лесного хозяйства (л.д.72 т.2).
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил заявленные требования, просил признать отказ (письмо 1/1182 от 17 ноября 2008 года) Федерального государственного учреждения "Мосрегионлес" Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москва в согласовании границ земельного участка для садоводства, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 28, 7676 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, Жаворонковское сельское поселение, СНТ "Жаворонки-Север" незаконным; - обязать ФГУ "Мосрегионлес" Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москва устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем:
согласования расположения границ земельного участка N 1 для садоводства, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 28, 7676га, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, Жаворонковское сельское поселение, СНТ "Жаворонки-Север", указанных в прилагаемой карте (план) границ (приложение 17, 18, 39) путем подписания акта согласования границ с межевыми точками с 1 по 58 (л.д.75-82 т.2).
Данные уточнения приняты судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Впоследствии заявитель уточнил заявленные требования по пункту 2, просил обязать ФГУ "Мосрегионлес" Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москва устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем: подписания акта согласования местоположения границ земельного участка N 1 общей площадью 28, 7676га, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, Жаворонковское сельское поселение, СНТ "Жаворонки-Север" с координатами характерных точек границ с 1 по 58, указанных в приложении 17, 18, 39 к заключению о внесении уточнений по "заявлению о признании незаконным отказа в согласовании границ земельного участка" от 21 июля 2009 года (л.д.135 т.2).
Данные уточнения приняты судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 7 сентября 2009 года в удовлетворении заявления СНТ "Жаворонки-Север" отказано (л.д.50-53 т.3).
Не согласившись с данным судебным актом, СНТ "Жаворонки-Север" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 59-61 т.3).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители заявителя апелляционной жалобы поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, заявление СНТ "Жаворонки-Север" - удовлетворить.
Представители Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москва, третьих лиц Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации возражали против доводов апелляционной жалобы заявителя, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Федерального государственного управления "Мосрегионлес", третьих лиц Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 8 июля 1954 года N 2883-р, распоряжения Совета Министров РСФСР от 23 ноября 1955 года N 4182, распоряжения Совета Министров от 12 апреля 1958 года N 1849-р коллективу садоводов Садоводческого товарищества "Жаворонки" отведены и предоставлены в бессрочное пользование земельные участки общей площадью 53,0 га. для фактического пользования (л.д.14-16 т.1).
Решением Исполнительного комитета Одинцовского городского Совета депутатов от 2 июля 1977 года N 647/14 утверждены границы земельных участков по фактическому пользованию коллектива садоводов СТ "Жаворонки", общей площадью 53,0 га (л.д.17 т.1).
2 сентября 1977 года Садоводческому товариществу "Жаворонки" выдан государственный акт на право пользование землей N 049628 (л.д.18-23 т.1).
Земельные участки предоставлены Садоводческому товариществу "Жаворонки" в виде трех отдельных участков площадью 28,8 га - участок N 1, 20,9 га - участок N 2 и 3,3 га - участок N 3, один из которых - участок N 1 имеет смежные границы с землями лесного фонда, что подтверждается планом на участки земель, находящихся в фактическом пользовании коллектива садоводства СТ "Жаворонки" (от точки А до точки Б).
Границы земельных участков произведены институтом Центргипрозем в 1977 году, являющемся государственной землеустроительной организацией Федерального органа исполнительной власти.
Постановлением Главы Администрации Одинцовского района Московской области от 3 февраля 1993 года N 244 земельные участки общим размером 43,6091 га. переданы членам садоводческого товарищества "Жавронки" в собственность (л.д.26 -47 т.1). Земли общего пользования в размере 7, 9151 га. переданы Садоводческому товариществу "Жаворонки" в коллективную совместную собственность.
На основании указанного постановления Садоводческому товариществу "Жаворонки" выдано свидетельство N 11425 (3/126) о коллективно - совместной собственности на земельный участок площадью 7, 9151 га. (л.д.48 т.1).
В 2005 году произошла реорганизация Садоводческого товарищества "Жаворонки" путем выделения из его состава СНТ "Жаворонки-Север". Членами вновь образованного товарищества стали граждане - собственники земельных участков, в совокупности образующих земельный массив площадью 32,1 га.
Согласно выписки из протокола общего собрания садоводов СНТ "Жаворонки-Север" от 19 июня 2005 года земли общего пользования были разделены между вновь образованными товарищества, участки N 1 и N 3 закреплены за СНТ "Жаворонки-Север", а участок N 2 закреплен за СНТ "Жаворонки" (л.д.73 т.1).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящими требованиями, заявитель сослался на то, что в настоящее время земельный участок, площадью 32,1 га. расположен по адресу: Московская область, Одинцовский район, Жаворонковское сельское поселение, СНТ "Жаворонки-Север", которым владеет и пользуется СНТ "Жавронки-Север".
По утверждению заявителя, СНТ "Жаворонки-Север" пользуется указанным земельным участком с 1958 года в пределах утвержденных в установленном порядке границ, которые не менялись за весь период пользования.
В 2006 году в целях осуществления государственного кадастрового учета принадлежащих СНТ "Жаворонки-Север" и его членам земельных участков были проведены соответствующие землеустроительные работы, включая межевание земель заявителя с граничащими землями лесного фонда.
В результате проведенного межевания определены в координатах границы земельного участка СНТ "Жаворонки-Север" в соответствии с которыми рассчитанная площадь земельного участка заявителя - участка N 1 - 28,7676 га., что на 0,0324 га. меньше площади 28,8 га, первоначально установленной по Государственному акту на право пользования землей.
В 2007 году в структуре управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москва произошли изменения, и земли государственного лесного фонда, находившиеся в ведении Звенигородского лесхоза, в том числе граничащие с землями СНТ "Жаворонки-Север", были включены в Москворецкое лесничество.
В связи с уточнением южной границы принадлежащего СНТ "Жаворонки-Север" земельного участка и возникновением необходимости в пересогласовании всех границ данного участка, в том числе и с землями лесного фонда, СНТ "Жаворонки-Север" письмом N 1 от 3 апреля 2008 года направило соответствующее обращение в материалами межевания в Отдел по управлению Москворецким лесничеством ФГУ "Мосрегионлес" Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москва (л.д.67 т.1).
Письмом N 1/1182 от 17 ноября 2008 года ФГУ "Мосрегионлес" Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москва было отказано заявителю в согласовании границ земельного участка для садоводства, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 321 667 кв.м., состоящего из двух участков N 1 - площадью 287 676 кв.м. и участка N 2 - площадью 33 991 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, Жаворонковское сельское поселение, СНТ "Жаворонки-Север" (л.д.68 т.1).
Основанием для отказа послужило выявленное проверкой филиала ФГУП "Рослесинформ" "Мослеспроект" наложение границ испрашиваемого земельного участка на государственный лесной фонд. Указанное нарушение границ земель государственного лесного фонда выявлено в результате сопоставления (наложения на планшеты) представленных СНТ "Жаворонки-Север" на согласование материалов с материалами лесоустройства 2001 года. Полагая, что данный отказ является незаконным, СНТ "Жаворонки-Север" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участком в связи с уточнением местоположения его границ.
В соответствии с частью 3 указанной статьи согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
- собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями, либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование; - пожизненного наследуемого владения;
- постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование; - аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Таким образом, при проведении кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка требуется согласование местоположения границ с лицами, обладающими смежными земельными участками.
В ходе судебного разбирательства установлено, что границы испрашиваемого земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 28, 7676 га., расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, Жаворонковское сельское поселение, СНТ "Жаворонки-Север" частично расположены на землях государственного лесного фонда.
Данные обстоятельства подтверждаются предоставленной Федеральным агентством лесного хозяйства Российской Федерации информацией о лесном участке, расположенном в Московской области, Одинцовский район, Звенигородское лесничество, Пионерское участковое лесничество, квартал N 94, выдел 3,7 площадью 8,4 га, категория земель - земли лесного фонда (л.д.38 т.3), а также ситуационным планом СНТ "Жаворонки-Север" (л.д.37 т.1).
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 Положения об Управлении лесного хозяйства по Московской области и городу Москва, утвержденного приказом Рослесхоза от 9 августа 2007 года N 368 Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москва является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющим функции на территории Московской области по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства.
Как следует из материалов дела, в связи с необходимостью уточнения южной границы земельного участка, принадлежащего СНТ "Жаворонки-Север" заявитель обратился в ФГУ "Мосрегионлес" Управления лесного хозяйства по Московской области городу Москва с просьбой согласовать границы испрашиваемого участка по представленному каталогу координат.
Заявителю было отказано в согласовании границ земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый участок частично расположен на землях государственного лесного фонда: Москворецкое лесничество, Пионерское участковое лесничество, квартал N 94 выдел 3,7.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков их местоположение, границы и площадь. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В силу статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2010 года признается юридически действительным.
Таким образом, доводы заявителя о том, что материалы лесоустройства не могут быть надлежащим доказательством факта нарушения границ земель государственного лесного фонда, являются несостоятельными.
Поскольку испрашиваемый земельный участок частично расположен на землях государственного лесного фонда, ФГУ "Мосрегионлес" Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москва правомерно отказало в согласовании границ спорного земельного участка.
Несогласование Мослесхозом границ земельного участка, предложенных заявителем, свидетельствует о наличии спора о праве между землепользователем и собственником, который может быть разрешен способами, установленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ссылка заявителя апелляционной жалобы на статью 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не может быть принята во внимание, так как указанная норма права не содержит обязанности заинтересованных лиц согласовать акт местоположения границ.
Ссылка заявителя на имеющейся в деле лист согласования границ, подписанный в 2007 году директором ФГУ "Звенигородский лесхоз" (л.д.85 т.1), также не может быть принята во внимание, так как лист подписан неуполномоченным лицом и не утвержден Администрацией Одинцовского района. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе СНТ "Жаворонки-Север" в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 7 сентября 2009 года по делу N А41-25239/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25239/08
Истец: СНТ "Жаворонки-Север"
Ответчик: ФГУ "Мосрегионлес", Управление лесного хозяйства по Московской области и г.Москва
Третье лицо: Федеральное Агентство лесного хозяйствва РФ, Территориальное управление Росимущества по Московской области, Министерство сельского хозяйства РФ, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области